search
main
0

Свобода – это ответственность. К такому выводу пришли участники круглого стола в Совете Федерации РФ

​Финальное мероприятие Всероссийского конкурса «Учитель года России» уже несколько лет – «Круглый стол образовательных политиков». В этом году, однако, новая модель конкурса отразилась и на этом традиционном испытании. Впервые круглый стол прошел в знаковом месте – в Совете Федерации РФ, верхней палате российского парламента.

Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко обратилась к собравшимся с красивым приветствием: «Мне очень нравится известное выражение, что Бог дал человеку два колена, одно – чтобы преклонить перед учителем, другое – перед врачом, и сегодня мы преклоняем наши колени перед вами». Валентина Ивановна пообещала: «Озвученные в ходе предстоящих дискуссий о современных тенденциях российского общества и образования идеи и предложения будут интересны и полезны не только специалистам Министерства образования и науки РФ, но и нам, законодателям». Поблагодарив Валентину Ивановну за все, что в течение многих лет она делает для «Учителя года России», ведущий круглого стола, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец объявил о начале конкурсного испытания на тему «Свобода выбора учителя: реальная или мнимая?».Петр Григорьевич пояснил: «Вы самые главные эксперты, оппоненты и критики образовательной политики и одновременно вы делатели этой политики. Власть нуждается в ваших оценках. Они нужны ей, чтобы она могла принимать наиболее взвешенные решения, минимизирующие социальные риски». Ведущий представил участников:Алла Головенькина, учитель биологии, Республика Татарстан,Екатерина Новикова, учитель испанского языка, Москва,Денис Рочев, учитель немецкого языка, Ленинградская область,Анна Стельмахович, учитель литературы, ОРКСЭ, город Магнитогорск Челябинской области, Алексей Фоломкин, учитель ИКТ, село Ягодное Самарской области,Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российский Федерации.Жюри получило экспертные листы с критериями: понимание современных тенденций развития образования и общества, масштабность, глубина и оригинальность суждений, аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений, умение предъявить свою позицию, умение слушать и слышать. И дискуссия началась.Петр Положевец: Первый вопрос: что такое свобода учителя?Алексей Фоломкин: Свобода – это когда у человека есть выбор. А выбора у учителя достаточно. Возможность зарабатывать, расти профессионально. Выбор учебников, методик, технологий. Анна Стельмахович: Поле свободы учителя ограничено ясными, понятными документами – законом и стандартом. Внутри этого поля учитель свободен. Встает вопрос – насколько оно широко? Если говорить о моей точке зрения, оно сегодня даже слишком широко. И, возможно, мы сегодня даже испугались этой широкой свободы. Денис Рочев: Я хотел бы озвучить принципы, которые важны для меня как для учителя. Учитель как личность должен быть свободен от рамок, шор и стереотипов. Учитель как профессионал должен быть свободен в выборе методов, приемов, технологий обучения. Я уверен, что только внутренне свободный учитель может дать своему ученику выбор, может дать ему право ошибиться. Но учитель должен уметь увидеть последствия этого выбора, быть на шаг впереди своего ученика. Таким образом, своим примером свободный учитель может воспитать свободного ученика.Екатерина Новикова: Я бы хотела говорить о свободе учителя в его работе с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь мы действительно должны быть свободны, выбирать те методы и формы работы, которые подходят именно для этих детей. Мы должны владеть профессиональными средствами в работе с любыми детьми. В этом случае, мне кажется, свобода – осознанная необходимость.Алла Головенькина: Несомненно, для меня свобода учителя – свобода выбора, свобода самореализации, доведения до совершенства своих идей. Но свобода должна быть в том случае, если не нарушаются правила и нормы поведения. Для меня свобода – это баланс между волей и словом.Дмитрий Ливанов: Мне видятся здесь две категории свободы. Первая категория – личная свобода человека, его внутренняя свобода, свойства его характера, это свобода не от чего-то, а свобода для чего-то. Вторая категория – профессиональная. Полностью свободен только высокопрофессиональный человек.Петр Положевец: У вас есть реальная профессиональная свобода. Но зачем она вам?Анна Стельмахович: Давайте посмотрим, что мне говорит стандарт, как учителю. Например, я должна владеть специальной методикой, которая позволяет проводить коррекционно-развивающую работу с детками. Но нужны условия, команда – психолог, дефектолог, социальный педагог, и тогда, возможно, я смогу овладеть этой нормой.Петр Положевец: То есть мы сейчас заговорили об ограничителях. Отсутствие условий ограничивает свободу учителя.Алла Головенькина: Свобода дает мне многое. Возможность выбрать учебно-методический комплект, построить календарно-тематическое планирование по моему усмотрению. Я свободна в огромном выборе форм и методов преподавания. Однако я несу ответственность за каждое слово, каждое дело перед детьми. Екатерина Новикова: Буквально вчера мы обсуждали вопрос: должен ли педагог перед своими учениками показывать свои философские, религиозные, политические взгляды? Мы можем и даже обязаны высказать свою позицию, но ни в коем случае не навязывать ее, чтобы ребенок мог сам осознанно выбрать. Денис Рочев: Мы можем выбирать программы, мы можем выбирать расчасовку наших курсов. Но есть противоречие. Ребенок учится в одной школе по одной программе, переходит в другую школу, там другая программа. Получается нестыковка. Может быть, есть смысл создать универсальную учебную программу, но оставить разнообразие методов и технологий?Петр Положевец: Я бы хотел, чтобы вы сейчас набросали перечень ограничителей, которые, возможно, существуют в системе образования. Анна Стельмахович: Родители. Сегодня любой родитель может требовать отчета у учителя. Это правильно. Но учитель должен защищать свою свободу, грамотно обосновывать свою позицию, вступать с родителями в диалог. Алла Головенькина: Я думаю, некий ограничитель – отсутствие саморазвития. Недаром девиз нашего конкурса: «Учить и учиться». Свобода учителя – это свобода знаний. Чем больше знаний, тем больше инструментов для совершенствования своей работы, для различных форм, методов, методик развития детей. Денис Рочев: Есть мощный ограничитель творчества учителя – это огромная бумажная работа, бумажные отчеты. Надо их минимизировать. Давайте сделаем единую систему минимальных отчетов. Петр Положевец: Мы набросали круг ограничителей. А теперь давайте подумаем, что нужно делать учителю, чтобы не очень зависеть от этого? Алексей Фоломкин: Преподавателю нужно сосредоточиться на преподавании своего предмета.Анна Стельмахович: Бороться надо. Сегодня школа может принимать такие нормативные акты, которые будут ее защищать в выборе свободы. Но над этим надо трудиться. Алла Головенькина: Может быть, ввести эту отчетность в общую электронную базу данных, которая будет автоматически заполняться?Дмитрий Ливанов: Свободу дать никому нельзя, свободу можно только взять. И люди сами берут себе свободу. Мы ждем от учительского сообщества самоорганизации, выработки единой согласованной позиции по отношению к ключевым вопросам.Петр Положевец: Еще один аспект касается взаимоотношений свободы учителя и свободы ученика. Что на что влияет?Денис Рочев: Успешный учитель – образец для своих учеников.Екатерина Новикова: Если учитель не просто дает урок, а вкладывает душу, он отдает частичку себя. И в этой ситуации учитель по отношению к ученику свободен, он открыт. Ученик готов взять то, что ему дает учитель, и он тоже в этом отношении свободен.Алла Головенькина: Если ученик задавлен чрезмерным вниманием учителя, опекой, контролем, он перестает мыслить, рассуждать, замыкается в себе и становится потребителем. Дети – это самые активные, искренние, светлые души. Работая в школе, я этой свободой, энергетикой от детей заряжаюсь. Их свобода передается мне. Я чувствую себя свободной. Анна Стельмахович: Я с трепетом шла в сентябре в школу, потому что мои десятиклассники еще летом начали писать и звонить, они ждут от меня, например, оценку политическим событиям. Здесь очень тонкая грань. Учителю надо думать и взвешенно говорить с учениками. Критериями должны стать те константы общечеловеческих норм, которые лежат в основе его позиции.Алла Головенькина: Учитель должен руководствоваться принципом «Не навреди».Петр Положевец: А как вы считаете, какого учителя на самом деле предпочитают родители – свободного, инициативного или живущего по регламенту?Анна Стельмахович: Сегодня родители предпочитают учителя, который даст результат, предметный в первую очередь. Екатерина Новикова: Родители из уст в уста передают, какие учителя участвуют, побеждают в профессиональных конкурсах. И, наверное, родители ценят, когда учитель идет на контакт, открыт к общению. Алла Головенькина: Я тоже родитель, и я бы хотела, чтобы у моего ребенка был творческий учитель, который свободен в своих возможностях.Денис Рочев: Успешного, инициативного учителя. Петр Положевец: Дмитрий Викторович, свобода тех, кто сидит в этом зале, нужна вам?Дмитрий Ливанов: Подготовить свободного человека могут только свободные люди. Конечно, нам нужны высокопрофессиональные, свободные, творческие учителя, нам нужны профессиональные объединения учителей, которые были бы свободны, которые выражали бы мнение учительского сообщества, и только при этих условиях наша система образования будет развиваться.Петр Положевец: Свобода живет внутри каждого из нас. И мы отвечаем за то, будет эта свобода реальной или мнимой.По окончании «Круглого стола образовательных политиков» председатель Комитета по науке, образованию, культуре, информационной политике Совета Федерации РФ Зинаида Драгункина озвучила предложение Валентины Матвиенко – сделать такую встречу в стенах Совета Федерации РФ накануне Дня учителя ежегодной.  Материалы «Методической кухни» подготовила Оксана Родионова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте