Помните, как Лев Николаевич Толстой в своей повести «Детство» восклицает: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» Перед нами, взрослыми, стоит задача наиважнейшая – сделать жизнь наших детей такой, чтобы они о детской поре вспоминали как о самом счастливом времени, чтобы воспоминания о ней освещали, возвышали душу всегда. А чтобы жизнь действительно стала такой, надо окружить ребенка любовью, заботой и пониманием.
Маргарита КУРГАНОВА
Наталья МАЛЕЕВА, медсестра, Московская область:
Как внуки деда перевоспитали
В нашей семье было трое детей. Старший, Василий, сестра Варя и я, самая младшая. Мои родители – геологи. Они часто уезжали в командировки, поэтому едва ли не единственным воспитателем был наш дед Тимофей Иванович, тренер по боксу. За провинности он часто наказывал физически, причем тем, что под руку попадет, – ремнем, прутом, полотенцем… Меня наказывали редко, потому что я была самой маленькой, к тому же менее шаловливой. Но мне очень больно было видеть, как дед бьет Васю или Варю, которую, впрочем, он только шлепал рукой, и больно. Мне было очень тяжело, в такие минуты казалось, что это меня бьют.
Если говорить откровенно, дедушку мы не очень любили. А Василий, когда ему было уже лет двенадцать, как-то во время экзекуции неожиданно воскликнул: «Хоть бы ты скорее умер!» Потом, правда, попросил прощения. А когда дед тяжело заболел, Василий ухаживал за ним и жалел его. И вот дедушка выздоровел. Мы все радовались, а он после болезни стал другой – перестал нас наказывать и больше никогда не бил.
Помня эти картины детства, я говорила себе: «Никогда не буду бить собственных детей». Прошли годы, и у меня появились сын Коля и дочка Катя. Конечно, оба ребенка росли не совсем послушными. Сознаюсь, что порой мне хотелось шлепнуть того или другого, но я никогда себе этого не позволяла.
Вот, скажем, Коля. Однажды мы с ним собирались идти в гости к моей сестре Варе, ее сынишка Костя был ровесником моего Коли, они дружили. Только что прошел дождь, и Коля попросился погулять. Я его предупредила, чтобы он не бегал по лужам и не запачкал одежду. Но он, как и все маленькие, любил шлепать по лужам и пришел весь мокрый и грязный. В наказание я заставила его стирать одежду, и в гости мы не пошли. Я ему сказала: «Будешь сидеть дома, сам себя наказал».
Когда Николай был подростком, самым большим наказанием для него было не пустить его на улицу играть с ребятами в футбол. Это была только угроза, очень редкая, но она на него действовала, и он смирял свою строптивость.
С Катей мы дружили, но и ее иногда приходилось останавливать от непродуманных поступков или затей. Не прямым наказанием и родительским гневом, а советом и своим огорчением. Это на нее действовало эффективнее, чем любое наказание.
Татьяна ШАРОВА, учитель, Санкт-Петербург:
Опять «неуд», опять ремень…
Нам не дано предугадать, как наша двойка отзовется. Заставит она ученика быть более старательным или же в знак протеста он, наоборот, вообще перестанет учиться. А как прореагируют его родители? Одни усилят контроль за выполнением домашних заданий сыном или дочерью. Другие возьмутся за ремень. К сожалению, подобное случается, и нередко.
Мне запомнился один случай из моей практики. Шестиклассник Коля, не лишенный способностей, часто ленился и в итоге получал двойки. В том числе и по моему предмету – истории. Как-то вызвала мальчика отвечать заданное на дом, а он, сказав несколько слов, замолчал. Вижу, что даже не читал того, что было задано. Поставила в журнал двойку и попросила подать дневник. Он ответил, что не даст. После уроков я сказала ему, что вызову в школу родителей, чтобы они знали, как он учится. Коля сидел не шелохнувшись и вдруг заплакал. Я все поняла и постаралась его успокоить. Оказалось, что отец его бьет за каждую двойку и замечание, записанное в дневнике.
И вот как я тогда поступила: попросила Колю прочитать заданное и потом мне пересказать, чтобы я могла исправить двойку. Сама вышла и вернулась через полчаса. Коля не только запомнил материал, но и отлично его усвоил, правильно ответил на мои вопросы. Я похвалила мальчика и поставила ему пятерку и в дневник, и в журнал. Коля довольный пошел домой.
Спустя некоторое время я пригласила отца Коли в школу. Мы с ним поговорили. Коля стал лучше учиться. А отец с тех пор ни разу не взялся за ремень. Я считаю, что детей порой надо наказывать за проступки и непослушание, но ни в коем случае не брать в руки ремень.
Мнение психолога
Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук:
Кошка-мать не бьет котенка
Дети должны иметь представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Главное в воспитании – личный пример родителей, а не наказание и частые замечания. Отрицать любые наказания – это крайность. Этим родители снимают всякую ответственность с ребенка. Наказания возможны и порой необходимы, но надо умело их применять, это своего рода мастерство. Лишение чего-то должно быть соразмерно поступку. Не выполнил важное поручение – одно, не вымыл посуду – другое. Дети глубоко чувствуют несправедливость, тяжело переживают незаслуженную обиду.
Если родители доверяют детям, а дети – родителям, то и не будет необходимости в наказаниях. Добейтесь, чтобы сын или дочь говорили о своих неверных поступках или ошибках. Они при этом сами попросят прощения и будут раскаиваться.
Самое гуманное и результативное наказание – назначаемое ребенком самому себе. Такой прием используется в семьях, но довольно редко.
Я знаю одну осетинскую семью, которая живет в Москве. У отца – предпринимателя – четверо сыновей, и все школьники. Вот, скажем, подрался сынишка с другим мальчиком и, вернувшись из школы, тут же рассказал отцу: признал, что оба были виноваты. Отец одобрил его искренность, посоветовал ему избегать ссор и этим ограничился.
К сожалению, в некоторых семьях за провинности, плохие поступки, неуспеваемость в школе бьют детей. Физическое наказание всегда вызывает отчуждение ребенка от родителей, оно озлобляет душу. И, возможно, добродушный подросток, став взрослым, станет мстить другим за свое унижение в детстве.
Есть еще одна проблема, которая отдаляет детей от родителей, – это наказание, особенно физическое. Если родитель наказывает ребенка, к примеру, за двойки, то у него возникает страх перед школой и пропадает желание учиться. Наказывать за двойку вообще нельзя. Плохая оценка – это уже наказание. А если еще и дома накажут, то получится двойное наказание. Надо прежде всего разобраться спокойно, почему ребенок стал плохо учиться. Кстати, двойка – это наказание не только ребенку, но и родителям.
Мне приходилось слышать, как строго отец или мать наказывают сына или дочь – подростков, узнав, что они курят. Как благоразумнее поступить? Надо показать, как вы обеспокоены, огорчены, и вызвать на откровенный разговор, суметь объяснить подростку, что это вредит здоровью и грозит заболеваниями в будущем. И не допускать при этом никакого унижения, оскорбления.
Что же касается физического наказания детей вообще, то в наше время всеобщего образования каждый родитель должен знать, что это не метод воспитания. Оно может породить ожесточение, агрессию у самого ребенка. Кто-нибудь видел, чтобы звери били своих детенышей? Никто и никогда. Только порой можно наблюдать легкие шлепки, а не остервенелое избиение. Значит, физическое наказание – это красная линия, которую переходить нельзя.
Комментарии