Недавно министр образования подписал приказ N 1799 “О введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования” (ГОС СПО). Новое поколение стандарта начнет действовать с 1 сентября 2002 года. Что необходимо знать о новом поколении стандарта руководителям и преподавателям ссузов? Об этом мы попросили рассказать заместителя начальника Управления СПО Минобразования России Нину ЯРОШЕНКО.
– Нина Григорьевна, давайте напомним нашим читателям, что такое образовательный стандарт и в чем его суть.
– Образовательный стандарт – один из важнейших документов, подтверждающих и определяющих государственные гарантии права граждан на образование определенного уровня.
В историческом плане стандарт представляет собой качественно новый этап в эволюции способов проектирования и нормирования содержания образования. Если все предшествующие способы этого нормирования жестко фиксировали состав и объем преподаваемого материала, то стандарт принципиально меняет сам объект нормирования. Прежде всего он выдвигает требования к результатам образования. Конечно же, самое важное здесь то, что стандарт оставляет ссузам, педагогу и студентам свободу в выборе способов и средств обучения.
– Из каких разделов и частей состоит Государственный образовательный стандарт СПО?
– Первое – это ГОС в части общих требований к структуре и содержанию основных образовательных программ СПО, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки. Надо сказать, что этот документ закрепляет существование двух уровней СПО – базового и повышенного.
Второе – Классификатор специальностей СПО. Он является системообразующим нормативным документом и отражает структуру подготовки специалистов в средней профессиональной школе.
Третье – Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО. И четвертое – требования к государственным документам о среднем профессиональном образовании. Для базового и повышенного устанавливаются различные формы дипломов.
– Какой из этих документов претерпел наибольшие изменения?
– Разработка нового поколения образовательного стандарта потребовала прежде всего пересмотра Классификатора специальностей СПО. Были закрыты 13 специальностей в связи с тем, что в течение последних трех лет по ним не велась подготовка. Интегрированы 34 специальности на основе их профессиональной общности в целях подготовки специалистов более широкого профиля. Также были изменены названия 55 специальностей.
Новый Классификатор включает в себя 254 специальности, объединенные в 29 групп. Отличительная особенность данного документа – открытость для коррективов и дополнений по мере изменения потребностей рынка труда в специалистах среднего звена. И уже приказами Министерства образования введены новые специальности: 0324 “Информатика”, 2313 “Сервис на транспорте”, изменено наименование специальности 2302 – теперь она называется “Гостиничный сервис”.
– Скажите, проводился ли анализ практики реализации действующих образовательных стандартов учебными заведениями?
– Да. Мы проводили мониторинг проектирования ссузами профессиональных образовательных программ, который позволил выявить основные характеристики обновления содержания образования. Вот некоторые из них: развитие гибкости и вариативности СПО, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, гуманитаризация и информатизация содержания образования.
Мониторинг обнаружил ряд недостатков. Например, во многих стандартах квалификационные требования даны абстрактно и расплывчато, что затрудняет диагностику качества подготовки выпускников. Смущает и неопределенность статуса национально-регионального компонента, его функций и объемов, декларативный характер участия студентов в проектировании содержания образования.
– По каким основным принципам формировались гостребования?
– Остановлюсь на самых важных. В новом поколении стандартов была поставлена задача системного описания образовательного процесса, включающего в себя такие неотъемлемые элементы, как целеполагание, процессуально-содержательные параметры и результат целостного образования. Первый принцип – приоритет качества подготовки специалистов, его соответствия квалификационным характеристикам выпускников и уровню СПО.
Второй принцип – усиление профессиональной направленности содержания образования за счет широкого участия социальных партнеров, и в первую очередь заказчиков кадров, работодателей и их ассоциаций. Необходимо отметить, что разработка гостребований и их экспертиза проводились при тесном взаимодействии с потребителями кадров и профессиональными сообществами.
Конечно же, стандарт основывается на принципе исторической преемственности со сложившимися традициями формирования структуры и содержания СПО.
– Чем же новое поколение стандартов отличается от действующих?
– Изменена сама структура гостребований. Например, в первый раздел “Общая характеристика специальности” введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, обозначены возможности продолжения образования, а также введены требования к уровню подготовки абитуриента. Пересмотрен ряд наиболее важных разделов и введен новый, который регламентирует порядок разработки ссузами основной профессиональной образовательной программы по специальности, определяет требования к кадровому, учебному и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
На сегодняшний день утверждены практически все стандарты ГОС СПО базового уровня. В этом году предстоит определиться с методологией проектирования стандартов повышенного уровня, организовать их разработку, а уже с 2004 года ввести их в действие.
– Что должны сделать ссузы, чтобы заработали новые образовательные стандарты?
– Прежде всего в каждом учебном заведении важно провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению гостребований, а также обеспечить качественное проектирование профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в ссузе.
– Нина Григорьевна, а что включает в себя понятие “профессиональная образовательная программа” конкретного учебного заведения?
– Это комплект документов, определяющий содержание образования по специальности в ссузе, который в обязательном порядке включает в себя федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения. Исходными для проектирования профессиональной образовательной программы по специальности являются гостребования, а также требования образовательного учреждения к выпускнику. Требования образовательного учреждения разрабатываются в каждом учебном заведении самостоятельно, в них определяются личностные и профессиональные качества выпускника с учетом запросов регионального рынка труда и конкретных социальных партнеров.
В заключение хочется отметить, что ссузы получили большие полномочия в разработке содержания образования и организации учебного процесса. Для этого требуется коллективная работа преподавателей и предметных комиссий, что позволит обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии