28 ноября в Госдуме состоялась рабочая встреча президиума Совета молодых педагогов при ЦC Общероссийского Профсоюза образования с заместителем председателя Комитета по образованию Аленой Аршиновой. В ходе диалога были обсуждены злободневные проблемы молодых специалистов, а также намечены перспективы сотрудничества Совета с профильным комитетом Госдумы.
Беседа проходила в одном из конференц-залов, где обычно проводятся рабочие встречи членов Комитета по образованию. Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин в начале беседы отметил, что Совет молодых педагогов создан совсем недавно и крайне важен для профсоюза, он станет верным индикатором того, что происходит непосредственно в образовательной среде, и поможет ориентироваться в проблемах, возникающих на местах.Также во встрече приняли участие заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина и куратор Совета молодых педагогов главный специалист отдела Дмитрий Голубев.Представители регионов смогли напрямую задать интересующие вопросы заместителю председателя Комитета по образованию. Быстро освоиться молодым педагогам, впервые посетившим здание Госдумы, помог тот факт, что Алена Игоревна практически ровесница многих из них, ей еще нет 30.Председатель Совета Иван Кайнов вручил Алене Аршиновой подарки с профсоюзной символикой и подчеркнул: «Организовав Совет молодых педагогов, профсоюз предложил молодым учителям эффективную развивающую среду, чтобы они сплотились и смогли заявить о своих достижениях».Владимир Чагин поднял вопрос о статусе молодого педагога. Он обратил внимание на тот факт, что в Федеральном законе «Об образовании в РФ» ничего не сказано о том, какие гарантии распространяются на молодого педагога, на какую социальную поддержку он может рассчитывать на федеральном уровне. В стране нет даже единого мнения о том, до какого возраста человек считается молодым.Алена Игоревна подтвердила, что такого статуса, как молодой педагог, в законодательстве нет, и если его прописывать в законе, то государству придется взять на себя ответственность за дополнительные социальные гарантии, а значит, нагрузка на федеральный бюджет увеличится. Но обсуждать этот вопрос необходимо, ведь большого потока молодых специалистов в учреждения образования не наблюдается. Комитет Госдумы по делам молодежи, по ее словам, сейчас работает над федеральным законом «О молодежи».Алексей Мокрушин, учитель математики и информатики из Калуги, задал извечный вопрос о заработной плате: «В регионах, выполняя майские указы Президента РФ, действительно повысили зарплаты учителям, но за счет чего? Как правило, их рост связан с дополнительными нагрузками. Из нас никто не работает на одну ставку, потому что, если вести 18 учебных часов в неделю, зарплата окажется гораздо ниже средней по экономике, прожить на такие деньги сложно. Потому и приходится работать минимум на полторы ставки. Таким образом мы теряем в качестве образовательных услуг. А требования к оценке качества образования становятся только выше». Алексей считает необходимым установить единые базовые ставки и оклады на федеральном уровне, чтобы человек, придя на должность учителя в любом регионе страны, мог получать зарплату не ниже этой гарантированной планки. Достойная оплата за ставку сможет остановить потогонную систему, интенсификацию труда.Алена Аршинова признала, что эта проблема действительно имеет место, и не только в образовании, но и, например, в медицине. Алена Игоревна предложила Совету молодых педагогов сформулировать свои пожелания для дальнейшего рассмотрения в Комитете по образованию.На встрече зашла речь и о проблемах детских садов. Елена Елшина отметила, что зарплаты у воспитателей тоже растут, но зачастую им приходится работать в переполненных группах: более 30 детей при норме в 25 ребятишек. И это не предел, в отдельных регионах число детей в группе доходит до 50.Алена Игоревна, курирующая в Комитете дошкольное образование, хорошо знакома с этой ситуацией. По ее словам, переполненные группы – это «палка о двух концах». Плановое строительство детских садов продолжается, но пока проблема очередей в дошкольные учреждения полностью не решена и возмущенные родители устраивают пикеты, требуя от властей срочного предоставления мест в ДОУ.Зам. председателя Комитета по образованию призналась, что ее также очень волнует судьба вспомогательного персонала в детских садах. Низкие зарплаты ставят этих работников буквально на грань выживания. Поэтому любые предложения по исправлению ситуации в Комитете готовы рассматривать, заверила Алена Игоревна.Евгений Усков, учитель физкультуры из Мурманска, рассказал о конкурсе «Педагогический дебют» и предложил Комитету взять его под свое крыло. На сегодняшний день конкурс проводится благодаря энтузиазму нескольких человек из Ассоциации лучших школ России и поддержке Общероссийского Профсоюза образования. Участие профильного Комитета Госдумы, например, в качестве соорганизатора конкурса повысило бы его статус. Алена Игоревна пообещала проконсультироваться по этому вопросу с председателем Комитета Вячеславом Никоновым.Учитель физики из Волгограда Олеся Гончарук обратила внимание на то, что в связи с введением профессионального стандарта педагога учитель должен обладать новыми компетенциями, в том числе уметь работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях инклюзивного образования. Но всегда ли такие ребята могут достичь высоких результатов, и как при этом оценивать работу учителя?Алена Игоревна согласилась с тем, что проблема оценивания в данном случае очень сложна: «Когда началось объединение коррекционных школ с общеобразовательными, у многих педагогов это вызвало шок, потому что они оказались не готовы с профессиональной точки зрения. Проблема инклюзивного образования редко становится темой для широкого обсуждения, хотя вопросов, связанных с ним, появляется все больше и они требуют решения».Члены президиума также обратили внимание на то, что программы подготовки педагогов в вузах необходимо привести в соответствие с профессиональным стандартом, а до того времени его введение целесообразно было бы отложить.Преподаватель английского языка Иркутского регионального колледжа Людмила Рыкова рассказала о том, что в Иркутской области проводилось исследование по качеству и удовлетворенности образовательными услугами. Его результаты показали, что педагогическое образование не успевает за потребностями времени, выпускники педагогических специальностей оказываются недостаточно компетентными, придя на работу школу. Все потому, что у них нет навыков работы с огромным количеством документации, которая сейчас есть в учебных заведениях, а у студентов бакалавриата в учебном плане не предусмотрено достаточное количество часов практики. Людмила поинтересовалась, нельзя ли вернуть специалитет, а если нет, то можно ли в педагогических вузах ввести практико-ориентированную магистратуру?Алена Игоревна призналась, что сама в начале своей карьеры столкнулась с нехваткой практических навыков, придя на работу в школу. И эту проблему тоже надо решать, как и проблему чрезмерно объемного документооборота. По словам Алены Аршиновой, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов во время выступления в Государственной Думе заверил, что документооборот уже сокращается и будет сокращаться. Но если этого не происходит, возможно, учителям-практикам нужно внести свои предложения по этому поводу.Александр Мельник, учитель истории из Хабаровского края, поднял тему мониторингов эффективности вузов. «Под угрозу закрытия или слияния попал один из старейших и сильнейших вузов Дальневосточного региона – Дальневосточный государственный гуманитарный университет в Хабаровске, который в этом году отмечает 80‑летие. Сейчас в университете закрывается огромное количество факультетов, либо они сливаются друг с другом, причем соединяется несоединяемое: исторический факультет с факультетом восточных языков и так далее. Таким образом, мы можем остаться без университета, который готовит действительно профессиональные кадры не только для нашей страны, в университете учатся студенты из Китая и Южной Кореи. В следующем году этот университет будет соединен с Политехническим университетом, который уже выдвинул ряд требований о закрытии огромного количества факультетов, либо вообще прекратит свое существование, а площади, которые он занимает, отдадут бизнесу под офисы».Алена Игоревна пообещала разобраться в ситуации и подчеркнула, что при подведении итогов мониторингов региональная власть должна отстаивать вузы, находящиеся на территории региона, особенно если речь идет о таком известном учебном заведении.На встрече было предложено рассматривать Совет молодых педагогов как мобильный общественный ресурс, который можно привлекать к экспертизе документов, проведению мониторингов в сфере образования на самом высоком уровне. Алена Аршинова согласилась с тем, что такой ресурс важен, и пообещала, что деловое общение с членами президиума Совета молодых педагогов будет продолжено.
Комментарии