search
main
0

Свободны ли вы?

Свободны ли вы в профессии? Свободны ли как личность? Ответить на эти вопросы не так-то легко, как кажется на первый взгляд. Какой смысл мы вкладываем в понятие “свобода”: отсутствие комплексов и стереотипов или наличие высокого уровня творческого потенциала? Презрение норм, правил и обязанностей или наличие стойкой внутренней позиции, в основу которой положены личностные ценности? Независимость от общественного мнения, свободная манера поведения, легкость в установлении контактов и неприятие других точек зрения или наличие у человека таких качеств, как самостоятельность, смелость, уверенность в себе, лидерство и вместе с тем высокоразвитое чувство ответственности?

Профессия учителя требует наличия определенной степени свободы и во взглядах, и в поведении, и в личностном самовыражении, и в выборе форм, методов и приемов педагогической деятельности, так как только свободный человек способен увлечь, заинтересовать учеников и повести за собой. Особенно это проявляется в педагогическом творчестве.

Опрос руководителей различных образовательных учреждений (традиционных и инновационных) на предмет выделения наиболее важных личностно-профессиональных качеств, необходимых для профессионального педагогического творчества, создания, а главное, реализации педагогических инноваций, показал, что на первое место из ста предложенных для выбора качеств личности 83,6% опрошенных вывели комплекс качеств, характеризующий организаторские способности педагогов.

Это прежде всего адаптационная мобильность как некое интегральное качество, которое определяется склонностью педагога к творчеству и углублению знаний, инициативностью и нетерпимостью к косности, готовностью к риску и стремлением к нововведениям в собственной деятельности. При этом каждый второй из числа опрошенных отмечает значимость наличия собственных убеждений, а 60% опрошенных отдают приоритеты таким качествам, как порядочность и справедливость.

Вместе с тем педагоги (директора и учителя) – инноваторы, характеризуя выраженность своих профессионально важных личностных качеств при самооценке, более высокую оценку дали своей инициативности, способности критически мыслить, креативности, а наименьшую – уравновешенности, организованности и настойчивости. Напротив же, педагоги, не включенные в инновационную деятельность или занимающиеся нововведениями бессистемно, от случая к случаю, наибольшее предпочтение при самооценке выраженности личностно-профессиональных качеств отдали трудолюбию и организованности, а наименьшее – предприимчивости, решительности и креативности.

Что же обеспечивает профессиональную и личностную свободу? На наш взгляд, чувство свободы в профессии зависит от наличия целого комплекса, который включает:

Высокий уровень знаний, профессиональных умений и навыков, проявляющийся в наличии профессиональных достижений, открытости для усвоения нового опыта, стремлении постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, разнообразии интересов.

Наличие творческого потенциала, который предполагает развитую креативность, творческое мышление, умение находить нестандартные решения, навыки владения разнообразными профессиональными технологиями.

Определенные личностные качества, например, такие, как смелость, уверенность в себе, нонконформизм, хорошо развитая адаптивность, самостоятельность, независимость.

Характерный стиль поведения, включающий адекватную самооценку личности педагога, внутренний локус контроля, умение организовывать деятельность при недостатке ресурсов, эффективно работать в ситуациях неопределенности и при отсроченном вознаграждении, добиваться позитивного результата без явно выраженной поддержки и одобрения со стороны окружающих или вышестоящего руководства и др.

Кроме этого, большое значение имеет собственная “Я-концепция” учителя, которая формируется под воздействием воспитания в семье, взаимоотношений с окружающими, собственной идентичности.

Для педагога важно знать, насколько он предрасположен к профессиональной свободе. Помочь в этом могут различные методики психологической диагностики, направленные на оценку выраженности того или иного качества, входящего в комплекс предпосылок развития чувства свободы.

Мы предлагаем вам ориентировочный экспресс-тест, который поможет определить, насколько вы свободны в профессиональном и личностном плане. Для этого нужно ответить на вопросы, выбрав только один ответ:

1. В моей работе меня больше привлекают:

А) возможность экспериментировать, реализовывать свои творческие идеи;

Б) возможность общения с разными людьми;

В) возможность шлифовать, отрабатывать методику преподавания.

2. Перед тем как принять какое-то решение, я, как правило:

А) хорошо все обдумываю и взвешиваю все “за” и “против”;

Б) советуюсь с коллегами, руководством;

В) полагаюсь на интуицию.

3. Моими достижениями я обязан в первую очередь:

А) моей семье, коллегам, друзьям;

Б) удачно сложившимся обстоятельствам;

В) своим собственным усилиям.

4. Программы, планы, распоряжения разрабатываются прежде всего для:

А) ограничения свободы;

Б) для определения поля творческих изысканий;

В) помощи педагогам в реализации своих обязанностей.

5. В своей работе я постоянно стремлюсь:

А) к четкому выполнению своих обязанностей;

Б) к поиску, разработке и внедрению новых методов и технологий;

В) к общению с коллегами и учениками.

6. Разработка педагогом авторских программ необходима, на мой взгляд, прежде всего для обеспечения:

А) возможности самоутверждения в глазах коллег и руководства;

Б) возможности решения вопросов, связанных с аттестацией, повышением категории и должностного оклада;

В) возможности реализации своих собственных идей с целью повышения своей конкурентоспособности.

7. По-моему, в жизни наиболее важно:

А) соответствовать общепринятым нормам, не выпячиваться и не выделяться;

Б) найти свой профессиональный путь и следовать им;

В) стремиться к самовыражению, иметь свое собственное мнение и отстаивать его.

8. В своей повседневной жизни я предпочитаю:

А) постоянно что-то менять, переставлять мебель, путешествовать;

Б) стабильную обстановку, привычные условия, сложившиеся за много лет;

В) планировать свои действия: работу, отдых, встречи, достижения.

9. Наиболее важными личностными качествами эффективного педагога, на мой взгляд, являются:

А) инициативность, новаторство;

Б) исполнительность, обязательность;

В) артистичность, коммуникабельность.

10. В воспитании детей прежде всего нужно обращать внимание на:

А) развитие дисциплинированности, строгое выполнение правил, норм поведения;

Б) развитие творческих способностей;

В) развитие собственной точки зрения, личностной свободы.

11. Как правило, мои действия ограничены:

А) руководством;

Б) нормами и правилами, выработанными в коллективе;

В) моими собственными убеждениями.

12. Чаще всего я чувствую неудовлетворение, когда:

А) кто-то или что-то мешает мне в реализации моих планов;

Б) ссорюсь с кем-то;

В) мне приходится заниматься не интересным для меня делом.

13. Мне нравятся люди, которые:

А) независимы, самостоятельны в принятии решений, имеют на все свою точку зрения;

Б) легко сходятся с людьми, готовы оказать сотрудничество и помощь;

В) четко выполняя свои обязанности, умеют ограничиваться их рамками, уравновешены, пунктуальны, аккуратны.

14. Я считаю:

А) себя полностью сформировавшейся личностью;

Б) что у меня еще есть резервы внутреннего роста и развития;

В) что в профессиональном плане я уже всего достиг.

15. Чувство тревоги у меня вызывают:

А) предстоящее общение с руководителем;

Б) неопределенность ситуации или новая обстановка;

В) невозможность выполнить обещания.

Если вы набрали от 24 до 34 баллов, то можете обладать чувством профессиональной свободы, хотя предпосылки для этого развиты недостаточно. Вы чувствуете себя комфортнее, если находитесь в стабильной знакомой обстановке, окружены знакомыми, друзьями, ощущаете их одобрение и поддержку. Для эффективной профессиональной деятельности вам необходимы определенные рамки, границы, заданные руководителем или коллективом. Вы в большей мере ориентированы на профессиональное общение. Для реализации своих творческих идей вам необходимо признание со стороны окружающих, вы часто бываете зависимы от их мнения, точки зрения. Зачастую для осуществления деятельности вы предпочитаете традиционные способы, хотя и способны к творческой деятельности, но, как правило, в каком-то коллективе (творческой группе), совместно с коллегами.

Если у вас количество баллов от 15 до 23, то можно говорить, что вы в большей степени склонны к традиционным способам и формам деятельности, противитесь переменам, консервативны. Вы склонны следовать за общественным мнением, как правило, зависимы от группы, предпочитаете работать, принимать решения вместе с другими людьми, ориентируетесь на социальное одобрение. Для вас в большей степени важны четкое и добросовестное выполнение своих обязанностей, четкое соблюдение норм и правил, и всякие отступления от них вызывают у вас чувство тревоги, неуверенности. Вы, вероятно, хороший методист, так как в большей степени направлены на отработку, шлифовку традиционной методики преподавания и воспитания.

Елена ЧИРКОВСКАЯ,

кандидат психологических наук

Мы лишь попытались рассмотреть проблему профессиональной свободы и возможности оценки предпосылок для ее формирования и развития. Если вам, уважаемые читатели, захочется продолжить разговор, заполните анкету и отправьте ее в редакцию:

1. Какой смысл лично вы вкладываете в понятия “профессиональная свобода” и “личностная свобода”

2. Что, на ваш взгляд, способствует развитию свободы в профессиональном и личностном плане

3. Что, на ваш взгляд, мешает этому

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте