В уходящем учебном году в Южном округе подводили итоги работы детских садов. Хорошие итоги. О том, как они были достигнуты, наш разговор с начальником окружного управления образования Ниной МИНЬКО.
– Нина Григорьевна, в нынешнем году Южный округ в Москве лидировал по победам на конкурсах в дошкольном образовании. Это что, результат особого внимания, которое вы уделяете этой ступени образования?
– Во многом это результат работы самих педагогов-дошкольников. Уходящий учебный год я назвала годом дошкольника, объявила это педагогам, они хлопали. Думаю, что сегодня взрастает посеянное, плюс мы никогда не проходим мимо даже маленького успеха. Он гласен в округе, мы делаем это публично, а педагогам это приятно и хочется дальше дерзать. Кстати, 4 июня собрала в своем кабинете всех лучших педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, все пришли вместе со своими заведующими, а я раздавала премии и радовалась.
– Выступая на научно-практической конференции «Детский сад будущего», вы сказали: не увлекайтесь модулями. Вас и других начальников окружных управлений образования выступления заведующих ДОУ, по-моему, немного задели: им, видимо, показалось, что выступления чересчур научные.
– Чего мы не ожидали, так это того, что, с одной стороны, придем на конференцию, где будет звучать сначала гимн России, а потом гимн Москвы, где, с другой стороны, будут награждать победителей конкурса, а с третьей стороны, будут серьезные выступления. То есть и праздник, и официоз, и разговор по существу о Детском саде будущего.
– Нина Григорьевна, а что было посеяно в округе и что произрастает сегодня?
– Когда мы в Москве «дали отмашку»: «Ребята, становитесь все разными!», каждое учреждение пошло туда, куда хотело, каждый нашел то, что хотел найти. На конференции мы увидели: среди победителей много центров развития ребенка – детских садов. Я всегда говорю своим дошкольникам: вот штатное расписание обычного детского садика, его финансовые возможности, а вот штатное расписание Центра развития ребенка – другой статус и финансы совсем другие. Чем интереснее работаете, тем больше разных возможностей. Начинайте двигаться! Многие двинулись, стали центрами развития ребенка, подтверждают свой статус, а есть и те, кто, как тихо сидел за своим забором, так и продолжает сидеть. Наши же азартные педагоги двигались, мы их поддерживали. Вот мы на нашей территории сейчас делаем фонтан, и я, может быть, даже назову его в честь начальника отдела дошкольного образования Валентины Григорьевны Кленяевой или в честь дошкольников. Образование ведь в целом начинается с истока, пусть все зримо это представляют. У нас территорию хотят отнять, какие только предложения нам не делали, а мы не отдаем. Собрались заслуженные учителя на субботник и посадили по деревцу, по кустику, теперь здесь гуляют родители с детьми, дизайнер поработал: теперь тут будет фонтан, поставим скамеечки, в новогодние каникулы тут особое освещение и все, как в Париже.
– Так – теперь про Париж, вернее, про иностранный язык. Говорят, вы всех своих педагогов-дошкольников обучаете английскому языку. Позвольте поинтересоваться: зачем?
– Я услышала из уст первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой о проекте ЮНЕСКО, она сказала, что в каждом округе будут созданы на базе ДОУ ресурсные центры, и когда к нам приедут на международную конференцию из ЮНЕСКО, то гости посетят те учреждения, где педагоги говорят по-английски. Я записала, пришла в управление и сказала Кленяевой: «К нам могут не приехать, у нас ведь никто из педагогов языка не знает!» Мы посоветовались с педагогами: они и ресурсными центрами хотят быть, и английский хотят учить. Списки составили, начали занятия. А я сказала: те, кто станет ресурсным центром, получат от округа материальную поддержку, потому что хватит эксплуатировать энтузиазм. Если люди делают на базе своего детского сада ресурсный центр, значит, эти самые ресурсы у них есть, значит, они могут что-то реализовать, значит, польза от этого будет всему округу. Так вот, если они все распишут, покажут, какая польза будет округу от этого центра, мы начнем людям платить за то, что они достигли. Раз нам ваучер на повышение квалификации никто не дает, хотя разговоров много, значит, и повышение квалификации мы будем делать сами, вести какие-то темы, зарабатывать какие-то деньги. Добиться всего этого на уровне города мы не можем, все деньги централизованны, поэтому ресурсный центр – та самая возможность, где в течение года можно будет по отдельным направлениям проводить базовые семинары, растить на базе этого ресурсного центра ту группку, которой эта тема близка. Поэтому каждый думает, какой садик и по какому направлению сделать ресурсным центром, какая будет программа, что этому центру необходимо. У нас уже есть хорошие центры, например, детский сад №26 с программой «Я и мир», там работают очень азартно, они большие труженики.
– А зачем вы тружеников-дошкольников возили в Израиль, там есть что перенимать?
– Вообще там был семинар дошкольников по коррекционной педагогике. Началось все давно: на территории нашего округа работает израильское посольство, рядом бывший детский сад, в котором мы открыли посольскую школу, отдав его в аренду. Потом нас приглашали посмотреть образовательные учреждения в Израиле, ездили директора школ, потом заведующие-дошкольники. Многие из них вообще в первый раз попали за границу. Может быть, они по содержанию работы получили не очень много, но общее впечатление (Мертвое море, Иерусалим и так далее) очень сильное. Эта поездка им дала духовный подъем: у многих жизненные проблемы, и там, у святых мест, они облегчили душу. Духовный настрой человека, который воспитывает детей, – это все. Но все было еще и по делу: они вернулись с сертификатами о повышении квалификации, поскольку еще и поработали. Когда я, кстати, ездила сама в Израиль, то в Тель-Авивском университете встретила выпускников МИФИ: они мне показали свои диссертации в практическом варианте, они уехали потому, что у них были идеи, но эти идеи никому в России были не нужны.
– Как вы считаете, все-таки дошкольное образование в какой-то мере должно быть предшкольным (и обучающим) или исключительно воспитанием?
– Честно скажу, никогда всерьез об этой проблеме не думала, но на эту тему есть несколько зарисовок. Одна: как-то сидели с Ефимом Лазаревичем Рачевским, и он сказал: «Вы интересовались когда-нибудь, какой воспитатель приходит работать в ДОУ?» Я сказала: «Да, сделала запрос в педколледжи и попросила дать копии школьных аттестатов тех, кто работает в наших детских садах». Оказалось, что оценки там тройки и четверки. Заканчивая девять классов, они потом с такими оценками идут в колледжи. Почему же мы думаем, что оттуда получим пятерочного воспитателя, который делает то, что нужно? Рачевский предложил это ломать, в подготовительные группы ДОУ направить учителей начальных классов, и я это предложение приняла. Я собрала заведующих и сказала, что с 1 сентября хочу во все (или почти во все) подготовительные группы ввести учителей начальных классов и объяснила зачем. Кто скажет Минько «нет»? Все согласились попробовать. Я кинула клич учителям начальных классов: «Кто хочет во второй половине дня после своей основной работы в школе пойти в ДОУ и попробовать поработать с детьми?» Но поставила условия: вы закончите курсы, вы за парту детей не будете сажать, не будете готовить их к школе, вы будете их развивать по той программе, которую даст учебно-методический центр, отвечать на все «почему». Согласились многие, для них это было хорошей подработкой. Мы познакомились со всеми воспитателями, которые вели подготовительные группы, и там, где обнаружили «дыру», дали учителя начальных классов.
– А эти учителя выполнили все ваши условия?
– Я установила контроль над тем, чем занимаются в подготовительных детсадовских группах, и выяснила: за парту сажают, дают то, что надо давать в первом классе, переносят школу сразу на этих шестилеток. Я посчитала, какие деньги за год я выбрасываю, чтобы дети сразу начали раньше на год, чем положено, усваивать школьные знания. Выяснилось, что учителям не всегда была понятна глубина мысли, то, зачем я это все делаю. Мы ведь захотели профессионально высоко продлить детство, развивать детей, хотели попробовать еще многое, но учителя не всегда могли это сделать. В конечном итоге мы проанализировали итоги работы, предложили закончить этот эксперимент, и произошло удивительное: несколько десятков садов не захотели отказываться от учителей. Я до сих пор оплачиваю работу этим учителям начальных классов, потому что они в детских садах задержались.
– Почему?
– Потому что родители почувствовали разницу в подготовительных группах между воспитателем и учителем, потому что учителя (а они, как правило, были из близлежащих школ) и забирали своих детей в первые классы этих же школ, потому что сразу налаживалась цепочка отношений между двумя ступеньками образования. Время все расставляет по местам, рождается то, что нужно людям.
– А что будет дальше после таких больших успехов дошкольников, которые были в этом году?
– У меня была мысль, которая меня, кстати, и сегодня не покидает: по мере того как я определяю кандидатов на должность директора школы, мне очень хочется отправить этих кандидатов поработать в детском саду. А только потом, спустя года два, назначать их на должность директора. Тогда я поняла, что происходит в детских садах, в каком бульоне воспитываются дети, но когда они приходят в школу, все заканчивается. Межа между садиком и школой существует, и директора школ подчас не понимают, что мы в этой меже зарываем, каких детишек из детского сада мы берем и как потом в один момент мы все ломаем. В детском саду они у нас в шесть лет уже экскурсоводы, а в школе, в семье к ним относятся как к несмышленышам. Я бы платила этим кандидатам в директора, сделала бы все, чтобы они хоть годик посмотрели, как работает детский садик. Тогда они стали бы директорами, хорошо зная, что там происходит и как там работают с детьми. Но потом я поняла, что сделать это будет трудно. Ведь когда я после повышения квалификации спрашиваю кандидата в директора, с чего он начнет, то начинаются обещания: начну с психологии, с работы с коллективом. А когда переступают через порог школы, то об этом сразу забывают, жизнь сразу подкидывает множество проблем, и они с головой в них уходят.
– Когда на конференции «Детский сад будущего» выступали заведующие, их речи не казались мне наукообразными, потому что все было ими выстрадано, все шло от практики, все казалось мне выводом из этой самой практической деятельности и устремлением в будущее. Я уверена, что все предложенное они на деле реализуют.
– Я испытывала, слушая их, большое чувство гордости. Мне Валентина Григорьевна Кленяева, когда готовились к конференции и изучали работу лучших детских садов, сказала так: «Дух захватывает, только бы здоровья хватило все намеченное сделать!». А она 17 лет работает в округе, но раздел в программе «Столичное образование-5» вызывает ее искреннее восхищение. Так что в будущем нам предстоит интересная работа.
Комментарии