Человек – вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система.
Бытие человека
I. Эскиз темы
Однако все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека в конечном счете были неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для препарирования на исследовательском столе точной науки. Поэтому имеет прямой смысл присоединиться к мнению русского философа А.Ф.Лосева (1893-1988), который писал, что человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена. А зачем окончательное решение? – задает философ, казалось бы, парадоксальный вопрос. Чтобы перестать стремиться к ее решению? Чтобы она перестала быть проблемой? В лучшем случае возможны такие решения этой проблемы, которые окажутся постановкой новых проблем. И так далее, до бесконечности.
Но было бы неправильно думать, что могучая наука совсем ничего не сделала в области изучения того, что представляет собой человек. По меньше мере она выполнила тот минимум исследовательской работы, который оказывается полезным для тех, кому небезразличны проблемы человека: она обобщила и упорядочила некоторые понятия и представления в человековедении. Например, мы можем с уверенностью говорить, что человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности.
Далеко не всем дано заниматься науками о человеке и даже знакомиться с результатами изысканий тех, кто сделал человековедение своей основной профессией. Однако любознательность в этой области свойственна многим. Следовательно, каждый, кому небезразличны вопросы бытия человека, может самостоятельно обдумывать эти вопросы, искать ответы на них в меру своих сил и способностей. Порою от самых, казалось бы, «простых» людей можно услышать любопытные замечания и наблюдения о назначении человека, смысле его жизни, его возможностях. Одни будут убеждать нас в том, что в человеке больше звериного, чем божественного; другие, наоборот, весьма убедительно станут доказывать величие человека, его способность подняться на вершины духа, явить собою идеал нравственной жизни, самоотверженности, человеколюбия и даже – в отдельных редких случаях – святости.
Природное и общественное в человеке. В человеке физическое тело (организм) и психические свойства и процессы (делающие его личностью) образуют нерасторжимое единство. Несомненно, что человек – наделенное разумом общественное существо. Доказывает это то, что он может полноценно развиваться только в обществе себе подобных, является продуктом и в то же время творцом культуры, имеет представление о высших ценностях, о Боге, обладает нравственными чувствами, способен размышлять, решать сложные проблемы, создавать произведения искусства, жертвовать собой «за други своя». Но, с другой стороны, человек – существо биологическое. Он – часть живой природы, организм, живущий по биологическим законам: родится, физически развивается, радуется молодым силам и возможностям, продлевает свой род, увядает. болеет, стареет, дряхлеет и, наконец, умирает – в лучшем случае от старости.
Итак, в человеке имеются две системы: организм и личность. Человек как биологический организм со всеми его природными проявлениями изучают такие науки, как антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д. Человек как личность, как субъект общественной жизни – предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и др.наук.
Вы помните из предыдущего изучения обществознания, что личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Это самое простое, непретенциозное понимание того, что собой представляет личность. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности (особое значение имеет трудовая деятельность и деятельность общения). Став субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем сувереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.
Весьма популярна точка зрения на личность как на совокупность особо значимых, положительных качеств человека. «Это личность!» – говорят иногда о каком-либо человеке, желая подчеркнуть значительность его, большие потенциальные возможности, особый вес в обществе, наличие не столь часто встречающихся качеств и особенностей. Такие высказывания можно расценить как литературную метафору. В более мягкой, корректной форме это соотнесение понятия «личность» с положительными нравственными и другими качествами проявляется в разделении личностей на гармоничные и односторонне развитые, моральные и аморальные и т.д. Несомненно, что некоторые личности могут деградировать, терять свои общественно одобряемые черты и особенности. И, конечно, нет предела совершенствованию личности.
Можно встретить и такое мнение: «Личность – это гражданин в полном смысле этого слова». Это суждение соответствует отечественной традиции рассматривать понятие «гражданин» не только с политико-правовой точки зрения, но и с морально-политической, общественно-нравственной.
От понятия «личность» следует отличать понятие «индивид». Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, как носитель индивидуально своеобразных черт: задатков, влечений и т.д.; отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей, это индивид со своеобразной, неповторимой психикой и личностью.
Человек – существо духовное. Жизнь, определяемая духовностью, осененная ею, – духовная жизнь (подробно об этом см. в § 13). Ярчайший пример человека духовного – Николай Федорович Федоров, философ, автор проекта всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки. Он служил библиотекарем в дореволюционном Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Свое жалованье он раздавал бедным и тратил на книги, обходясь в быту минимумом удобств. Спал на сундуке, прикрывшись ветхим пальто, питался хлебом и чаем. Как библиотекарь он был незаменим: не только быстро находил имеющиеся в музее заказанные книги, не только компетентно подсказывал читателям, какие книги им в русле их интересов полезно прочитать, но и, если какого-то издания не было, покупал книгу на свои деньги. Все свободное время тратил на написание главного своего труда – книги жизни «Философия общего дела». Он считается одним из основоположников русского космизма. Его значимость как мыслителя признавали Л.Н.Толстой, философ Вл.Соловьев. Его духовным учеником был К.Э.Циолковский, заинтересовавшийся космическими полетами для того, чтобы в свое время расселить в космическом пространстве землян, которых после оживления станет слишком много на нашей планете.
Духовное в человеке – это настоящее чудо, это самая большая ценность в мире. Неплохо, если все мы крепко усвоим это. Человек способен жить жизнью духа, следовательно, он достоин того, чтобы к нему относились с уважением только потому, что он ЧЕЛОВЕК.
Вопросы:
1. Можно ли решить проблему человека?
2. Что такое человек?
3. Как сочетаются природное и общественное в человеке?
4. Какие науки изучают человека?
5. Что такое личность и индивид?
6. Кого можно назвать примером человека духовного?
II. Проблемы и аспекты
1. Как человек становился добрым?
Выделившись из живой природы в результате развития сознания, интеллекта, разума, человек еще долго пребывал в цепких лапах крайней нужды во всем необходимом. Ему приходилось бороться за кров, пищу, самку, достойное место среди сородичей. Делал он это, полагаясь на свою физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Однако постепенно в жизнь примитивных первобытных людей все в большем объеме входил труд, целенаправленные, осмысленные усилия по созданию каких-то необходимых благ, усовершенствований, облегчавших жизнь. Труд требовал знаний. Знания становились все в большей степени, как и труд, условием существования. Причем для всех было очевидно, что знающие люди приносили пользу не только себе, но и всем сородичам. Однако знающие люди далеко не всегда отличались могучей силой и ловкостью. Многие из них легко проигрывали в жестокой внутривидовой борьбе. Тогда в сознании членов первобытного стада стала проникать и укрепляться там простая истина: нужно беречь каждого сородича, потому что он может принести пользу всем, он может придумать, как всем уберечься от гибели, страданий. Эта истина вылилась в самый древний моральный принцип «не убий». Ему должны были следовать все. Те же, кто игнорировал этот моральный запрет, постепенно вырождались и исчезали с лица Земли.
2. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?
Одна из высших ценностей человека – его свобода. Веками стремились люди к свободе как к царствию небесному, боролись за нее, отдавали в борьбе жизни. И когда мы говорим о духовности человека, невольно возникает вопрос: «Свободен ли духовный человек?» Это очень непростой вопрос. Свобода не беспредельна. В социальном плане человек как член общества всегда соизмеряет свои действия и поступки с теми правилами и нормами, которые реально существуют в обществе. Для нормального социализированного человека свобода – это ответственность. Иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (для верующих – перед Богом). С самых ранних лет человек убеждается, что, кроме его потребностей, для удовлетворения которых нужна максимальная свобода, существует множество условий, обстоятельств, с которыми приходится считаться. Той абсолютной свободы, которая выражается в отсутствии каких-либо ограничений, во вседозволенности, просто не существует. Свобода каждого человека имеет границы. Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа». Ибо помимо моих желаний есть желания других людей.
Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей – старая философская проблема (категория), выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей. Человек общественный ощущает свою зависимость от других людей, от общества, государства. Как гражданин, он готов выполнять обязанности, нести ответственность.
В академическом Словаре современного русского языка слово «ответственность» объясняется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Итак, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что нельзя, он должен отвечать, нести ответственность. Хочет или не хочет, но должен. Таков порядок в обществе.
III. Что еще почитать, обсудить: мнения, факты и т.д.
Пример духовной жизни, являющейся образцом альтруизма, – подвижничество «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Святым его прозвали заключенные, улучшению быта которых он, работая тюремным врачом, посвятил всю свою жизнь. В молодости он был богат, но со временем раздал все свое достояние нуждающимся и конец жизни провел в созданном им же самим приюте для бедных. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делать добро».
* * *
В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и есть низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу (В.Непомнящий, писатель).
Свобода есть право делать все, что дозволено законами (Ш.Монтескье, философ).
Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк).
Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости (Вольтер, философ).
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).
XX век стал для России томлением по свободе. Свобода мерещилась как врата, которые, открывшись, пропустят всех в рай. Последнее десятилетие разрушило и эту иллюзию. Мы получили «свободу, эх-эх, без креста». Одна за другой рухнули иллюзии XIX века. Иллюзия о всеразрешающем чуде свободы. Иллюзия о науке, которая спасет мир. Иллюзия о народе как столпе истории (И.Золотусский, критик, литературовед).
IV. Тесты и задания
А) 1. Какие две стороны составляют сущность человека?
а) классовая;
б) биологическая (природная);
в) социальная;
г) экономическая;
д) потусторонняя.
2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, иметь духовные интересы и т.д.), является…
а) гордостью нации;
б) избирателем;
в) личностью.
3. Психология, философия, социология, этика, педагогика, правоведение и др. науки изучают человека как___________________________.
4. Отдельный, обособленный представитель человеческой общности – это приумножение и скорее утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг другу, для плотоугодия и чванства… Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? (Ф.М.Достоевский).
Соответствует ли эта оценка Достоевским «свободы» нынешней ситуации в этой области? Как бы вы ответили на вопрос писателя?
2. Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г.Лейбниц, философ, математик, физик).
Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие мысль философа.
3. Писатель В.Вересаев очень точно выразил достаточно популярное мнение: «Человек – не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверя. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия».
Согласны вы с этими словами? Если да, приведите примеры (герои литературы, деятели истории, персонажи из современной жизни), иллюстрирующие эту мысль.
V. Темы рефератов, сообщений
1. Науки, изучающие человека.
2. Личность как субъект общественной жизни.
Словарь
Анатомия – наука о строении организмов.
Антропология – наука о биологической природе человека.
Биохимия – наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.
Объект – предмет, явление, процесс или их стороны, существующие в реальной действительности; то, на что направлена какая-либо активность; то, что противостоит субъекту.
Педагогика – наука о воспитании и обучении.
Правоведение – наука о праве, законах, их природе, содержании и действии.
Претенциозное – претендующий на оригинальность, вычурный.
Психология – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Социология – наука об обществе, отношениях в нем.
Субъект – в самом общем виде источник активности, направленной на объект; познавательное «Я».
Суверенность – обладание суверенитетом (полной независимостью во внутренней и внешней политике).
Физиология – наука о функциях, отправлениях организма.
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.
Этика – наука о морали.
«Я» – самость, целостность, подлинность индивида; то, что отличает его от других людей.
Homo sapiens (лат.) – человек разумный.
Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук
Комментарии