Цели: повторение пройденного материала, изучение новой темы, совершенствование полученных знаний, отработка умений, первичное обобщение пройденного материала.
Нужно или победить, или умереть…Мужественная и почетная смертьЛучше постыдной и гнусной жизни.Р.Джованьоли «Спартак»
Задачи
Обучающие: знакомство учащихся с личностью Спартака; выявление причин восстания; походы восставших; анализ причин поражения восстания и его значение; формирование умения вести записи как одного из способов осмысления нового материала.
Развивающие: формирование умений элементарного исторического описания и сравнения; умения рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы, развитие логического мышления учащихся; активизация интереса научного поиска учащихся посредством применения нестандартных заданий (интервью, работа с иллюстрацией и т.д.).
Воспитательные: формирование умения давать нравственную оценку поступкам участников восстания; способствовать развитию таких качеств, как смелость, патриотизм, сострадание, гуманность.
Ход урока
Несмотря на то что римская цивилизация существовала более двух тысяч лет назад, она до сих пор вызывает интерес прежде всего благодаря ярким событиям. Об одном из них у нас и пойдет речь на уроке. Сегодня мы продолжаем знакомство с историей Древнего Рима.
Работа с терминами: раб, рабовладелец, имение, гладиатор, амфитеатр.
Есть ли вопросы по терминам?
Если нет, то я предлагаю следующую работу:
по тестовым заданиям (2 человека);
с индивидуальными заданиями (3 человека);
с творческим заданием (ошибочник) (1 человек);
фронтальный опрос.
Как повлияли римские завоевания на развитие рабства?
Где в основном использовался труд раба?
Какие еще были рабы наряду с сельскими?
В чем различие между городскими и сельскими рабами?
Работа с иллюстрациями: «Гладиаторский бой в Колизее», «В имении римского рабовладельца».
Представьте себе, что картина ожила и наполнилась звуками. Слышны рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Подумайте, о чем могут говорить между собой управляющий и владелец имения?
Что вы можете сказать об отношениях римских рабовладельцев к рабам на основании этого разговора?
Был ли раб заинтересован в результатах своего труда?
Как же владелец имения мог заставить раба работать?
Каково же было положение рабов в Риме?
Изучая историю Древней Греции, мы говорили, что любимым зрелищем греков были театральные представления. А что предпочитали смотреть римляне?
Используя иллюстрацию на странице 229 учебника А.Вичасина «История древнего мира», расскажите, как проходили гладиаторские бои.
Сообщение ученика;
анализ тестовых работ;
проверка ошибочника.
Из всего сказанного выше предположите, могло ли такое положение рабов вызвать их недовольство?
Изучение новой темы
1. Причины восстания Спартака.
2. Походы восставших.
3. Причины поражения и значение восстания.
В 74-71 гг. до н.э. в Италии вспыхнуло крупное восстание рабов.
Что могло заставить рабов подняться на восстание?
Рассматриваются причины восстания.
Все перечисленные факты и были основными причинами восстания, которое началось с заговора в гладиаторской школе Лентулла Батиата в Капуи – это второй по величине город в Италии. Возглавил его раб родом из Фракии – страна на севере Балканского полуострова – по имени Спартак. Он отличался отвагой, физической силой и вместе с тем мягкостью характера и выдающимся умом (портрет).
Гладиаторов держали взаперти под сильной охраной, не разрешали общаться. Спартак уговаривал рабов бежать. «Лучше умереть за свободу, – говорил он, – чем убивать друг друга на потеху римлян». Но нашелся предатель, который сообщил римлянам о готовящемся побеге (видеофильм «Спартак»). Тогда Спартак и 70 смельчаков, вооружившись кухонными ножами и вертелами, напали на охрану и вырвались из школы-тюрьмы. Практически безоружные, они смогли сломить сопротивление хорошо вооруженной охраны.
Они решили устроить свой лагерь на вершине вулкана Везувий, который считался потухшим. Число восставших на Везувии постоянно росло.
Почему? За счет кого?
Мог ли этот побег обеспокоить рабовладельцев?
Они требовали помощи, и сенат на борьбу против Спартака двинул трехтысячное войско.
Взобраться на Везувий можно было единственным путем – по узкой и крутой тропинке. Римляне решили не рисковать и разбили свой лагерь у подножия вулкана, они считали, что голод заставит рабов спуститься.
Работа с иллюстрацией учебника
По совету Спартака восставшие сплели из лоз винограда лестницы и, когда стемнело, спустили лестницы вниз. Им было страшно, их пугала огромная высота, лестницы на ветру раскачивались, но огромное стремление к свободе заставило их пойти на этот шаг. Они спустились вниз и ударили в тыл противника, обратив его в бегство.
Как вы думаете, почему восставшим во главе со Спартаком удалось одержать эту победу?
Какие последствия она могла иметь?
(Кадры из видеофильма «Спартак».)
Перед Спартаком стояла трудная задача. Нужно было создать войско. В лагере восставших днем и ночью ковали оружие. Рабов обучали военному искусству. Была установлена железная дисциплина. Постепенно Спартак создал боеспособную армию, вооруженную идеей освобождения. Спартак предложил своему войску пробиваться на север, чтобы перейти через Альпы и оказаться на свободе.
Как вы считаете, почему восставшие могли покинуть Италию только таким сложным путем?
В это время Сенат отправил против восставших как на одну из труднейших войн сразу обоих консулов.
В рядах рабов не было единства, часть не хотела покидать Италию. Воспользовавшись этим разногласием, римляне уничтожили отделившийся от Спартака тридцатитысячный отряд.
Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил Спартака и перерезал дорогу, ведущую на север, другой консул догонял сзади. Тогда по приказу Спартака рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. А вскоре рабы одержали еще одну победу над наместником провинции Галлия в долине реки По. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Почему? Мы можем только предполагать. Может быть, победы вскружили головы восставшим, и они решили продолжать бороться с Римом.
Войска пересекли в обратном направлении Италию и подошли к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Там Спартак хотел поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Они договорились с пиратами, что те дадут суда для переправы на Сицилию.
Римский Сенат не бездействовал, было сформировано новое войско, во главе которого встал полководец Красс; двум другим полководцам – Помпею, наместнику Испании, и Лукуллу, наместнику Македонии, – был послан приказ выступать с войсками на помощь Крассу.
Но вернемся к восставшим. Пираты обманули их, взяв плату, уплыли прочь.
Рабы попытались переправиться самостоятельно, на самодельных плотах, но безуспешно.
Таким образом, Крассу удалось запереть рабов на южной оконечности полуострова. Спартак призывал прорываться сквозь укрепления Красса. Снежной зимней ночью рабы бросились на штурм. Только трети удалось вырваться из ловушки.
Сложившаяся обстановка была неблагоприятна для восставших; вокруг них сжалось кольцо римских войск. Боясь объединения римских армий, Спартак напал на Красса (кадры из фильма «Спартак»).
Весной 71 г. до н.э. произошла грандиозная битва между легионами Красса и войском восставших. Перед сражением Спартак заколол своего коня. Спартак был ранен дротиком в бедро, но, несмотря на это, продолжал сражаться, стоя на колене. Римляне не смогли взять его живым. Спартака так изрубили в схватке, что даже тела его не нашли на поле сражения. Войско восставших было разбито, часть рассеялась.
Восстание было жестоко подавлено. Около шести тысяч рабов распяли на протяжении всей дороги от Рима до Капуи. Они умирали мучительной смертью под палящими лучами солнца.
Почему с восставшими так жестоко расправились?
Назовите причины поражения восставших.
Значение этого восстания заключалось в том, что более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию римского государства. Спартак сражался за свою свободу, своих соратников он пытался отучить от рабских пороков. Даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества, благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами Древнего мира. Личность Спартака вызывает интерес и сейчас.
Работа по группам (проблемное задание)
Прежде чем завершить урок, давайте вспомним, о чем же мы сегодня узнали.
Закрепление пройденной темы
Работа по карте-схеме «Отметить путь восставших».
Работа по вопросам:
Как высказывание автора книги «Спартак» относится к теме урока? Что хотел сказать Джованьоли?
Р.ВАРЮХИНА, учитель истории и обществознания
Комментарии