39-й Московский международный кинофестиваль прошел скромнее, чем обычно, но, к счастью, в хороших фильмах по-прежнему недостатка не было. Одной из сквозных тем форума стал семейный кризис.
Эта тема уже прочно обосновалась в кино, поскольку ситуация в обществе лишь обостряется, даже в странах с традиционным укладом жизни, не говоря уже о мультикультурных, «продвинутых» социумах. Человеческие отношения, даже самые близкие, претерпевают серьезные изменения.Причины могут быть самыми разными. Например, проблемы с наркотиками, как в фильме основного конкурса «Лучший из миров» немецкого режиссера Адриана Гойгингера. Мать и отчим семилетнего главного героя Адриана – героиновые наркоманы. Не спешите морщить нос, фильм не о зависимости, а о семье, а эта хоть и не похожа на традиционные, но по-своему очень яркая и любящая. Картина вообще переворачивает привычный взгляд на эту тему. Нам дают понять, что за уходом в призрачную реальность стоят личностная пустота, неустроенность в мире. Хельга рано родила ребенка, нигде не училась и может рассчитывать только на низкооплачиваемую работу. А еще это протест против чрезмерной упорядоченности буржуазного мира – мать твердит сыну, что он может стать всем, кем хочет. А тот жаждет быть искателем приключений. Адриан (Джереми Миликер) – мальчик смелый, необыкновенно развитый и самостоятельный для своих лет. А еще он великий фантазер: из страхов его воображение выплавляет монстра – демона, а из мечтаний – могучего воина, который должен его уничтожить. И самое удивительное, что малыш счастлив, потому что его любят и мама, и ее друзья. Да, любят как умеют! Они устраивают вечеринки у костра, слушают его истории и играют с ним. И семейный уют, и дом, пусть запущенный, бедный и временами становящийся угарным притоном, у ребенка есть. А главное – мать оберегает сына, насколько может, от наркоты. Она и от зависимости пытается избавиться ради него, но не может (актриса Верена Альтенбергер заслуженно получила на ММКФ приз за лучшую женскую роль). Но чем дальше, тем больше Хельга понимает, что ее сын ходит по краю, еще немного, и он тоже упадет в эту пропасть. А единственный смысл в ее жизни – это Адриан. И вот после катастрофы, когда мальчик все-таки глотнул опиума, она принимает решение – ехать в специальный приют. Там она излечилась. А следом за ней и ее муж. Думаете, это сказочка и в реальности так не бывает? Но все произошедшее – чистая правда. Это взгляд по ту сторону нормы. Ведь Адриан Гойгингер вырос, стал режиссером (чем не искатель приключений?) и снял этот фильм про себя и свою семью. Доказав тем самым, что любовь все-таки сильнее самой страшной зависимости. А вот в отечественном фильме «Карп отмороженный» Владимира Котта, получившем на фестивале приз зрительских симпатий, семейные узы куда слабее: успешный сын (Евгений Миронов) давно не чувствует себя связанным с матерью (Марина Неелова). Последняя – учительница на пенсии – живет в деревянном бараке в маленьком глухом городке и годами его не видит. Единственные следы визитов Олега – стопка денег, которыми он откупается от нормального общения. И разве многие из нас могут его винить? Человек переехал в столицу, сделал карьеру, дел невпроворот – знакомая ведь до боли ситуация. А он все-таки навещает, деньги дает, а не тянет, как некоторые, и приличный дом для престарелых присматривает. И мать – еще и русская мать! – его не осуждает. Поняв, что даже ее болезнь (а она может умереть в любой момент) не станет для сына исключением, Елена Михайловна решает взять все в свои руки и облегчить ему хлопоты по ее похоронам. И здесь, конечно, драма приобретает трагикомический оттенок, представьте, каково это – выпрашивать справку в морге и свидетельство о собственной смерти, а потом честно пытаться умереть! К сожалению, задействовав прекрасных актеров, а кроме названных в ленте играют еще и Алиса Фрейндлих, и Сергей Пускепалис, и Наталья Суркова, режиссер сосредоточивается не на психологической разработке темы, а на абсурдном повороте событий. Но все это было бы смешно, когда бы не было так грустно… А глубже всего копнула семейную тему, пожалуй, внеконкурсная картина «Нежность» итальянского мэтра Джанни Амелио (обладателя главной награды Венецианского и специальной премии жюри Каннского фестивалей). Это простая и одновременно загадочная история: старый адвокат Чезаре нелюдим, не желает общаться со своими взрослыми сыном и дочерью, но неожиданно находит общий язык с новыми соседями – парой с маленькими детьми. Ключ к его сердцу смогла подобрать обаятельная молодая женщина, к которой он вдруг чувствует настоящую нежность. Подружился он и с ее странным нервным мужем и их двумя (совсем как у него) малышами. Между тем про своих детей он прямо говорит: «Когда они выросли, я перестал их любить». Почему? Не потому ли, что они больше от него не зависят, скорее наоборот, а этого он никак не хочет допустить? Авторы лишают нас высокомерного всеведения, которым мы ведь в жизни не обладаем. Чужая душа потемки (и еще какие!), напоминает нам этот фильм и предлагает самим осветить их, самим покопаться в себе. «Это отличный сценарий», – как сказал исполнитель главной роли Ренато Карпентьеро. И режиссура, и актерская игра, добавлю я.В фильме много загадок: любил ли Чезаре свою жену, отчего бросил любовницу, почему третирует свою всепрощающую дочь? И главная: почему все-таки с соседями происходит такая страшная трагедия? Авторы ленты точно расставляют акценты, заставляя нас напрягаться в поисках ответов и мучиться от несправедливости: ведь иногда проще любить чужих людей, чем своих, кровных. Но если мы после подобных фильмов захотим позвонить родным, значит, не все потеряно. Значит, семейный кризис еще не всемогущ.P.S. О других интересных фильмах фестиваля читайте также на old.ug.ru.
Комментарии