search
main
0

Свободный микрофон

Галия МУХАМЕДЬЯНОВА, министр образования Республики Башкортостан:

– Все мы делаем одно очень нужное и важное дело – строим Новую школу. В Минобразования РФ и на местах активно идет подготовительная работа по переходу на 12-летку. Не стоит на месте и Башкортостан: сейчас в республике разрабатываются Концепция и программа регионального компонента содержания образования. Завершается переход на четырехлетку в начальной школе – уже сегодня 83% детей обучаются по системе 1-4.

Для многоязычных и поликультурных регионов важно, что содержание образования в структуре 12-летки сохраняет федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. И здесь всем нам необходимо соблюсти баланс между частями, найти “золотую середину”. В субъектах России уже накоплен значительный опыт разработки и внедрения национально-регионального компонента. В нашей республике это – родные языки, история, география, экология Башкортостана. Как и другие регионы, мы работаем в режиме диалога языков и культур. Ибо мировой исторический опыт показывает: утрата языка, национальных основ подчас равносильна не только потере своего прошлого, но и закрывает путь в будущее. Ушинский говорил: “Когда исчезает язык народа – народа нет более”. Президент нашей республики Рахимов поставил задачу: обязательным требованием во всех школах должно стать трехъязычие – хорошее знание родного языка, русского и одного из иностранных.

Сегодня в Башкортостане организовано обучение на шести языках – русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском, а еще восемь языков – мордовский, немецкий, латышский, белорусский, украинский, греческий, еврейский, польский – изучаются как предмет. Республика также взяла на себя заботу по подготовке учителей башкирского языка для соседних регионов. Проявляя заботу о других этносах, живущих у нас, мы хотели бы видеть такое же отношение к представителям башкирской национальности на их сегодняшней родине. На мой взгляд, проблема развития национального образования в России, налаживание вертикальных и горизонтальных связей должны решаться при централизованном государственном подходе к ней на основе целевой Федеральной программы.

Грядущая 12-летка ставит перед всеми нами и другие проблемы. Во-первых, это коррекция учебных программ вузовской подготовки учителей, которым предстоит работать в преобразованной школе. Во-вторых, важным для вузов представляется кооперация усилий по созданию информационной базы для развертывания системы дистанционного обучения. И, в-третьих, наряду с углублением профессионального образования должна прийти и его многопрофильность. Смежные специальности, профессии дополнительного образования… Именно “мастера на все руки” сейчас востребованы сельскими, особенно малокомплектными, школами региона.

Имея развитую социальную инфраструктуру, финансово-экономические возможности, кадровую и программно-методическую базу, Республика Башкортостан просит включить ее в федеральный двухлетний эксперимент по 12-летке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте