Когда в плане работы Нижнетагильского городского комитета Общероссийского Профсоюза образования появилось мероприятие с загадочным названием «Форсайт-сессия «Современной школе – современный учитель!», посыпалась масса вопросов: что такое форсайт, как будет проходить это мероприятие, какова его цель?
Как решить проблему?Идея форсайт-сессии появилась у членов президиума городской организации профсоюза после проведения октябрьского форума молодых педагогов «Формула успеха», где более 400 молодых специалистов и их наставников ознакомились с опытом пятидесяти начинающих коллег, презентовавших свои педагогические находки. Форум стал настоящим событием в системе образования города, вызвал огромный положительный резонанс и желание руководителей образовательных организаций, наставников, профсоюзного актива оказать более действенную помощь и поддержку молодым педагогам в их профессиональном становлении.«Форсайт» переводится как «взгляд в будущее». Это особая социальная технология. Такой формат коммуникации позволяет участникам договориться о понимании образа будущего и действиях в его контексте. Эта новейшая технология используется при планировании, подготовке и реализации долговременных проектов, составлении «дорожных карт» с целью выявления насущных проблем, а главное – поиска методов их разрешения в совместной коллективной деятельности.Мы попробовали применить эту технологию для поиска путей разрешения важнейшей проблемы профессионального становления молодых педагогов. Ведь не секрет, что необдуманное сокращение педагогических вузов, превращение их в филиалы университетов, сокращение опытных кадров привело к снижению качества профессиональной подготовки выпускников. Заработная плата и льготы, предоставляемые педагогам, уже не способствуют повышению имиджа педагогической профессии. Наблюдается дефицит учителей математики, физики, начальных классов. Но самое главное – это старение педагогических кадров и в недалеком будущем колоссальная проблема их воспроизводства.Успех вдохновляетНеобычный педсовет в форме форсайт-сессии состоялся в первый день каникул, 27 марта, в городском Дворце творчества юных. Мы совместили ее проведение с подведением итогов муниципального этапа конкурса «Учитель года России», чтобы приглашенные молодые педагоги, которых в зале собралось более 300 человек, увидели успешных в своей профессии коллег и, возможно, этот пример стал бы стимулом к их собственному профессиональному росту.Пленарное заседание сессии получилось торжественным и ярким. Открылось оно фильмом о форуме молодых педагогов, снятым по заказу городской организации профсоюза.Идею проведения форсайт-сессии поддержали управление образования, филиал Института развития регионального образования, городской Дворец творчества юных. Безусловно, без их поддержки у нас не получилось бы такого массового, содержательного и резонансного мероприятия, в организации которого приняли участие не только члены президиума, но и большинство председателей первичных профсоюзных организаций.Выступление начальника управления образования Игоря Юрлова нацелило молодых педагогов и их наставников, руководителей образовательных организаций на эффективную совместную работу по профессиональному становлению молодых специалистов, а Вячеслав Погудин, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области, рассказал о мерах поддержки молодых педагогов и пожелал им успехов в работе.В торжественной обстановке состоялось вручение серебряного знака Свердловской областной профсоюзной организации «За социальное партнерство» директору школы №61 Ларисе Гизенко – награда за эффективное взаимодействие с профсоюзом, в том числе и в работе с молодыми педагогами.Участникам муниципального этапа конкурса «Учитель года России» были вручены сертификаты, планинги с профсоюзной символикой и, конечно же, цветы. А победителям – учителю начальных классов средней школы №95 Ирине Пережогиной, учителю математики средней школы №20 Ивану Журавлеву, учителю русского языка и литературы гимназии №18 Ольге Ахметовой, которые будут представлять Нижний Тагил на региональном этапе конкурса, вручены совместные грамоты управления образования и городской организации профсоюза и от городской организации – телевизоры.Пленарное заседание украсили выступления творческих коллективов дворца и учреждений дополнительного образования Нижнего Тагила.Очевидное-невероятноеВ актовом зале мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций провел победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2013, воспитатель детского сада комбинированного вида «Страна чудес» Новоуральского городского округа Олег Скотников. Состоялся заинтересованный разговор о его необычной профессиональной судьбе и применении новейших педагогических технологий. Было чему поучиться! Женская часть аудитории была в восторге.Более 150 человек приняли участие в работе площадок, которыми руководили модераторы филиала Института развития регионального образования. Молодые специалисты, опытные педагоги-наставники, руководители образовательных организаций и профсоюзные лидеры работали в рамках необычной технологии форсайт-сессии. Быстро освоили новую терминологию: тренд, возможность, технология, формат, угроза, нормативный акт. И работа закипела.Для обсуждения были предложены тренды «Наставничество как фактор профессионального роста молодых педагогов», «Роль учителя в информационно-образовательной среде», «Формирование профессиональной элиты педагогов-лидеров». Каждый участник мог предлагать свое видение разрешения проблем становления специалистов, новые подходы, интересные находки, которые необходимо было разместить в нескольких плоскостях – ближний, средний и дальний горизонт, а самые фантастические идеи – в разделе «Очевидное-невероятное». Молодые специалисты просто фонтанировали идеями! Они обратили внимание на то, что многие стажисты недостаточно владеют информационными технологиями, и выразили готовность оказать помощь коллегам. Считают, что необходимы городской банк профессионального трудоустройства педагогов, интернет-банк методических рекомендаций для молодых специалистов, электронная профсоюзная консультация по вопросам трудового законодательства. Идея создания групп молодых педагогов в социальных сетях уже нашла свое применение. Предложили даже организовать сетевой профсоюз!Мешок идейПредложения по разработке положения о наставнике и достойной оплате его труда, возрождению педагогических классов с целью профессиональной ориентации выпускников школ, внедрению тьюторства и адаптационного периода для молодых специалистов, установлению для них единого методического дня и разработке адаптационной программы вхождения в профессию, проведению аттестации педагогов на владение ИКТ, возрождению педагогического клуба «Мудрость, опыт, надежда» и множество других идей появились за полтора часа интенсивной работы. Коллективная творческая деятельность в комфортной обстановке позволила всем участникам высказать свое мнение, а самое главное – наставники и руководители научились слушать молодых специалистов.За круглым столом с участием модераторов, представителей управления образования и городского комитета профсоюза состоялось обсуждение результатов работы площадок. Новые идеи, интересные подходы к решению проблем становления молодых специалистов, безусловно, найдут свое отражение в плане работы городского комитета профсоюза, возможно, станут исходным материалом для программы воспроизводства и сохранения педагогических кадров управления образования, многие предложения будут высказаны депутатам разных уровней власти в ходе выборной кампании. И молодые педагоги, и руководители отметили, что технология «форсайт-сессия» может быть использована как в управленческой деятельности при составлении планов развития образовательных организаций, так и в учебной деятельности, где необходимо спроектировать развитие каких-либо процессов или явлений.Главным результатом форсайт-сессии стало более четкое видение проблем и перспектив кадровой политики системы образования города. Такой свежий взгляд в будущее, надеемся, будет способствовать становлению и закреплению молодых специалистов, поможет им соответствовать всем требованиям образовательного стандарта. И тогда в современной школе действительно будет работать современный учитель!Людмила КУЗНЕЦОВА, председатель Нижнетагильской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФСвердловская область
Комментарии