Финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений стало ключевым переходом, который обеспечивает содержательную, идеологическую связанность введения новых федеральных образовательных стандартов и принципов финансирования социальной сферы, в том числе и образования, которые сегодня реализованы уже в большинстве регионов.
Мы отказались от финансирования учреждений как таковых и финансируем ту деятельность, оказание услуг и выполнение работ, которую они осуществляют. Таким образом, новые механизмы финансирования сегодня нам говорят о том, что на базе федеральных государственных образовательных стандартов, которые включают в себя требование к структуре, к условиям осуществления образовательных процессов, к результатам, мы формируем задание учредителя. Это задание – ключевой механизм, связывающий и условия осуществления, и объемы финансирования, и ответственность за результат, и возможные санкции, которые могут быть применены в случае ненадлежащего исполнения. Механизмы обратной связи, мониторинг решений, возможности, которые в связке качества, объемов оказания услуг и выполнения работ, тех требований, которые заложены, позволяют учредителям перейти к принципам ответственного финансового менеджмента, от управления затратами к управлению результатами.Три документа вполне финансово ответственно подписывает учредитель: задание, которое он дает каждому образовательному учреждению, соглашение о порядке и условиях передачи средств, план финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных учреждений. Сегодня учредитель вправе распределить задание между автономными, бюджетными учреждениями и негосударственными образовательными учреждениями, передать им на равных принципах рассчитанные нормативы финансирования оказания услуг, по смете финансировать сектор казенных учреждений, которые работают в условиях социальных гарантий не на принципах эффективности, а на принципах обеспечения тех обязательств, которые есть.Нормативное финансирование по заданию учредителей – это один из тех видов субсидий, которые передаются. Не надо в них искать ни инвестиционных расходов, ни средств на введение новых стандартов, это осуществляется другими видами субсидий. Все в форме субсидий, форма финансирования одна и та же, но существо этих средств направлено на разные цели.Ядром нормативного финансирования, безусловно, стала новая система оплаты труда. В новом проекте закона «Об образовании в РФ» (и это до сих пор пока сохранилось и прошло согласование со всеми министерствами) в пункте 8 статьи 48 говорится и о принципах, которые есть сегодня в оплате труда. Тут ключевое положение – квалификация. Также впервые введены законопроектом учет качества и результативность педагогического труда. Основу нормативов составляет средний по региону уровень оплаты труда работников, которые есть.Общая формула расчета субсидий складывается из нормативов, умноженных на количество потребителей по каждой из услуг. Это, что называется, финансирование по головам плюс субсидии на выполнение работ, которые не пропорциональны численности обучающихся (методические, научно-исследовательские, проектные разработки, которые могут входить в состав задания тому или иному учреждению), и имущественный комплекс в «спящем режиме», то, что мы говорим, по метрам, то, за что несет ответственность учредитель.Что же, получив эти объемы субсидий и сначала информацию о них, должно сделать учреждение? Первый, главный документ, которым он всегда будет, – это план финансово-хозяйственной деятельности. Автономное учреждение передает его за две недели наблюдательному совету, получает его заключение. План финансово-хозяйственной деятельности и заключение наблюдательного совета вывешиваются в Интернете, после этого автономное учреждение самостоятельно утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, в течение года в любой момент самостоятельно вносит туда изменения и отчитывается перед наблюдательным советом уже только по окончании финансового года. Бюджетному учреждению надо не просто утверждать у учредителя план финансово-хозяйственной деятельности, а это очень ответственный документ, но и любые изменения точно так же утверждать у учредителя.В приказе Минфина, к сожалению, записано, что если вносятся изменения, то нужно делать новый план финансово-хозяйственной деятельности с учетом уже произведенных расходов. Что это означает? Это означает, что нужен новый документ, все прежние визы недействительны. Любое изменение влечет изменение в соглашение.Мне кажется, что эта процедура бюрократическая, это два шага назад от принципа бюджетной реформы. В приказе Минфина есть положение о том, что учредитель имеет право передать полномочия по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности самому бюджетному учреждению. Я пока такого, к сожалению, не встречала. Мне многие обещают, но документов не видела.Ответственность принципиально различается для казенных и бюджетных автономных учреждений. Единственные, кто остается ответственным за нецелевое использование бюджетных средств в рамках не только бюджетной, но административной, а руководители и уголовной ответственности, только казенные учреждения, потому что только они входят по бюджетному перечню в число тех, кто остается получателем бюджетных средств. Бюджетные автономные учреждения сегодня не получатели бюджетных средств и не несут административной, а их руководители уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Единственное чем рискуют бюджетные и автономные учреждения, здесь нет между ними разницы, это изъятием тех средств, которые они направили не в соответствии с теми целями, на которые те были предоставлены. Тут возникает ответственность органов управления образованием, которые несут административную, дисциплинарную, в том числе даже и уголовную ответственность, если применяют те меры пресечения, которые недопустимы сегодня в отношении и бюджетных, и автономных учреждений.Мне кажется, сегодня достигнут тот баланс целевого использования средств, финансовой ответственности и автономии бюджетных и автономных учреждений, который позволяет им действовать в пространстве качества, в пространстве результативности, в пространстве эффективности использования бюджетных средств.Ирина АБАНКИНА, директор института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Комментарии