Недавно завершившийся всероссийский этап школьной олимпиады по астрономии 2014 года уже назван самым миниатюрным по численности участников. Самая большая команда юных астрономов, прибывшая на заключительный тур в Великий Новгород, была из Санкт-Петербурга – 21 участник. Из Москвы приехали 8 школьников. Из других регионов и того меньше. Так, родную Новгородскую область на олимпиаде представляли всего три человека. В целом на олимпиаду приехали 167 участников из 35 регионов страны. В итоге вся сборная команда самых увлеченных астрономией школяров страны прекрасно поместилась в небольшом конференц-зале новгородской гостиницы. Корреспондент «Учительской газеты» застала там ребят и их преподавателей в конце самого трудного – первого – дня олимпиады.
Школьники были заняты: шел разбор олимпиадных заданий, которые в этот день дети писали в новгородской гимназии «Новоскул». На видеоэкране в аудитории светилась загадочная для меня запись, начинающаяся словами «На некоторой планете сферической формы тропик вдвое длиннее полярного круга…» и благосклонно разрешающая «угловыми размерами центральной звезды и рефракцией пренебречь». Дети тянули руки к педагогу, ведущему разбор заданий, переглядывались, делились друг с другом догадками и даже смеялись. В одной из делегаций была влюбленная пара: девочка обняла мальчика за плечи, они, затаив дыхание, смотрели на экран. Здесь царило единодушие, и где-то под потолком типового конференц-зала гостиницы, несомненно, невидимая мне, витала муза астрономии Урания. Я была здесь лишней. И потому тихонько вышла из зала – вместе со счастливо оказавшимся рядом со мной улыбчивым преподавателем…Бывают люди, которые при первом взгляде и знакомстве сразу располагают к себе. Таким оказался Михаил Кузнецов – руководитель делегации юных астрономов из Московской области. Михаил Владимирович учит детей «закону звезд» (так дословно переводится с латыни понятие «астрономия») в двух образовательных учреждениях – гимназии №1 и лицее №14 подмосковного города Жуковского. Он открыт, доброжелателен и, кажется, всегда находится в хорошем настроении. Детям, должно быть, очень комфортно и интересно учиться у такого преподавателя. С Михаилом Кузнецовым мы разговорились о самом любимом для него предмете в школе и в жизни – об астрономии…- Михаил Владимирович, ваши ученики впервые участвуют во Всероссийской олимпиаде?- Нет, мои ребята периодически участвовали в таких олимпиадах с 1997 года. А начиная с 2010 года по три участника из гимназии №1 и лицея №14 города Жуковский отправляются на Всероссийскую олимпиаду каждый год. Один из них, Вадим Сушко, ученик гимназии №1, приехал на заключительный этап уже в четвертый раз – впервые Вадим представил Московскую область на таком мероприятии еще в 8-м классе, а в этом году он оканчивает 11-й класс. Вадим становился победителем Всероссийской олимпиады последние три года. Если получится стать лауреатом и на этот раз, то Вадим поставит рекорд. У него есть уже рекордное достижение: в прошлом году Вадим Сушко получил 149 баллов из 156 – это лучший результат за всю историю всероссийских олимпиад по астрономии.- Как вы считаете, исходя из опыта своей работы, астрономия должна вернуться в расписание российских школ?- Безусловно. На мой взгляд, астрономия – основной мировоззренческий предмет в школе. Она формирует понимание устройства мира в целом и благодаря этому «склеивает» между собой все предметы: физику, математику, естественные науки и даже частично гуманитарные предметы. А я считаю, что задача основной школы именно такова – дать ученику информацию о том, как устроен мир, чтобы он мог определить, какое место он сам в нем занимает. И когда это достигается, человек очень уверенно чувствует себя во взрослом мире. Про своих учеников я могу сказать: эти люди добьются многого, и можно не сомневаться в их правильных жизненных целях…- Противники возврата астрономии говорят о чрезмерной учебной нагрузке детей. Какой выход из ситуации? Может ли, например, астрономия стать частью школьного курса физики?- Беда в том, что там, где преподается углубленная физика, а именно физикам предлагают обычно вести астрономию, учителя на это не идут, потому что час на астрономию из углубленной физики отрезать никто не хочет. Тут важно понять другое: мы сейчас перегружаем детей не теми предметами, которые необходимы.При объявленной политике модернизации образования в школе не увеличивается никаким образом преподавание технических предметов, не развивается техническая направленность образования в целом. Это вызывает некоторое недоумение. И эта ситуация ухудшается с каждым годом. Понятно, что техническое допобразование с точки зрения оснащения дороже, чем гуманитарное. Но детям оно не менее необходимо.На мой взгляд, астрономию нужно было бы вводить не в старших классах, а в среднем звене хотя бы по той причине, что именно там закладывается мотивационный интерес к изучению многих предметов. Я знаю, что большое число детей с младших классов интересуется космосом. Если в данный период преподаватель поддержит этот интерес, это может сыграть очень большую роль в развитии естественно-научной направленности обучения в среднем звене, а потом и в старшем. Благодаря связующей роли астрономии дети перестанут чувствовать границы между предметами, для них они сотрутся. И после этого ребята перестанут считать какие-то предметы ненужными, исчезнут вопросы, зачем, например, они учат математику. Они будут ставить перед собой вопросы и пытаться на них отвечать. И это гораздо важнее, на мой взгляд, чем просто отдельное изучение математики, физики или других предметов.- А у вас астрономия в старших классах преподается?- Нет, и в гимназии, и в лицее у нас как раз в среднем звене проходят астрономию – с пятого по седьмой класс.- Программы авторские?- Практически у всех учителей! Хотя это не так просто – сейчас, например, мы приводим программы в соответствие с новыми стандартами, на это уходит масса времени, которое хотелось бы отдать детям, а не бумагам. Но авторские программы – необходимость хотя бы потому, что существует колоссальный дефицит учебных материалов по астрономии. Вот только что к нам в гимназию и лицей привезли новые фгосовские учебники. Учебник по астрономии согласно ФГОС – один на весь перечень. И заказать его невозможно нигде. Мы в этом году попытались поискать учебники. Оказалось, ни одно крупнейшее издательство страны лет семь уже не издает учебников по астрономии. Отсутствуют и научно-популярные книги по предмету. Если они печатаются, то тиражи маленькие, и они не доходят до регионов, расположенных дальше Москвы и Санкт-Петербурга. Лишь тот, у кого есть источники, кто постоянно читает литературу, хорошо участвует во всероссийских олимпиадах. Интернет помогает не всегда. Наступил момент провала научно-популярной литературы в стране, который нужно ликвидировать, для того чтобы у нас появилась технически образованная молодежь.- Если вспомнить преподавание астрономии в советские времена – тогда обучение велось в старших классах, и содержание его было откровенно приближено к физике. Я, например, помню, как нас учитель заставлял делать расчеты траектории движения небесных тел. Это было сложно и скучно. Если астрономию «переместить» в средние классы – на что тогда делать акцент?- У меня программа построена по такому принципу. Сначала нужно детям рассказать о том, как устроен мир, первая часть курса – описательная. Мы изучаем планеты, современные достижения космонавтики, не делая акцента на том, чья наука совершила тот или иной прорыв – наша или американская, говорим о том, чего достигло все человечество в целом. Астрономия с проектором стала замечательным предметом! Мультимедийная техника дает массу возможностей! Ребятам очень нравятся занятия с применением видеотехники, кроме того, у меня есть собственная маленькая обсерватория. Я веду не только уроки, но и занятия в астрономическом кружке. Использую обсерваторию для обоих видов занятий. И еще, после того как у нас появились первые весомые победы, спонсоры нам купили для уроков хороший телескоп. Сделанные астрофотографии входят в детские научно-практические работы. Позднее на основе наблюдений мы начинаем решать простые оценочные задачи. Например, сколько времени идет свет от одного космического объекта к другому. Потом задачи усложняются, понимание явлений тоже усложняется. Такая программа рассчитана на три года, с 5-го по 7-й класс, а 8-й и 9-й классы – это астрономия в рамках углубленного физмата. Результаты видны на таких состязаниях, на которых мы с вами сейчас присутствуем…- Ваши ученики становятся астрономами?- Да, в прошлом году, в частности, у меня было четыре одиннадцатиклассника, поступивших на астрономические отделения в профильные вузы Санкт-Петербурга, Казани и Москвы. Двое из них – призеры Международной олимпиады по астрономии. Это люди мотивированные, заряженные, настоящие любители астрономии. С таким интересом им жить не скучно…«Итак, ответ – двадцать три часа три минуты – это если брать наше обычное солнечное время», – ответ на последнее задание олимпийского дня донесся до нас из конференц-зала.Интересные люди астрономы – могут жить в разных временах Вселенной… Я, гуманитарий, услышанный термин осмыслила по-своему. Ждет ли школьную астрономию солнечное время? Придет ли когда-нибудь ее звездный час?P.S. По результатам Всероссийской олимпиады по астрономии-2014 50 участников были награждены дипломами победителей и призеров. В числе лауреатов оказались трое воспитанников Михаила Кузнецова: Алексей Шепелев, Евгений Шеянов и Вадим Сушко. Отличились ребята из Белгорода, Кингисеппа, Тольятти, подмосковных городов (Дедовск, Подольск, Фрязино, Коломна, Электросталь), Москвы, Архангельска, Санкт-Петербурга, Самары, Чувашской Республики, Республики Мордовия, городов Сосновый Бор, Гатчина и Всеволожск Ленинградской области, Нижнего Новгорода, Ижевска, Красноярска, Омска, Калининграда, Калуги, Екатеринбурга. Если вы не нашли своего города или республики в этом перечне – это повод задуматься. Все ли российские дети, увлеченные астрономией, имеют возможность заниматься любимым предметом в том населенном пункте, в котором они живут, хотя бы вне школы?
Комментарии