Проект «Свободно о свободном» – это учебно-методическая разработка цикла уроков по информатике для средней школы, посвященных изучению свободного программного обеспечения, которую я представила на конкурсе «Молодые учителя – московскому образованию».
В названии проекта «Свободно о свободном» заключено несколько смысловых значений: в результате проведения цикла занятий у обучающихся формируются компетенции, позволяющие свободно работать в программах, распространяемых по свободной лицензии; после изучения темы «Свободное программное обеспечение» учащиеся смогут самостоятельно, осознанно и свободно сделать выбор: с какими программами работать – свободными или проприетарными.Свои задачи я сформулировала так: ознакомить обучающихся с возможностями свободного программного обеспечения; закрепить навыки работы в программах, распространяемых по свободной лицензии; способствовать внедрению свободного программного обеспечения в деятельности образовательного учреждения; способствовать развитию умения работать в команде, слушать учителя и других учеников, а также усидчивости, аккуратности, систематичности, внимания.Актуальность проекта обоснована тем, что в образовательных учреждениях в данный момент происходит переход от проприетарного программного обеспечения к свободному, а также тем, что в РФ законодательно утвержден открытый формат документооборота.Проект «Свободно о свободном» метапредметный. Уроки, посвященные свободному программному обеспечению, тесно связаны с другими образовательными областями, что позволяет учащимся повысить уровень качества обучения не только по информатике, но и по другим учебным предметам.Изучению свободного ПО в школе посвящено недостаточное количество учебной и методической литературы, большинство учебников по информатике ориентировано на проприетарное ПО. Поэтому одной из функций проекта «Свободно о свободном» стала разработка и накопление дидактических материалов по изучению свободного программного обеспечения.Разработанная система уроков состоит из пяти модулей. – Модуль «История развития свободного программного обеспечения» изучается в курсе информатики 7-го класса в объеме 5 часов. В его состав входят темы «Понятие свободного ПО», «Основные типы ПО», «Понятие и виды свободных лицензий» и «Основные этапы развития СПО за рубежом и в России». – Модуль «Свободные графические редакторы» изучается в 7-м классе в течение 16 часов интегративно с областью образовательного искусства. 8 часов модуля отводится на работу с растровыми изображениями в графическом редакторе GIMP, 8 часов – на работу с векторными рисунками в редакторе Inkscape. – Модуль «Свободные операционные системы» изучается в 8-м классе в объеме 4 часов. В рамках модуля рассматриваются дистрибутивы ОС Linux: знакомство с интерфейсом системы, принципы работы и основные возможности администрирования. – Модуль «Свободные офисные приложения» направлен на изучение пакета свободного программного обеспечения Open Office. Реализуется в 8-м классе. Элементы модуля интегрируются с другими предметными областями: изучение табличного редактора тесно связано с решением задач и построением графиков на уроках математики; при изучении текстовых редакторов учащиеся создают и оформляют различные работы по истории и обществознанию; при работе с программой создания презентаций осуществляется интеграция с МХК, географией, биологией. – Модуль «Свободные прикладные программы» изучается в 9-м классе в объеме 18 часов. В рамках этого модуля рассматриваются такие классы программ, как браузеры, архиваторы, программы верстки публикаций, средства обработки аудио- и видеофайлов.Необходимость изучения свободного программного обеспечения обусловлена безусловной практической необходимостью для каждого современного гражданина нашей страны. Елена РОМАНОВА, заместитель директора школы №930 по информационным технологиям
Комментарии