search
main
0

Свободная женщина ислама “Богатый человек даст хороших наследников”

Голубоглазая блондинка Валерия Порохова – потомственная дворянка. Ее матушка это писала во всех советских анкетах в графе “социальное происхождение”. Естественно, что при таком положении вещей, да еще имея папу-немца, девочка Лера родилась в лагере под Ухтой.
Впрочем, ставя прочерк в графе “отец”, Валерия Михайловна сумела поступить в институт иностранных языков, успешно его окончила, а заодно вышла замуж за гражданина Сирии.

– У вас был светский брак?
– У нас был обычный брак, зарегистрированный в советском загсе. У мужа хватало и такта, и культуры на меня не давить.
Единственное, на чем он настаивал как мусульманин, чтобы я прочла Коран. Я взяла перевод Крачковского и, поверьте мне, на следующий день не могла его читать. Академик Крачковский – великолепный арабист-филолог, и он дал потрясающий, виртуозный подстрочник. Но подстрочник к Писанию – это филология, а не Писание. Я начала читать Коран на английском языке, когда уехала в Сирию знакомиться с родителями мужа. Это было в 1981 году. Представьте себе человека с советским менталитетом, который приехал в совершенно другую страну. Мы знали, что на праздники пьют спиртное. Мы знали, что едят окорок, буженину. Мы любили вкусное вино, и вот приезжаем в страну, где нет ни того, ни другого.
– А муж употреблял?
– Никогда. Он на редкость верующий человек. Мне в этом отношении очень повезло.
– Вам позволял, а сам…
– Он мне позволял полакомиться мартини, зная, что я в винах всегда была всего лишь гурманом. Получать удовольствие от опьянения мне всегда было неинтересно. Видите ли, я была крещена, а в Коране есть постулат, что мусульманин может жениться на любой верной, то есть верующей в Бога единого.
И когда была низведена сура, содержащая этот постулат, то пророк Мухаммад, зная, что он создает социальный прецедент, тут же женился на дочери израильского царя, а затем на христианке, подтверждая на практике низведенную суру.
Поэтому мой муж мог жениться и на христианке, и на иудейке. И не должен был обращать ее в свою веру. Таков закон.
– Вы приехали в Сирию и…
– Пришла в ювелирный магазин, и, когда мне выставили витрину, полную золота, в это время раздался призыв к молитве.
Хозяин магазина, извинившись, вышел, оставив меня наедине с килограммом золота. Я стояла над этим золотом онемевшая… Как мы должны оценивать религию? Только по тому, как она работает, какие плоды растит.
– Каково жить женщине в исламском мире?
– Самый хороший вариант для женщины – жить в исламском мире.
– А как же Афганистан? Женщины, которым запрещают учиться, которых заставляют закрывать лицо? Что же здесь хорошего?
– Которых одели в мешок с двумя прорезями для глаз? Это безобразие. Я вам говорю как исламовед, это не имеет ничего общего с исламом. Знаете, как звучит коранический текст относительно одежд? “Рядитесь в украшения и самые нарядные одежды”. Единственное, что запрещается очень жестко, – направленная демонстрация сексуальных прелестей. А вот про мешки ничего нет.
– Но ведь не только в Афганистане, но и в Саудовской Аравии, да и во многих других мусульманских странах женщины закрывают лицо.
– Это их проблемы. Но это никакого отношения к вероисповедальной доктрине не имеет. Абсолютно частные следования человеческим страстям. Один мужчина не хочет, чтобы жена являла свою красоту, он ревнив без меры. Другой не хочет показать, что жена некрасивая. Может быть, он женился на ней не по любви, а по каким-то другим причинам. Мужчина очень часто выигрывает, когда закрывает свою жену, но это никакого отношения к исламу не имеет.
– Какое же положение женщины в семье?
– Высочайше почитаемое. Как только она приняла решение, что выйдет замуж за своего избранника, сразу же назначается предбрачный дар. Это ее страховой полис. Дар исчисляется либо в денежной сумме, либо в золоте, либо в недвижимом имуществе. Сумма его очень жестко и четко определяется до брака. Это страховой полис женщины на все случаи жизни. Более того, если замужняя женщина решит, что она пойдет работать, то вся зарплата ее и только ее. Она не входит в семейный бюджет.
– А то, что женщина не видит своего избранника до свадьбы?
– Не должно быть такого. Это все какие-то национальные, традиционные наслоения на ислам. Женщина должна видеть своего кандидата в мужья, она может его отвергнуть, и никто не имеет права принуждать ее к браку. Она сама добровольно делает свой выбор.
– Замужняя женщина может сама выбрать себе работу и не должна спрашивать у мужа разрешения?
– Она спрашивает у мужа совета, и только, точно так же, как это происходит во всех семьях мира. Он ведь тоже понимает, что если у нее будет больше денег, то это на пользу семейному благополучию. Кстати, даже в такой ортодоксально мусульманской стране, как Иран, меня поразило количество работающих женщин. В редакциях газет и журналов, на телевидении, на радио, в магазинах, банках, на предприятиях работают женщины. Причем часто с прекрасным университетским образованием.
– Но ведь в том же Иране женщины на улицах закутаны с головы до пят.
– Нет. Они в черных абаях, но лицо и руки открыты. Мне, кстати, не нравится, что они в черном. Я была в доме аятоллы Хомейни и разговаривала с его внучкой. И на свое недоумение получила любопытнейший ответ: мы в трауре. Но, возразила я, траур по усопшему близкому родственнику носится три месяца и десять дней. Большие трауры – это вызов Всевышнему, упрек Богу, что он не дал человеку дольше пожить. А мне сказали: нет, мы в трауре по Хусейну. Хусейн – внук пророка Мухаммада, который был зверски убит более тысячи трехсот лет назад. Я думаю, что здесь, как и во всем остальном, мы не должны ориентироваться на национальные традиции. У нас есть Господне Писание – Коран, которое расставляет все точки над “i”.
– Как там воспринимали ваши разъяснения?
– Замечательно. В Иране много моих друзей, я их люблю. Я не лукавлю, не лицемерю, я всегда привожу в подтверждение своих доводов кораническое, торическое и новозаветное Писания. И никто мне не сможет возразить, потому что именно в Коране Господь Всевышний говорит, что и Тора, низведенная Моисею, и Евангелие, посланное с Иисусом, несут правый путь и свет.
– Никогда не доводилось в ответ на это слышать, что женщине, не так давно принявшей ислам, негоже учить мужчин?
– Единственное место, где нечто подобное прозвучало, – это Россия. Но опять-таки не из уст священнослужителей, не из уст шейхов или имамов. А от наших востоковедов. Ведь у нас, в СССР, не было исламоведения как такового. Был научный атеизм. Вот от бывших научных атеистов такое слышать приходилось. Люди, сведущие в исламе, ко мне относились чрезвычайно доброжелательно. Самое интересное, что нигде в мусульманском мире этого не было, в таких странах, как Египет, Сирия, Эмираты, Кувейт, Иордания, Ливан, никто никогда не говорил мне подобного.
– И ведь все-таки существует в исламской традиции разделение мужчин и женщин.
– В арабской, а не в исламской. В исламской традиции не существует. В арабской ее сполна. Это несопоставимые вещи.
Если мы говорим об арабской традиции, здесь – большое вторжение человеческих страстей. Это вторжение может быть и лукавым со стороны умных людей, а может быть невежественным со стороны того, кто не знает сути Писания и толкует все по своим страстям.
– А процедура развода в исламе такая простая…
– Это не так. Есть даже сура Корана, которая называется “Развод”. Очень хорошо, что в исламе в отличие от христианства развод дозволен. Когда люди женятся, они не всегда могут прочувствовать и психологическую несовместимость, и сексуальную, потому что выходят замуж обычно девственницами. А если женщина не способна родить ребенка, а мужчина очень хочет наследника? Можно, конечно, жениться второй раз, но первая жена может не дать позволения на вторую жену, оговорив это перед вступлением в брак. В таком случае она должна отказаться от предбрачного дара. Развод – далеко не простая процедура. Существует хадис пророка, который гласит, что во всем дозволенном самым неприятным в глазах Аллаха является развод. Коран дает указания, как эта процедура должна осуществляться на практике. Сначала – отлучение супруга (или супруги) от ложа, потом супруги разъезжаются по родителям, пожить отдельно, чтобы понять, могут ли они обходиться друг без друга, действительно ли так необходим развод.
Если же они поняли, что развод действительно необходим, то муж в присутствии свидетелей, шейха, гражданских лиц трижды говорит: “Развод, развод, развод”. Этим он подтверждает, что шансов сохранить семью нет.
– Возможен ли развод по инициативе женщины?
– Конечно. Женщина вправе подать на развод. Она идет к шейху и говорит, что больше жить с мужем не может, исчерпала все стратегические и тактические приемы и хочет развода.
Что очень важно: при разводе у жены остается все, что муж ей подарил, если, конечно, она невиновна в разводе. Если был блуд, то он ее просто выставляет за дверь. Женщина с позором уходит, и ее блуд становится общеизвестен. После этого у согрешившей женщины нет никакого шанса на семейную жизнь в исламской стране. Между прочим, жестокому наказанию подвергается и соблудивший мужчина.
– Не так давно в Иране была побита камнями женщина, снимавшаяся в порнофильмах.
– Порнография – это страшно. И хоть сердцем я всегда на стороне женщины, но умом и логикой я считаю, может быть, имеет смысл создать прецедент жестокого наказания такой женщины, чтобы это было наставлением для будущих поколений, но ни в коем случае не лишения ее жизни, ибо в Коране Господь Всевышний нам говорит: “И не убей ты душу, что Господом твоим освящена была”. Ведь порно приводит к полному развалу института семьи…
– Часто ли происходят разводы?
– В арабском мире процент разводов такой, что говорить о нем даже неинтересно. Менее одного процента. Почему? Люди верны друг другу. Арабская женщина не прощает измену, как и любая другая. Она тоже собственница, ревнива, и к ее ревности добавляется восточный темперамент.
– У мужчин все-таки есть некоторая отдушина. Это возможность завести себе нескольких жен.
– Да. Но мы же знаем физиологию. Женщина может иметь одного мужчину, если он ее физиологически удовлетворяет. Ей нет необходимости иметь двух-трех. Мужчина бывает повышенно сексуален, и иногда ему одной женщины не хватает.
– Значит, возможность иметь несколько жен это благо?
– Я считаю, что это разумно. Есть условия, при которых женщина соглашается на вторую или третью жену. Либо она не может дать наследника, либо просто устала, родив семь-восемь детей. Она зачастую сама ищет мужу новую жену. Не по любовницам же ему ходить! И муж, правоверный мусульманин, не хочет заводить любовниц. Он хочет иметь жену.
– Вы считаете возможным введение полигамии в России?
– Де-факто она давным-давно существует, ее осталось только легализовать. А почему нет? Но дело в том, что этому будет противиться православная церковь. В таком случае нам надо будет настаивать на том, чтобы церковь нам выдала оригинал Евангелия от Иисуса, в котором многобрачие было заповедано. Ведь многобрачие заповедуется любой религией.
– И впрямь, все пророки из Ветхого завета имели несколько жен. Правда, у Адама она была единственной.
– У него не было вариантов. Все остальные имели по несколько жен. В мусульманском богословии высоко почитаются Давид и Соломон – Дауд и Сулейман. Много говорится и об Ибрагиме – Аврааме.
– У Пророка было девять жен. А ведь норма – четыре. Это максимум.
– Четыре жены – это норма. Больше четырех – ни в коем случае нельзя. Пророк создавал религиозный, политический и социальный прецедент, как я говорила выше. Он своими браками показывал, что жениться можно на любой верной, жениться можно на женщине любого сословия: на простолюдинке, на светской женщине, на вдове, на разведенной – все эти параметры перечислены в Кораническом Откровении. Он хотел создать прецедент каждому параграфу. Поэтому мы не можем брать это за образец. Если ты – Пророк, то у тебя и миссия другая.
– Но если у кого-то четыре жены, то трое, понятно, остаются без жен. Им-то как быть?
– В условиях равенства количества мужчин и женщин это верно. Но мы должны учитывать, какие велись страшные войны и в средние века, и в наше время. Погибало огромное количество мужчин. А после гражданской войны, после второй мировой войны, когда один солдат приходил в деревню, а там его ждали 200 неустроенных женщин… В России всегда несколько миллионов женщин были не устроены – и это в лучшее, мирное время!
– А с другой стороны, если человек не накопил денег на калым, значит, ему не нужно и думать о потомстве. Такой вывод можно сделать. Пусть о наследниках думают только богатые, преуспевающие люди. Так получается?
– Так. Именно богатый человек даст хороших наследников. Я недавно общалась с одним шейхом, который собирается жениться в третий раз. Он богат, он знатен, он может дать очень здоровое потомство, потому что физически он сильный, мощный мужчина. Может быть, это и цинично. Но для потомства великолепно.
Михаил ГОХМАН,
по материалам “Российской газеты”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте