В сотнях школ Московской области появилось новое оборудование: современные учебные кабинеты, компьютерные классы, интерактивные доски. Приобретено 340 комплектов кабинетов физики, химии, географии, биологии, 236 комплектов русского языка и литературы. На оборудование школьных кабинетов выделено 181,1 миллиона рублей, из них 94,4 миллиона – средства областного бюджета. 1227 образовательных учреждений получили доступ к современным цифровым обучающим ресурсам в глобальной информационной сети «Интернет». 2,45 миллиона рублей выделено из бюджета Московской области на приобретение автоматизированных рабочих мест.
Заместитель председателя правительства Московской области Сергей КОШМАН отмечает, что для региона характерен значительный интерес общественности к вопросам образования, а также наличие многообразных общественных инициатив, направленных на совершенствование системы образования. Сегодня вполне очевиден тот факт, что предпосылкой содействия общественных институтов развитию образования, в том числе привлечения инвестиций в эту сферу, выступает открытость системы образования, то есть обеспечение информированности общества о ее состоянии, целях развития и конкретных действиях по достижению этих целей.
– Сергей Николаевич, как вы расцениваете результаты работы Московской области? Как поддерживается в рамках нацпроекта образование в регионе?
– К сожалению, в сфере образования пока нет «макропоказателей» развития, аналогичных «росту валового регионального продукта», характеризующего развитие региона в целом. Но, рассматривая набор ключевых индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием, мы можем говорить об успехах.
Как и все российское образование, система образования Московской области завершила второй и начала третий год реализации национального проекта «Образование».
Если брать формальные показатели – согласно данным системы федерального мониторинга, Московская область за два года выполнила показатели по нацпроекту на 120,5 процента. Но главное, позитивные результаты мы видим не только по цифрам статистических отчетов, но и наглядно, воочию. В сотнях школ Московской области появилось новое оборудование: современные учебные кабинеты, компьютерные классы, интерактивные доски. Образовательные учреждения получили доступ к современным цифровым обучающим ресурсам в глобальной информационной сети «Интернет».
Конкурсы лучших учителей и инновационных школ выявили настоящих лидеров системы образования Подмосковья, а средства государственной поддержки помогают им выйти на новые уровни инновационного развития, достичь еще более высоких результатов в обучении и воспитании.
Выплачены денежные поощрения по 100 тысяч рублей 359 лучшим учителям, именные премии по 60 тысяч рублей для 585 победителей и участников регионального этапа конкурсного отбора. На эти цели из бюджета выделен 71 миллион рублей, в том числе 35,1 миллиона рублей из бюджета Московской области.
Помимо гранта в миллион рублей, для школ-победителей и участников регионального этапа отбора приобретено 107 кабинетов ОБЖ и 79 кабинетов русского языка и литературы. Выплачена именная премия для руководителей школ-победителей 2006 и 2007 годов по 115 тысяч рублей каждая.
Развернута система распространения опыта лучших учителей и инновационных школ.
Более двадцати восьми тысяч педагогов Московской области получили в 2007 году вознаграждение за выполнение функций классного руководителя из областного и федерального бюджетов – всего более 800 миллионов рублей.
Об эффектах стимулирования воспитательной функции школы свидетельствует и тот факт, что существенно снизилось количество школьников, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Получили премии юные таланты – победители олимпиад и творческих конкурсов. 246 человек стали лауреатами Премии Президента РФ. Именные стипендии губернатора Московской области в размере 24 тысяч руб. выплачены 1000 человекам.
Десятки новых школьных автобусов делают дорогу в школу короткой и комфортной. В Подмосковье приобретено 39 автобусов на общую сумму 79 миллионов рублей.
В 2007 году Московская область стала одним из 21 субъекта РФ – победителей конкурса регионов, реализующих комплексные проекты модернизации образования.
Происходит серьезное изменение организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов функционирования системы образования. К эффектам реализации комплексного проекта модернизации образования можно отнести следующее:
– Результатом введения новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений стало повышение заработной платы педагогических работников в среднем на 43,4 процента по отношению к уровню 2006 года, а у лучших учителей – до 23-27 тысяч рублей.
– Увеличилась доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, обеспеченных квалифицированными педагогическими кадрами, кабинетами, оборудованием и компьютерами. На ремонт и приобретение мебели и оборудования выделено 383,960 миллиона рублей из федерального бюджета и 4627,28 миллиона рублей из бюджета Московской области.
Результатом реализации мер по развитию сети образовательных учреждений стал рост наполняемости классов в сельской местности, а также классов старшей ступени, что позволяет эффективно использовать современные учебные ресурсы и оборудование, расширить возможности для профильного обучения.
Система образования стала существенно более открытой для общества: 90 процентов школ подготовили публичные доклады об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, более 80 процентов школ создали свои сайты в интернете.
Сформированы механизмы оформления и удовлетворения общественного заказа на содержание и качество образования. В 1434 школах (самый высокий результат в РФ) созданы управляющие советы. В 61 муниципальном образовании действуют муниципальные общественные советы по развитию образования. Общественность принимает участие в экспертизе условий обучения, распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам. Функционирует система общественного наблюдения при проведении единого государственного экзамена.
4 образовательных учреждения Московской области – Истринский педагогический колледж, Московский областной государственный колледж из Раменского, королевское профессиональное училище №72, дубнинский профессиональный лицей №95 – победили в конкурсе по государственной поддержке подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. По количеству образовательных учреждений, ставших победителями данного конкурса национального проекта, Московская область заняла второе место в России.
И хотелось бы обратить внимание, что достижения – результаты совместной работы, объединения усилий и ресурсов государства и общества, всех участников образовательного процесса. Как никогда активно и позитивно в текущем году осуществлялось сотрудничество Министерства образования и профсоюзов, органов управления образованием, администраций школ и общественности.
– Как в целом вы относитесь к инновациям в педагогической сфере?
– По моему мнению, инновации в педагогической сфере необходимы.
Сегодня, когда государство встало на путь построения инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях, образование не только не может оставаться вне процесса инновационного развития, но и призвано стать одной из его опор, своего рода локомотивом.
Несомненно, что на сегодняшний день известны фундаментальные принципы организации обучения и воспитания, которые не должны быть забыты или отвергнуты. Но остановить инновационный поиск, разработку и апробацию новых технологий невозможно и не нужно.
В этом плане мы полностью разделяем и успешно реализуем в Московской области курс национального проекта «Образование» на поддержку образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.
При этом позитивное отношение вызывает не только факт финансового стимулирования инноваций, но и форма, в которой это осуществляется:
– Конкурсная основа.
– Экспертиза с привлечением общественности.
– Не локальные новшества, но инновационная образовательная программа.
– Учреждения-победители включаются в систему распространения инновационного опыта.
В области выстраивается система научного обеспечения инновационного развития образования. Одним из разделов областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы» стал раздел «Создание условий для инновационного развития образования и включенности образования в национальную инновационную систему». Программой предусмотрены мероприятия по развитию моделей непрерывного профессионального образования в Московской области, созданию интегрированных учреждений профессионального образования, реализующих образовательные программы различных уровней, созданию бизнес-инкубаторов; развитию научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования с использованием потенциала учреждений науки и промышленных предприятий. Таким образом, предполагается создание условий для формирования человеческого капитала для инновационной экономики буквально начиная с уровня общего образования, ориентируемого на подготовку инновационно-активной личности, интеллектуальных лидеров.
– Что вы считаете краеугольным камнем для сегодняшнего образования?
– Для сегодняшнего образования, как и для образования XXI века, любого века человеческой истории, краеугольным камнем остается учитель, педагогические кадры, если говорить от лица руководителя региональной системы образования.
Какой бы масштаб мы ни выбрали для рассмотрения образования, мы найдем этому подтверждение. Если мы спросим родителя первоклассника о том, что является главным при выборе школы и класса, мы услышим – «учитель»; если посмотрим самые свежие международные исследования факторов успешности образовательных систем, например, проведенное кампанией «МакКинзи», то увидим, что ключевым фактором выступает опять же подготовка учителей.
В этом плане я разделяю тезис «Школа не может быть лучше учителей».
Именно поэтому в образовательной политике Московской области приоритетное место занимают меры по обеспечению достойной оплаты труда, улучшению социального статуса учителя, модернизации системы педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Комментарии