search
main
0

Свобода стоит дорого. Как соблюсти баланс между финансовой и педагогической политикой?

Быть хозяином заработанных средств приятно, но непросто. Даже на уровне отдельно взятого индивидуума. Что же говорить о ситуации, когда распоряжаться финансовыми средствами приходится в таком динамично развивающемся организме, как школа? Об уровне ответственности руководителя, о плюсах и минусах финансовой самостоятельности образовательного учреждения мы говорим с заслуженным учителем РФ, председателем санкт-петербургского отделения Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, директором негосударственной гимназии «Альма-матер» Татьяной ЩУР.

– Татьяна Аяновна, что в себя включает финансовая самостоятельность?

– Умение зарабатывать деньги. Умение правильно взвешивать, оценивать и внятно доносить до клиента, то есть до родителя, почему эта услуга стоит столько, а не столько и почему ее использование необходимо. Здесь мы обязательно упоминаем о качестве образовательной услуги, потому что за некачественную работу вряд ли станут платить.

Финансовая самостоятельность – это один из элементов управления, но он связан абсолютно со всем: с организацией учебного процесса, с его качеством, со средой, в которой все происходит. Самостоятельность требует от директора больших затрат времени и соответствующей квалификации. Либо руководитель имеет представление, как сформировать финансовый ресурс данного учебного заведения, либо он должен пригласить специалиста, который знает, каким образом достигается эта самостоятельность и как вообще формируется финансовый ресурс в образовательном учреждении. Это целая финансовая политика, которая неотъемлема от общепедагогической политики. Данные вещи не могут идти вразрез. Как только финансовые интересы начинают превалировать над общими подходами к педагогике, это становится не педагогикой, а бизнесом. Школа, имея финансовую самостоятельность, обязательно должна уметь сохранять баланс с общими требованиями политики в образовании.

– А что дает финансовая самостоятельность?

– Прежде всего возможность повысить качество образования. Образование вообще такая область, что если в нее не вкладывать, то ничего не получишь. Да, какой-то период можно жить на старых ресурсах, но развития не будет. Образование – это отсроченный результат, ведь ребенок учится не полгода, а несколько лет. И именно финансовая самостоятельность позволяет стратегически выстроить развитие образовательного учреждения. Я знаю, сколько у меня денег, сколько я могу заработать и какой я могу держать контингент. Исходя из этого я решаю, какие новые модели обучения можно ввести, чтобы они дали более качественный результат. Поскольку это мои средства, то можно рассчитать, на сколько их хватит, можно ли делить класс, допустим, на две – четыре группы и учить детей индивидуально. Все зависит от того, какое количество денег у меня есть. Конечно, дешевле учить один класс в 40 человек, чем учить в группах по 5-10 человек. Но финансовая самостоятельность позволяет мне рассчитать, могу ли я себе это позволить.

Самостоятельность позволяет оснащать кабинеты не мелом и доской, а современным оборудованием, и чем интенсивнее этот процесс, тем больше мы говорим с педагогом о качественном подходе и о предложении родителям и детям более качественного результата. Благодаря финансовой самостоятельности я могу пригласить интересного педагога, могу создать институт кураторов, воспитателей.

– Возможна ли финансовая самостоятельность на уровне государственной школы?

– У школы есть бюджет, который требует жесткого исполнения. И если бюджет оплачивает, к примеру, 4 часа русского языка, то 5 часов он оплачивать не будет. Для того чтобы лишний час оплачивался, нужно найти средства. Можно договориться с родителями, со спонсорами, это могут быть государственные программы. Есть разные способы зарабатывания денег. Но финансовая самостоятельность в условиях бюджета ограничена. При этом заработанные деньги приходят в казначейство и оттуда перераспределяются. Это несправедливо. Если люди научились зарабатывать деньги, то почему они должны делиться с теми, кто не хочет или не может этого делать?

Что касается нас, то мы стараемся зарабатывать всеми возможными легальными способами. У нас есть договор, в котором расписано, за что родители платят деньги. Им предоставляется возможность выбора: у нас есть базовое образование и дополнительное. Все, что есть, предлагается родителям, и они уже, зная цену, решают, будут они пользоваться данной услугой или нет.

Мы аккумулируем средства, занимаемся строительством. Заработанные деньги совершенно официально размещаем в банках, чтобы у них был определенный прирост. В принципе зарабатывать можно на чем угодно, главное – не входить в конфликт с законом. Например, мы не сдаем площади в субаренду. Потому что это не очень приветствуется законом, потому что нет дополнительных площадей и потому что это нерентабельно с точки зрения образования. Впрочем, если есть пустующее помещение, лучше его сдать и заработать деньги, а деньги потратить на детей, чем оно будет пустовать.

– Но были случаи, когда, к примеру, подвалы детских садов сдавали под хранение картофеля. Это отсутствие опыта или знаний?

– Дело не в отсутствии опыта, а в жадности. Любой взрослый человек понимает, что склад картофеля или стройматериалов под детским садом – это просто опасно.

Каждое образовательное учреждение, переходя на финансовую самостоятельность или имея ее, должно все время анализировать свои возможности. С точки зрения пополнения своего бюджета нужно постоянно решать задачу: что мы можем сделать, чтобы получить доход? Не стоит также забывать и о кадрах, и об образовательном процессе. Рассмотрим ситуацию оптимизации: взять, например, еще одного преподавателя или нагрузить уже работающих педагогов? Какой эффект получится и как это выразится в финансовом плане? Содержать двух преподавателей дороже, но бывает, что эффект от их работы серьезно перекрывает затраты.

Анализ должен усиливаться в условиях кризиса. Сейчас везде говорят: что делать, дети уходят. Но каждый в своем учебном заведении должен понять, почему дети уходят. Нужно работать с семьей и выяснить, по какой причине это происходит, и, может, имеет смысл оставить этого ребенка учиться бесплатно, потому что это важно для самого ребенка, для класса, для школы. Здесь нельзя жадничать, если ты будешь стремиться только к зарабатыванию денег, то не получится коллектива, школы. Есть люди с другими подходами, принципами, целями и задачами, но если директор считает, что раз они платят, то пусть делают что хотят, школы не будет. Имидж великая вещь, а если у школы плохая репутация, то трудно зарабатывать деньги и иметь финансовую самостоятельность.

– Есть ли минусы в финансовой самостоятельности?

– Минусы появляются только в одном случае – когда не соблюдаются законы. Это может привести к закрытию учебного заведения и травме детей и родителей. Есть риски, и они связаны с несоблюдением законодательства.

– Например?

– Например, неграмотно платим налоги. Если неточно их считать, набегут пени.

– Татьяна Аяновна, но ведь за этим должен следить специалист.

– Конечно. Самостоятельность требует грамотной бухгалтерии, грамотной экономики. Один директор не в состоянии это сделать. Нигде в мире нет такого, чтобы экономическое и финансовое развитие учреждения вел директор, который занимается общим управлением. От финансиста зависит правильное оформление документов. Важно, чтобы это был человек честный, потому что финансовые потоки такая вещь, которую можно перенаправить в любую сторону. Это серьезный риск. Главного бухгалтера нельзя брать с улицы: либо это должен быть рекомендованный человек, либо его нужно вырастить. Наш главный бухгалтер начинала с должности кладовщицы, потом – курсы, семинары, изучение специфики образования. Таких специалистов никто не готовит. Они большой дефицит.

Обязательно должна работать экономическая служба, которая занимается планированием, отслеживанием выполнения плана, его корректировкой. Не понимая, какие экономические принципы срабатывают сейчас и какие будут действовать потом, работать нельзя. О кризисе мы знали давно. Если разбираться в принципах экономического развития, то понятно, что оно подобно синусоиде. Нельзя все время идти в горку. Придется и катиться вниз. Трудно только предугадать, быстро или медленно. Кризис нас подвигнул все проанализировать. Мы занялись оптимизацией. В частности, в этом году первый раз за все время не повышали зарплату педагогов в сентябре. Самостоятельность слита с общим управлением – невозможно что-то решать волюнтаристски. Я обязана рассказать людям об этой вынужденной мере и найти с ними взаимопонимание.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте