search
main
0

Свобода плюс ответственность. Стратегия постановки образовательных задач

В данной статье представлен опыт постановки и коррекции образовательных задач с момента проектирования учебного заведения повышенного статуса (гимназии) до настоящего времени, который может быть использован не только как образец рефлексивного анализа, но и как алгоритм разработки целевых установок программ развития образовательных учреждений.

Образование повышенного типа в гимназии в момент ее основания (в 1994 г.) было ориентировано  на «формирование способности решать задачи на порядок выше, чем в обычной школе». Первый директор гимназии –   заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук И.Б.Ольбинский –  ставил перед коллективом следующие задачи:    научить ребенка определять и решать самостоятельно задачи самого разного типа: логические, художественные, нравственные;    помочь ребенку разобраться в самом себе;    воспитать свободного человека. Под свободой понимается не только способность выбирать, но и безграничная ответственность. В первой программе развития гимназии данные положения были конкретизированы в следующих образовательных задачах:     развитие творческих способностей учащихся и способности к саморазвитию в единстве с фундаментальным образованием;    сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения;     формирование навыков конструктивного взаимодействия.   Вероятно, в данных формулировках были утеряны заложенные изначально нравственные аспекты, касающиеся свободы, выбора и ответственности, хотя в самой программе развития решение этих задач отчетливо прослеживалось. Первая программа развития была  ориентирована на выработку единого ценностно-смыслового пространства в коллективе.    В программе развития на 2007-2011 годы задачи образовательной деятельности были определены на основе системного представления о личности, составляющими которой принято считать познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и художественный потенциал. Программа была направлена на осмысление отдельных технологических составляющих сопровождения формирования личности и субъектности в обучении. «Гимназический компонент» кроме качественного универсального образования состоял в опережающей время работе над трансляцией ценностно-смысловой составляющей образования, формировании исследовательских и метапредметных навыков.   В современных условиях в связи с расширением представлений о механизмах целеполагания и наличием большого количества рекомендаций в данном направлении при создании новой программы развития работа по постановке и коррекции образовательных задач была кропотливой и основательной. Можно представить отдельные ее этапы.   Анализ представлений родителей и педагогов о приоритетных образовательных задачах в конкретный временной период: к ценным качествам, которые приобретает гимназист в гимназии, родители, по результатам опроса 2011 года, отнесли следующие:    Учителя на педагогическом совете в ноябре 2011 года методом мозгового штурма определили следующие важные задачи гимназического образования:    формирование мыслительных операций, метапредметных навыков;    формирование целостной картины мира, основанной на интеграции знаний и представлений;    включение личности в социокультурное пространство, формирование самоопределения, ориентации во времени жизни;    формирование творческого отношения к действительности.С учетом полученных результатов, а также представлений, изложенных в предыдущей программе развития (с целью преемственности), современных тенденций развития образования и психолого-педагогических закономерностей формирования личности в подростковом возрасте обобщенно мы формулируем цели образовательной деятельности  на языке характеристик, которые рассматриваем в качестве приоритетных. При соотнесении полученных направлений с положениями образовательной инициативы «Наша новая школа» и новыми стандартами мы определили уникальность гимназического образования на современном этапе:        Далее мы конкретизировали поставленные задачи через умения и компетентности. Важно, чтобы в коллективе были определены конкретные ориентиры, по которым можно судить об уровне сформированности тех или иных качеств деятельности и личности, обозначенные на понятном для всех языке. Анализируя деятельность гимназистов в различных образовательных ситуациях, наблюдая за организацией сопровождения этой деятельности со стороны педагогов, мы смогли определить для себя необходимые действия как умения, благодаря которым происходит реализация полноценной образовательной деятельности. Мы опирались на проработанные ранее на педагогических советах и семинарах учение о деятельности А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, теорию учебной деятельности И.И.Ильясова, Н.Ф.Талызиной, Н.Г.Салминой, систематизацию учебных задач Д.Толлингеровой, учение о мыслительных операциях С.Л.Рубинштейна, Ж.Пиаже, учение о формировании личности в культуре Л.С.Выготского, программу формирования УУД, разработанную по руководством  А.Г.Асмолова. В результате была  составлена система универсальных умений и компетентностей, к каждому ее элементу определена форма контроля. Диагностика уровня сформированности того или иного действия должна быть не только по результату его выполнения, а в процессе его реализации. Важно наблюдение в течение длительного периода, предполагающее моделирование проблемных ситуаций, организацию сопровождения проектной и исследовательской деятельности. Каждое действие в процессе формирования может иметь ту или иную меру разделенности между взрослым и ребенком, ту или иную меру освоенности. Данная система позволяет определить планку требований к учащимся, задает горизонты работы с учащимися с высоким уровнем способностей.​Ольга ФИЛИМОНОВА,  директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте