search
main
0

Свобода слова в рамках закона

Закрепленная в Конституции и международных правовых документах свобода мысли и слова является основополагающим правом в демократическом государстве, поскольку ее осуществление есть одна из основных гарантий соблюдения других прав человека и гражданина. Без возможности иметь доступ к различным источникам информации граждане не смогут свободно и в полном объеме пользоваться политическими и иными правами. Право иметь свои собственные убеждения, позицию и свободу их выражения является неотъемлемой для каждого человека и гражданина. Свобода слова в демократическом обществе подразумевает не только право на выражение собственных мыслей, но и право слушать и слышать, что другие люди хотят сказать. Следует также знать, что свобода придерживаться собственного мнения не означает свободу навязывать это мнение другим или публично выражать такое мнение, которое отвергает собственно правовую свободу. Поэтому свободное выражение людьми своих мнений налагает и особые обязанности, и особую ответственность на каждого члена сообщества. Свобода мысли, слова и самовыражения отражает одно из фундаментальных конституционных прав, направленных на обеспечение свободного потока информации, обмена идеями в обществе и на защиту всех форм человеческой коммуникации.
Знание о том, что Конституция защищает не только право на создание, но и получение информации, что включает право человека видеть, слышать, читать, высказывать и выражать различные точки зрения, учащиеся получают на уроках граждановедения и обществознания. Разнообразие мнений – это величайшее достижение человеческой цивилизации, которое направлено на оптимизацию и гуманизацию процесса развития человека, благотворно влияет на общество, государство и мировое сообщество. Способствует принятию наиболее разумных, взвешенных, ответственных политических и экономических решений. Позволяет людям быть свободными и открытыми, но вызывает конфликт ценностей, убеждений, идеологий, позиций. И несмотря на то, что не все идеи воспринимаются людьми позитивно, все они находятся под защитой Конституции.
Право – едва ли не идеальный механизм, созданный человечеством для разрешения конфликтов и противоречий, переводя его с полей боевых сражений, когда люди физически истребляют себе подобных, в область поиска разумных мирных справедливых юридических решений, в основе которых находятся универсальные легальные критерии или, проще говоря, закон. Один известный юрист отметил, что ценность свободы слова не в том, чтобы услышать мнение, с которым вы согласны, но защита тех, чья позиция вызывает у вас раздражение и отторжение. Свобода слова часто противоречит некоторым общественным потребностям, поэтому закон предусматривает ряд ограничений по отношению к ней. Обращает на себя внимание ряд аспектов жизнедеятельности человека и общества, имеющих отношение к свободе слова, которые требуют четкой регуляции со стороны закона. В Конституции указаны некоторые ограничения, налагаемые законом на свободу слова, – это сфера частной жизни человека, информация коммерческого характера, символическая информация, государственная тайна. Пропаганда или агитация, возбуждающие расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к насильственному свержению конституционного строя, оскорбления, клевета и непристойность – все вышеперечисленные категории ограничения свободы слова содержат острые противоречия, на которые стоит обратить внимание учеников.
Действительно, свобода слова не является абсолютной. Однажды мудрый судья метко заметил, что даже самая строгая защита свободы слова не распространяется на человека, который в переполненном театре сознательно пытается вызвать тревогу и панику криком “пожар!”. Международная и национальная правовая практика в интересах сохранения мира, безопасности культуры выработала особые ограничения в пользовании свободой слова. Они устанавливаются законодательством и являются необходимыми для уважения прав и репутации граждан. Охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
При преподавании обществознания и граждановедения стоит обратить особое внимание на проблемы и противоречия, возникающие в сфере права человека на свободу слова, так как они являются чрезвычайно сложными для детского понимания, но важны и необходимы для морального и интеллектуального роста каждого человека.
Однако противоречия, вызываемые свободой слова, самовыражения, их конфликтом с моральными и другими значимыми ценностями общества, не однозначны. Поэтому учитель будет должен сообщить учащимся знания юридических и социальных конфликтов в области свободы слова, основных подходов к их разрешению, освоение умений, связанных с социально приемлемыми средствами разрешения проблем и, конечно, ценностей и установок демократического гражданства, таких, как равноправие, справедливость, толерантность, терпимость и уважение достоинства и прав человека. Преподавание юридических вопросов, которые связаны с общественными проблемами, в частности, затрагивает право на свободу слова, требует использования активных и интерактивных методов обучения, диалога с учащимися, глубокого заинтересованного обсуждения. Искреннего внимания к разным точкам зрения и, обязательно, уважения к различным точкам зрения и позициям, которые высказывают учащиеся.
Свобода слова
и самовыражение
Большой интерес у учащихся вызывает обсуждение острых противоречий и проблем, возникающих в сфере молодежного популярного искусства. Существует мнение, что некоторые рок- и поп-группы пропагандируют безнравственный образ жизни, деструктивное поведение, ненависть и насилие. Часть общества, обеспокоенная складывающимся положением дел вокруг популярной молодежной культуры, ищет средства защиты подрастающего поколения от “вредного” влияния современного массового искусства, деятелей которого не останавливает использование непристойных слов или текстов отдельных песен и вызывающее поведение артистов в жизни и на сцене для пропаганды собственного творчества, пронизанного негативными идеями.
Учитель, организуя обсуждение острых противоречивых общественных проблем, может предложить учащимся провести занятие в форме общественных слушаний, чтобы исследовать правовые противоречия и конфликт ценностей, которые вызывает вышеобозначенная ситуация. Это конфликт между свободой слова, свободой самовыражения и защитой моральных устоев общества, норм приличия. Учащимся предоставляется возможность сформировать собственную позицию по отношению к свободе слова, а также выражение личного отношения к средствам и способам ее ограничения и предложение собственных методов разрешения конфликтных ситуаций. После обсуждения ситуации, которая складывается в области экстремального молодежного творчества, и выделения проблем, связанных с ним, учащиеся разбиваются на три группы. Первая – это сторонники свободы слова и самовыражения. Вторая – сторонники защиты молодежи и общества от вредного влияния, которое оказывают некоторые рок- и поп-группы. Третья – занимается поиском общественно приемлемых средств и методов разрешения данного противоречия.
Первая и вторая группы, получив задания, самостоятельно формируют позицию, выделяют наиболее значимые аргументы и доводы. Этим группам предстоит ответить на вопросы: “Должно ли общество ограничивать право артистов на свободу слова и самовыражение, какие средства следует использовать в таком случае? Какие проявления “творчества” артистов подлежат контролю со стороны общества и государства? Существует ли угроза развитию общества и его свободе, если ограничивать свободу слова и самовыражения деятелей искусства? Можно ли считать, что “перегибы” массовой молодежной культуры являются той ценой, которую общество платит за свободу слова?”.
Учащиеся третьей группы готовят уточняющие вопросы к остальным, стараясь выделить и подчеркнуть главные противоречия проблемной ситуации. В процессе общественных слушаний подростки предлагают собственные ответы на поставленные вопросы и решения проблемы, обсуждают ситуацию, делятся своими мнениями и, конечно, совместными усилиями ищут пути разрешения проблемы.
Задача учителя – тщательно подготовить и организовать общественные слушания. Подобрать необходимые дополнительные материалы. Стоит обсудить с ребятами и ценность позиции или точки зрения, пользующейся небольшой популярностью. Спросить о том, какую опасность представляет запрет выражения крайне непопулярных мнений в обществе.

Свобода слова и юридические противоречия
Судебная практика, затрагивающая права и свободы человека, в том числе и свободу слова, отражается в глубоких и острых юридических противоречиях. Разрешить подобные легальные конфликты непросто. Учителю следует научить учащихся выделять правовую проблему, обнаруживать конфликт прав и ценностей, взвешивать противоречие, рассматривая его по крайней мере с двух противоположных сторон, а затем принимать взвешенное, разумное решение. Проблемы, возникающие в сфере права человека на свободу слова, хорошо иллюстрировать судебными прецедентами, которые уже имели место в юридической практике и касаются наиболее актуальных правовых противоречий в этой области. Важно научить учащихся исследовать судебные казусы на занятиях, совместно обсуждать их и принимать ответственные решения. Средства массовой информации в последнее время очень часто обращают внимание общественности на проблемы, связанные со свободой слова, приводят примеры противоречивых ситуаций и судебных прецедентов.
Интересным прецедентом, имеющим отношение к свободе слова, является дело журнала “Солдаты удачи”, который пользуется популярностью у определенного круга людей – современных искателей приключений, живущих часто в мире вымысла и фантазий, полном смертельной опасности и большого риска. Данный случай имел место в США, но мог произойти в любой другой стране, где распространяется журнал. Житель Техаса обнаружил в журнале объявление следующего содержания: “Бывший морской пехотинец, ветеран вьетнамской войны, хорошо владеющий различными видами оружия, выполнит работу, связанную с большим риском”. Техасец связался с человеком, который дал в журнал объявление, и предложил ему убить его жену. Бывший морской пехотинец выполняет заказ и организовывает убийство жены жителя Техаса. Вскоре дело было раскрыто. Оба преступника – заказчик и исполнитель – были разоблачены и приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Однако дело на этом не закончилось. Родственники убитой женщины подали в суд на журнал “Солдаты удачи”, полагая, что объявление, помещенное в журнале, является подстрекательским и журнал имеет отношение к убийству. Представители средства массовой информации построили свою защиту на том утверждении, что родственники убитой, в свою очередь, нарушают закон, стремясь ограничить свободу слова, обвиняя журнал в распространении опасных объявлений. Суд несколько раз рассматривал данное дело и принимал решения то в пользу одной, то – другой стороны, пока верховный суд США не принял окончательного решения, объявив, что в данном случае журнал не несет ответственности за опубликованные на его страницах двусмысленные объявления, которые могут впоследствии стать основанием для нарушения закона.
Данный прецедент поднимает проблему ответственности СМИ за свои публикации, за их содержание, а также вопрос о средствах и способах регулирования свободы слова.
Сфера частной жизни человека и свобода слова также имеют ряд противоречий, и первая должна быть защищена от неумеренного внимания журналистики, но имеет ли это отношение к людям, избравшим поприщем приложения своих сил публичную политику. Имеет ли право гражданин знать, что делает политик – его избранник, в том числе и в частной сфере? Влияет ли частная жизнь политика на отправление его высоких общественных обязанностей, имеет ли право аморальный человек занимать высокий государственный пост? Ответить на эти вопросы нелегко, но обсуждать их следует и с учащимися – будущими гражданами.
Ярким судебным делом, касающимся сферы частной жизни человека, является австрийский прецедент, связанный с правом на неприкосновенность внешнего облика. В суд Австрии поступила жалоба гражданина, который был недоволен тем, что во время демонстрации он был сфотографирован, а затем эта фотография появилась в местной газете. Проблема судебного казуса касается противоречивого права журналиста без разрешения собирать персональные данные, в том числе фотографии, без разрешения частного лица. Другим важным правовым противоречием, затрагивающим сферу частной жизни человека, является перехват телефонных разговоров, перлюстрация частных писем правоохранительными органами с целью борьбы с преступностью. Следует обсудить с учащимися следующий вопрос: “Имеют ли право правоохранительные органы вторгаться в сферу частных интересов с целью борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка”.
В нашей стране также начинают на себя обращать внимание судебные процессы, которые рассматривают противоречия, связанные со свободой слова. Например, в теленовостях промелькнуло сообщение о юридическом конфликте между студентом 5-го курса юридического факультета, начинающим поэтом Михаилом Онищенко, который сочинил стихотворение о Президенте РФ Путине, опубликовал его, а затем обнаружил в немецкой газете статью немецкого журналиста, работающего в России, о попытке возрождения культа личности в современной России, а одним из аргументов было его стихотворение, что вызвало гнев молодого поэта, он посчитал, что упомянутая статья носит оскорбительный характер для него и для Президента РФ. Студент подал в суд, защищая свою честь и достоинство Президента РФ. Отличить оскорбление от личной позиции человека – задача непростая. При обсуждении проблем, которые возникают при распространении сведений, не соответствующих действительности, или ложной информации, следует обратить внимание на то, имело ли в каждом конкретном случае преступное намерение или человек искренно заблуждался, нанесла ли распространяемая информация ущерб репутации человека или, наоборот, тот приобрел известность и стал популярным благодаря своим заявлениям, которые появились в прессе.

Свобода слова против справедливого судопроизводства
Распространяемая в прессе информация, имеющая отношение к разбирательству дел в суде, является нескончаемым источником противоречий, затрагивающих сферу свободы слова. Конституция подразумевает гарантию справедливого судопроизводства наряду со свободой слова, но объективное и беспристрастное разбирательство дела в суде может серьезно затруднить или даже не состояться, если сведения о нем, распространяемые средствами массовой информации, настраивают общественное мнение на определенный лад или возбуждают нездоровый интерес общества. Разбирая на занятии противоречия, связанные с данной проблемой, можно обратиться к известным судебным делам о серийных убийцах. При расследовании их очень часто правоохранительные органы допускают утечку информации о попавших в подозрение людях. И на страницах газет появляются статьи о кровавых похождениях подозреваемых, после которых трудно ожидать справедливого разбирательства в суде. Возникает ряд важных вопросов, которые требуют обсуждения, в том числе и на уроке. Например, имеют ли право СМИ на этапе досудебного расследования публиковать информацию, которая может сильно повлиять на будущее решение суда? Имеет ли право судья проводить закрытые процессы и ограничивать присутствие прессы на судебных заседаниях, если на дело, которое он разбирает, может негативно повлиять определенный настрой общества? Что при рассмотрении громких дел важнее – свобода прессы или справедливое судопроизводство? Какие средства защиты прав подозреваемого должен использовать суд? В ряде стран при рассмотрении громких судебных дел доступ СМИ на судебные процессы ограничивается, судебное разбирательство может быть перенесено в другой район страны, ограничивается количество журналистов, допущенных в зал суда.
Учащимся для обсуждения можно предложить следующую ситуацию: “В местной тюрьме, по рассказам ее бывших заключенных, царит неблагополучная обстановка. Преступления в ней совершают как заключенные, так и охрана. Местная газета попросила руководство тюрьмы позволить корреспонденту посетить ее, но последовал отказ. Тогда газета обратилась в местные органы власти с просьбой дать статистическую информацию о количестве смертей и увечий. На что не получили ответа. Должны ли СМИ иметь право на получение информации и каким оно должно быть?”
Сфера права, связанная со свободой слова, богата разнообразными юридическими конфликтами, которые помогают учащимся познакомиться с важнейшими общественными проблемами, основными путями их разрешения, понять их значение для регулирования значимых правовых отношений.
Сегодня молодые люди оказываются лицом к лицу с большими проблемами, которые никто за них не может решить. Поэтому развитие страны и становление человека и гражданина будет зависеть от того, насколько успешно они научатся разрешать острые философские, политические и моральные дилеммы и противоречия, которые помогают раскрыть значение главных человеческих проблем, связанных с такими понятиями, как свобода, права, ответственность, обязанность, равноправие, справедливость.
Пока всестороннее обсуждение общественной жизни страны и государства не приводит к естественной конкуренции идей, сложно надеяться на успешное разрешение общественных проблем. Одной из главных задач гражданского, правового образования остается обучение ребят ведению общественно значимой дискуссии, умению формулировать противоречия, исследовать их, оценивать и делать взвешенные и ответственные выводы.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте