Можно долго копаться в проблемах высшего образования, находить в них более острые, менее опасные, средней терпимости… В этих болячках можно увязнуть, словно в болоте. Но стоит ли? Виновник и родитель у них один – государство. Ему, видимо, не нужны образованные люди. Безграмотные двоечники и троечники лучше устраиваются в жизни, с жалостью посматривая на грызущих гранит науки. Врачи, учителя не оценены по достоинству. Наоборот, престиж профессии растоптан. Уборщицы получают больше научных сотрудников.
Я преподаю в вузе 23 года. Как живут мои коллеги? Плохо. 500-700 рублей – “потолок”. И самое печальное – они ожесточаются, начинают работать на эту сумму. Как в магазине. Ни грамма больше. Врач лечит на 500 рублей, а учитель на 500 рублей учит.
Недавно мой коллега рассказал такую историю. Встречает он на улице знакомую семьи, учительницу сына. Слово за слово. Выясняется, что сын несколько месяцев по субботам в школу не ходит. “Как так? Почему не позвонили, Мария Алексеевна?” – отец застыл в недоумении. “Чей ребенок? Ваш? Вот вы и следите! На сколько нам платят, на столько мы и работаем”. Цинично. Но как ее осуждать?
Сам я родом из города Губкина Белгородской области. По своему опыту знаю, провинциальные педагоги выживают за счет близости к земле. Двадцать минут пешком, и вот он, кормилец, огородный участок. Вот и работают, пока силы не кончатся.
Наиболее квалифицированные преподаватели занимаются репетиторством. Цена колеблется от 10 рублей до 10 долларов. В зависимости от мастерства, известности. Бывает, заведутся у родителей деньги, они стараются вложить их в образование детей. Но когда денег нет, даже болеть опасно. Для семьи педагогов это означает нищету. Лекарство ведь стоит невероятно дорого. А если предстоит платная операция, будут огромные долги…
Естественно, люди не выдерживают, уходят. В коммерцию, на производство, простыми рабочими. Уходят наиболее инициативные, молодые, лишь бы на кусок хлеба заработать. А преподавательский состав в вузах подходит к последней возрастной черте. Большинству около шестидесяти.
Как мы ни бьемся, ни пытаемся решить проблемы, все тщетно. Надо, чтобы те, кто сидит в Кремле, захотели исправить это положение. На образовании ведь не экономят. Без четкой государственной политики, достаточного финансирования образование, конечно, какое-то время протянет, но выживет ли?
Образовательное сообщество сегодня разделилось. Одни опустили руки, потеряли веру в желание государства поддерживать развитие отечественного образования, работа им уже не в радость. Другие все-таки надеются, стараются поддерживать свой научный уровень, читают литературу, ухитряются заниматься исследованиями. Третьи наблюдают за ситуацией на Родине из-за рубежа. Статистика по этому поводу просто фантастическая. В 1989 году на постоянное место жительства в другие страны переехало семнадцать тысяч научных работников разного уровня.
Дальнейшую ситуацию в высшем образовании прогнозировать сложно. И все-таки, я уверен, многое зависит от воли, разума, жизненной энергии тех, кто продолжает трудиться. Несмотря ни на что, надо хорошо делать свое дело.
Сергей ХАРЛАМОВ,
преподаватель кафедры “Строительное производство” Губкинского института (филиала Московского государственного открытого университета)
Старый Оскол,
Белгородская область
Комментарии