search
main
0

Свое время. Как стать чемпионом?

​Олимпиадная жизнь в Москве бурлит. Не успела завершиться одна олимпиада, как тебя уже ждет следующая. А еще множество конкурсов – предметных, межпредметных, метапредметных и тех, которые с трудом можно отнести к какому-либо учебному предмету вообще. Но все они интересны. Начинается все это уже в сентябре, а завершается хорошо если летом следующего года. Другими словами, олимпиадное движение развивается сегодня бурно, неудержимо и во многом параллельно обычному повседневному учебному процессу.

Появление всего этого многообразия вполне закономерно на данном этапе развития российского образования. Сегодня мы являемся свидетелями проектного этапа развития российского общества, когда понятно, что старые стереотипы работают уже плохо, а новых норм, новых форм деятельности, в том числе педагогической, даже нового содержания образования пока еще нет. Поэтому сегодня вполне естественно обращение с творческими вопросами, творческими заданиями, творческими сценариями к нашим ученикам – они лучше чувствуют пульс современной жизни. Потому так активно они и включаются в этот созидательный процесс.Современное олимпиадное движение рождает и важные вопросы, которые относятся в первую очередь к соотношению обычного учебного труда и творческой учебной деятельности в условиях соревнования.Прежде всего это принципиальная их непохожесть, иногда даже несовместимость. Подготовка домашнего задания, выполнение творческих заданий на уроках или в системе дополнительного образования сильно отличаются от серьезной подготовки к олимпиаде. Просто хорошие знания на базовом и даже повышенном уровне еще не гарантируют успешного выступления на конкурсах и олимпиадах. Здесь подготовка скорее похожа на тренировку спортсменов, где важны не только профильные (конкретно предметные) навыки, но и общий культурный уровень, общая креативность ученика, его психологическая устойчивость, умение работать в команде и даже физическая выносливость.Все это предполагает, во-первых, что современные конкурсы и олимпиады – это не просто факультативная деятельность после уроков, а во-вторых, что ребят, способных к данной деятельности, гораздо меньше, чем просто отличников и хорошистов. Вернее, они другие. Последнее особенно интересно, так как некоторые конкурсы (особенно гуманитарные) начали неожиданно выигрывать ученики, которые вовсе не числятся в своей школе среди особо успешных.Первым на данную ситуацию в образовательном сообществе откликнулся, естественно, Интернет. В Сети появились интересные сайты поддержки олимпиадного движения. Вот некоторые из них:mosolymp.ru – олимпиадная жизнь в Москве;vk.com/typical_olimp – типичный олимпиадник;school-olymp.ru – Центр образования «Коалиция»;www.mccme.ru – Московский центр непрерывного математического образования;info.olimpiada.ru – информационный портал olimpiada.ru;study.olimpiada.ru – кружки, секции, занятия;edudata.olimpiada.ru/c – школа «Интеллектуал» (курсы углубленной подготовки к олимпиадам).Здесь выкладываются олимпиадные задания, проводятся очные и дистанционные занятия, организуются каникулярные и летние профильные лагеря, интересные встречи. Некоторые ресурсы приглашают на свои мероприятия исключительно школьные команды, другие работают и с одиночками.Однако самым интересным явлением в московском образовании стала Ассоциация победителей олимпиад (moscowinners.ru) – общественная организация, объединяющая победителей и призеров различных олимпиад, ребят, небезразличных к развитию олимпиадного движения.И это не просто общественная организация, а место встречи талантливых ребят: лучших учеников, победителей и призеров разнообразных интеллектуальных конкурсов, которые здесь ищут и находят себя. А найдя, помогают искать свой путь следующим поколениям. Московское образование дает возможность ребятам, которые стали студентами престижных вузов Москвы, делиться с учащимися школ секретами подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях.Ведь участие в олимпиадах – это не только интерес, не только проверка себя, своих способностей и возможностей, но и шанс. Победа в олимпиаде предоставляет школьникам право поступить в вузы без вступительных испытаний либо получить дополнительные баллы к основным баллам ЕГЭ.Понятно, что подобная деятельность не может успешно развиваться без качественного основного и дополнительного образования. Так, в школе «Марьино» сегодня реализуются естественно-научный, технологический, гуманитарный и социально-экономический профили, работает достаточное количество объединений дополнительного образования, способных раскрывать таланты школьников, предлагается немало курсов по выбору.Однако, анализируя результаты деятельности образовательной организации за 2016-2017 учебный год, мы отметили объективную потребность создать систему подготовки ребят к олимпиадам различного уровня.В решении данной задачи мы видим два аспекта: фундамент знаний закладывает учитель в рамках школьной программы, а занятия с молодыми преподавателями Ассоциации победителей олимпиад позволяют посмотреть на предмет с новой стороны, получить расширенные знания и определить пути подготовки к соревнованиям совместно со студентами, прошедшими все этапы олимпиады.Так, к нам весной пришел «Кружок от чемпионов».Ребята, выбирая для себя занятия, опирались не только на сиюминутный интерес, но решали, какие учебные предметы особенно нужны им в будущем, старались взглянуть на себя в перспективе.И наши старшеклассники не прогадали. Все ребята отметили непринужденный формат подачи материала, необычными аспектами которого старались их заинтересовать. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что преподаватель не намного старше их, а почти ровесник, а значит, ему близки подростковые трудности и сомнения.Во время летней образовательной сессии на базе нашего комплекса молодыми преподавателями «Кружка от чемпионов» велись занятия по 6 профильным предметам: обществознание, английский язык, биология, химия, физика и информатика.В дальнейшем запланированы расширение спектра предметов по направлениям подготовки, разработка мини-проектов с молодыми наставниками, проведение различного рода интеллектуальных соревнований на базе образовательного комплекса, а также включение в дистанционные занятия «Кружка от чемпионов», которые стартуют в октябре 2017 года.Ведь не исключено, что наши выпускники уже через год-два тоже смогут попробовать себя в качестве молодого преподавателя в школе.Ассоциации победителей олимпиад реализуют разнообразные проекты. Один из них – проект «Сверхурочные» – включает видеолекции и учебные статьи по английскому, испанскому, итальянскому, немецкому, французскому, китайскому языкам, астрономии и биологии, географии и информатике, искусству и истории, математике и обществознанию, праву, ОБЖ, русскому языку, экономике, физике, химии, технологии и физической культуре. По сути, это материалы для самостоятельной подготовки к предметным олимпиадам.Именно так, в обществе таких же творческих ребят, как и ты сам, в команде с другими неравнодушными сегодня можно найти свой уникальный путь. И начинать нужно прямо сейчас. Не случайно великий физик Григорий Ландау говорил: «Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит».Сергей ИВЛЕВ, старший методист школы «Марьино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте