В восемнадцатый раз в столице прошли Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году они длились целую неделю, а пленарное заседание в Государственном Кремлевском дворце продолжалось два дня. Многие выступления призывали к дискуссии. Ведь тема форума обозначена весьма актуальная – «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».
Всего через пару месяцев в девятнадцати регионах страны начнется эксперимент по преподаванию в школах основ духовной культуры и светской этики. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это событие принципиально важным шагом на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процесса. Сегодня очевидно, заметил патриарх, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. В сознании многих людей размыты представления о грехе и праведности, о добре и зле. Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата в нем, но и перед вопросом национального выживания. В этих условиях голос Церкви – не просто выражение ее оценки и позиции как массового и влиятельного института гражданского общества. Это тревожный набат… Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории нравственной оседлостью человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Нравственная оседлость невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной человеческой способности, как историческая память. Историческая память – это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей. Ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках. Развивая память, мы укрепляем совесть.
«Для того чтобы наше юношество снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересовалось историей и традициями, необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов, православной церкви и других религиозных общин, – подчеркнул в своем выступлении патриарх Кирилл. – Не секрет, что сегодня существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть нашу молодежь опамятовшейся. Людьми без памяти проще и удобнее манипулировать. Виртуальный мир им становится ближе, им гораздо комфортнее живется в нем. Недаром в наше время родилось крылатое выражение: «Воспитывать – это значит прививать невосприимчивость к телевизору».
Изучение православной культуры, как отмечали все выступающие, должно быть непрерывным. Сегодня на территории страны в вузах действуют около тридцати храмов. Для сравнения была приведена такая цифра – в местах лишения свободы количество храмов растет с каждым годом, и на сегодняшний день их насчитывается более пятисот.
В рамках Чтений проходили различные конференции, семинары, «круглые столы», мастер-классы, дискуссии. Быть или не быть ювенальной юстиции? Формы присутствия церкви в вузах. В чем опасность тоталитарных сект? Работа шла по семи направлениям. Выбирать было нелегко из всего многообразия предлагаемых тем. Педагоги, а они прибыли в столицу из разных уголков страны, в большинстве своем работали в секциях второго направления. Оно называлось «Церковь и школа. Воспитание и образование детей и молодежи».
Во многих регионах за эти годы накоплен богатый опыт преподавания такого предмета, как «Основы православной культуры». В Смоленской, Белгородской, Московской, Калининградской и ряде других областей преподавание этого предмета встроено в систему образования. Созданы центры, которые координируют работу по подготовке кадров, обеспечению учебными пособиями. Кадры и учебники – вот, пожалуй, две основные проблемы, которые волновали всех участников конференции «Преподавание православной культуры в системе образования». По сути, у нас нет ни одного педагогического вуза (за исключением православных университетов), где готовили бы преподавателей предметов духовно-нравственного направления.
Но как говорится, при согласии малые дела растут, а при несогласии и большие гибнут.
В регионах, где тесно сотрудничают школа и церковь, не возникает проблем. Вот что рассказала Римма Николаевна Леонова, заместитель начальника Управления образования администрации Белореченского района Краснодарского края. В районе курс «Основы православной культуры» изучается во всех 36 образовательных учреждениях. В 2006 году подписан договор о сотрудничестве между управлением образования и Апшеронским Благочинием. Создано методическое объединение педагогов, преподающих курс, в него входят 53 человека. Они прошли соответствующие курсы подготовки. Ежегодно проводится муниципальный конкурс мультимедийных уроков «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…». Лучшие материалы помещаются в банк передового педагогического опыта. Очень важно отметить, что в школах Белореченского района обучаются дети разных национальностей: русские, армяне, турки, курды, азербайджанцы. В районе действует экспериментальная площадка по разработке программы интегрированного курса «Кубановедение и основы православной культуры». Изучение истории Кубани, быта и традиций казачества в интеграции с основами православной культуры на основе диалога культур укрепляет дружбу и между детьми, и между родителями. Давно замечено: того, кто уважает и изучает свою веру и культуру, уважают и представители других вероисповеданий и культур. Постоянные социологические исследования, проводимые в школах Белореченского района, показывают повышение общего уровня воспитанности детей, в школе исчезли конфликты, выстраиваются добрые отношения со сверстниками. На Белгородчине изучение основ православной культуры ведется с 1998 года. Как заметил протоиерей Олег Кобец, опыт прошел серьезные испытания. Быть первыми непросто – в Белгородскую область поначалу приезжали различные комиссии, чтобы проверить, не нарушаются ли права детей. Сегодня во всех школах Белгородчины включен в базисный учебный план (1 час в неделю) предмет «Основы православной культуры». И по просьбе родителей с этого года уже в двенадцати дошкольных учреждениях малышей знакомят с основами православной культуры. Интересный факт. На последней Всероссийской олимпиаде по православию победу на Белгородчине одержал мальчик из мусульманской семьи, проживающей в Борисовском районе. Ученик набрал сорок пять очков из шестидесяти возможных.
Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет апробировано пока в девятнадцати регионах. Через два года планируется ввести этот курс во все школы страны. Будем ли мы готовы к этому? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. И вот вам «первая ласточка».
Ставрополье вошло в число участников пилотного проекта. Как известно, введение предмета требует предварительного опроса родителей. Что они хотят выбрать для своего ребенка в соответствии с устоями семьи, своим вероисповеданием? Из Министерства образования края поступило соответствующее распоряжение – в первую неделю сентября нужно было провести в школах собрания и сообщить о результатах выбора. Естественно, что на разъяснительную работу времени не было. И толком объяснить, что собой будет представлять, к примеру, курс «Светская этика», никто не мог. Но сведения в краевое Министерство образования поступили в срок. Около половины учеников предпочли светскую этику, ислам выбрали 1,3 процента опрошенных, православие – 25,9 процента. Увидев такие цифры, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан усомнился в их объективности. Ему удалось убедить министра образования в необходимости повторного опроса и разъяснительной работы перед ним. Были проведены семинары, «круглые столы», встречи, форумы, где знакомили с новым курсом и учителей, и родителей. Разъяснялось, что право выбора принадлежит исключительно родителям учеников. В декабре прошло заключительное совещание директоров, где было принято решение о проведении повторных родительских собраний. Они прошли в середине месяца во всех четвертых классах школ края. Появились новые сведения. Теперь основы православной культуры пожелали изучать 67,7 процента опрошенных, ислам – 3,4 процента, светскую этику – 22,6 процента. Число желающих изучать основы мировых религий тоже изменилось – 24,8 процента в сентябре и 6,2 в декабре.
Этот случай весьма поучителен. В первую очередь он свидетельствует о незрелости общественной среды, не готовой принимать продуманные, взвешенные решения, думать об их последствиях. Бурная общественная дискуссия в течение двух с небольшим месяцев изменила родительское сознание. О многом это заставляет задуматься.
В рамках форума были подведены итоги Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Наградами отмечены педагоги, чей опыт служения делу дает богатые плоды. Так, учитель русского языка и литературы Печерской школы Смоленской области Ирина Святославовна Кузенкова, создатель авторского курса «Воспитай свое сердце», своих пятиклассников учит видеть прекрасное вокруг себя, совершать добрые поступки. Ольга Александровна Крылова, учитель истории школы №2 поселка Чугуевка Приморского края, увлекла ребят краеведением. Исторический клуб «Варяг» известен во всем крае. А для девятиклассников увлеченный историк разработала элективный курс по духовно-нравственной культуре.
Конкурс среди учителей проводится уже в пятый раз. На «круглом столе» с участием победителей и организаторов речь шла о придании конкурсу федерального статуса.
Комментарии