search
main
0

Свобода выбора. Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей

2016 год становится годом ярких событий и серьезных изменений в системе дополнительного образования детей в России. Весной в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы состоялись два конкурса. Проведен конкурсный отбор субъектов Российской Федерации на предоставление в 2016-2017 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 годы по мероприятию 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» в целях софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации.

Для организаций, реализующих пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования, проведен конкурсный отбор на право получения в 2016 году грантов в форме субсидии. Необходимо отметить то, что конкурс грантов для организаций, действующих в сфере дополнительного образования детей, проводился первый раз.7 субъектов РФ – победителей конкурса региональных проектов (Астраханская, Вологодская, Тульская области, Пермский край, республики Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) получат субсидии из федерального бюджета на сумму почти 200 млн рублей.Им предстоит реализовать программы, включающие меры по внедрению персонифицированного финансирования, независимой оценки качества дополнительного образования, механизмов информирования потребителей о программах дополнительного образования. В центре региональных программ – персонифицированное финансирование – модель финансирования, обеспечивающая поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (государственной, частной, индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем.Предполагается, что в рамках своих программ регионы апробируют вариативные модели персонифицированного финансирования. Анализ их содержания и опыта апробации позволит рекомендовать наиболее оптимальные из них другим российским регионам. Создание систем независимой оценки качества дополнительного образования – другая важная задача в ситуации, когда в системе дополнительного образования отсутствуют государственные стандарты, закрепляющие требования к результатам и условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ. Альтернативной, отвечающей специфике системы дополнительного образования (вариативной, гибкой), призваны стать инструменты оценки качества программ потребителями, а также модели общественно-профессиональной аккредитации программ. Исследования показывают, что наряду с территориальными барьерами значимым барьером доступности дополнительного образования является информационный. Граждане испытывают дефицит информации, в особенности о новых программах дополнительного образования, в том числе новых и актуальных программ (робототехника, программирование и др.), не могут сравнить кадровое и ресурсное обеспечение программ. Региональные программы предусматривают создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий. Модернизация управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей не является самоцелью. Все реализуемые меры в совокупности должны привести к повышению доступности качественных программ дополнительного образования детей.Конкурсный отбор на право получения в 2016 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 годы, выявил 16 организаций-грантополучателей. Конкурсный отбор проводился по двум номинациям: «Реализация сетевых инновационных программ, содействующих обновлению содержания, форм и технологий в системе дополнительного образования детей»; «Реализация современных моделей организации дополнительного образования детей в области технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков». Общая сумма грантов данным организациям составила 86 млн рублей. В числе организаций – государственные и негосударственные организации дополнительного образования детей (центры экологии, краеведения и туризма, детского творчества, станция юных натуралистов и др.), а также организации, реализующие программы высшего, дополнительного профессионального образования, представляющие следующие российские регионы: Московская, Калининградская, Костромская, Тверская, Вологодская, Ульяновская, Ярославская области, Ставропольский, Краснодарский, Красноярский края, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, республики Татарстан, Башкортостан, Севастополь.Проекты организаций разнообразны по содержанию: летние школы, сезонные сборы, детские технопарки («кванториумы»), пакетные программы робототехники, сеть школьных лесничеств, мобильный центр инженерно-технического творчества. Целевыми аудиториями проектов являются дети и подростки, специалисты образовательных организаций различного уровня. В качестве планируемых результатов обозначаются: разработка и внедрение инновационных дополнительных общеобразовательных программ, проведение курсов повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций, проведение образовательных мероприятий для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Организации, получающие грант на реализацию проекта, обеспечивают привлечение внебюджетных средств, что предполагает использование механизмов частно-государственного партнерства, взаимодействие организаций разных типов (дополнительное образование, школы, вузы). Модернизация системы дополнительного образования детей сопровождается изменениями не только на уровне регионов и организаций, но в законодательстве. Они не являются спонтанными. Отправной точкой стал Указ Президента Российской Федерации №599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором была поставлена задача увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов. В 2014 году для реализации указа разработана и утверждена Концепция развития дополнительного образования, а в 2015 году – план мероприятий по ее реализации. Ключевые механизмы повышения доступности дополнительного образования детей были включены в перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (п.18).Представить предложения по совершенствованию механизмов финансирования системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание:- на недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей;- на необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ;- на обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.До недавнего времени отсутствовал специальный код бюджетной классификации для дополнительного образования, поэтому средства на финансовую поддержку дополнительного образования детей, которая предусмотрена ст. 8 273-ФЗ, передавались в муниципалитеты в форме дотации, что не позволяло провести анализ расходования этих средств на цели дополнительного образования. В настоящий момент внесены изменения в бюджетную классификацию – выделен специальный код для дополнительного образования, которая позволит обеспечить адресный характер передачи бюджетных средств. Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает предоставление господдержки не только муниципальным организациям дополнительного образования, но и частным организациям, реализующим программы дополнительного образования для детей.Таким образом, предполагается расширить возможность выбора семьями организации для получения дополнительного образования и стимулировать рост качества и обновление содержания программ за счет механизма конкуренции. Такого масштаба поддержка системы дополнительного образования была оказана впервые за историю федеральных программ. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы включила задачу 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей», предусматривающую комплекс мероприятий по поддержке развития дополнительного образования, системы работы с талантами и проектов социальной активности детей. Столь масштабная и разнообразная активность, безусловно, требует серьезной координации. В Министерстве образования и науки Российской Федерации ее осуществляет Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи. 30 июня 2016 г. заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов провел встречу с руководителями региональных министерств образования, победивших в конкурсном отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей». Для организации и проведения экспертного, методического и консультационного сопровождения проектов привлечены ведущие эксперты Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Федерального института развития образования. В рамках данного сопровождения планируется проведение курсов повышения квалификации, семинары и вебинары, индивидуальные и групповые формы консультирования. Целевой аудиторией мероприятий являются специалисты органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководители и специалисты организаций, осуществляющих дополнительное образование детей. Вопросы развития дополнительного образования детей станут одними из центральных в повестке августовских конференций работников образования в регионах. Модернизация системы дополнительного образования детей возможна при активном участии всех заинтересованных сторон на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом, конечно, не стоит преуменьшать значение родителей и детей, которые должны находиться в фокусе внимания как органов управления образованием, культуры и спорта, так и со стороны образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. В настоящий момент создаются условия для вовлечения в сферу дополнительного образования детей негосударственных организаций, тем самым создается конкурентная среда, содействующая улучшению качества и разнообразию образовательных услуг.

Андрей ПЕТЛИН,аналитик Института образования НИУ «Высшая школа экономики»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте