Наша школа с углубленным изучением иностранных языков №1288 имени Героя Советского Союза Н.В.Троян объединила в себе школы №643, 1288, 1244, 148, детские сады №1500, 571, 1385, 2507, 33, 504, 1059. В настоящее время в комплексе 3500 детей.
Свежий ветер перемен пронесся по школам Москвы! Реформы затронули все стороны жизни школы: и содержание образования, и методики преподавания, и механизмы финансирования, и распределение денежных средств, и ОГЭ, и ЕГЭ, и объединение образовательных учреждений в комплексы, и подушевое финансирование и многое другое. Никто не остался равнодушным к изменениям, происходящим в школе: есть как сторонники, так и ярые противники реформ. Нельзя сказать, что везде реформы проходят гладко. Но все-таки мы считаем, что поводов для оптимизма несравненно больше, чем для пессимизма!Объединение школ – сложный, многоступенчатый процесс. Объединяются школы с различными укладами, традициями, со сформировавшимися коллективами учащихся, родителей, педагогов. Мы считаем, что успех объединения во многом зависит от слаженной работы административной команды объединяющихся образовательных организаций, которая должна нацелить и повести за собой объединенный коллектив на решение общих задач, спланировать деятельность так, чтобы объединение пошло на пользу всем участникам образовательного процесса.В чем мы видим положительный эффект от нашего объединения? Во-первых, объединение позволило нам создать условия для организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся по различным предметам, что было практически невозможно в отдельно взятой школе с 1-2 классами на старшей ступени обучения. После долгих обсуждений мы остановились на такой модели школы: в трех зданиях (Поликарпова, 3а; Хорошевское шоссе, 3; Хорошевское шоссе, 64) будем обучать учащихся 1-7-х классов, а учащиеся 8-11-х классов будут переходить в отдельное здание (Хорошевское шоссе, 21), в котором будут организовано предпрофильное и профильное обучения в соответствии с запросами учащихся и их родителей. Уже с 2013 года мы объединили старшеклассников (8-11-е классы) в одном здании (Хорошевское шоссе, 3), это позволило выстроить учебный процесс по профильным группам (лингвистическим, социально-экономическим, физико-математическим, химико-биологическим, общеобразовательным), а в 10-х классах практически по индивидуальным учебным планам. Таким образом, каждый старшеклассник в нашем комплексе сегодня имеет возможность выстроить свою образовательную траекторию, определив, какие предметы школьной программы он будет изучать на базовом, а какие на профильном уровне, выбрать элективы, индивидуальные и групповые консультации по подготовке к итоговой аттестации.Во-вторых, объединение детских садов и школ в одну образовательную структуру позволяет на деле, а не на словах, реализовать преемственность между дошкольным и школьным образованием детей, объединить усилия педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений на решение общих задач. В-третьих, объединение позволило равномерно распределить нагрузку педагогов внутри комплекса. В нашем комплексе одна часть педагогов работает в 5-7-х классах, другая – в 8-11-х. Таким образом, сократилось количество «подготовок» у педагогов, работающих в двух-трех параллелях, что неизменно сказывается на качестве преподавания и образовательных результатах учащихся.В-четвертых, есть единая слаженная административная команда, которая выстраивает общее руководство комплексом: единые цели, единые требования, единое инновационное развитие, информационное и методическое пространства. Наш девиз: «Мы – вместе, мы – едины».Конечно, мы пока лишь в начале пути. Но не только школа находится в развитии, но и сам процесс образования в стадии перехода на новые образовательные стандарты. Нам предстоит многое переосмыслить, сделать выводы и начать движение вперед. Нельзя забывать и о ключевой фигуре в образовании – педагоге. Какие трудности испытывает учитель при реализации требований ФГОС? Большое количество методических рекомендаций, всевозможные конспекты уроков, методические рекомендации, поурочные планирования к различным УМК развратили учителя. Ему не надо проектировать урок, за него это сделали другие, а учителю осталось только открыть методичку и «дать» урок! В результате такого подхода к УВП учитель превратился в урокодателя, который не задумывается над целями урока, над оптимальным отбором учебного материала, над тем, как организовать работу учеников конкретного класса. Трудно не согласиться со словами Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться».Что чаще всего мы видим на уроке? Моноспектакль учителя! Речь учителя составляет до 90% от всей речи, звучащей на уроке! А ученик? Ему уготована роль «благодарного слушателя», который в определенный момент (когда его спросят) должен «воспроизвести» услышанное и увиденное! Хорошим учеником считается тот, который быстро (лучше с первого раза) запоминает урок и не создает проблем учителю. А как ученик усваивает материал, какие трудности он испытывает, сколько времени тратит на выполнение домашнего задания? Что делает учитель, чтобы контролировать процесс обучения? Важен не только конечный результат подготовки ученика, но и процесс обучения! Учитель… Именно от его профессионализма зависит успешность ученика. Как создать для учителя такие условия повышения уровня его квалификации, которые бы обеспечивали постоянный рост его мастерства? Анализируя из года в год результаты экзаменов, независимых срезов знаний и умений по разным предметам, приходим к неутешительному выводу – уровень образовательной подготовки выпускников падает. Материально-техническая база школ расширяется, классы оснащаются интерактивными досками, у каждого учителя – ноутбук или компьютер с выходом в Интернет; можно за считанные секунды найти любые образовательные ресурсы, а на динамике образовательной подготовки учеников это, к сожалению, не отражается! В чем же дело?Кто-то скажет: «Дети стали другие…» Да, другие, они раньше осваивают компьютер, чем азбуку. Разве это плохо? И учить таких детей надо по-иному, учитель должен владеть информационно-коммуникативной компетентностью. Но успешность ученика зависит не только от применения ИКТ на уроке. Она зависит от того, как организован процесс обучения, организована ли деятельность ученика на уроке, дают ли ему знания в готовом виде, или ученик вовлекается в учебное исследование и сам добывает необходимые знания для решения практических задач. Становится ли процесс обучения здоровьезатратным или учащиеся в конце урока испытывают удовольствие от результатов своего труда? Опыт посещения уроков показывает, что наибольшие затруднения учитель испытывает при организации учебного исследования на уроке, выстраивании процесса интериоризации нового знания, организации рефлексивного этапа урока. Как же помочь учителю научиться проектировать уроки? Мы глубоко убеждены, что это надо делать «на рабочем месте» учителя, потому что именно «у станка» видны затруднения учителя. Как мы организуем работу с учителем по повышению уровня его профессионализма? Мы выстраиваем работу с педагогом таким образом, чтобы он был максимально включен в процесс педагогического проектирования. Педагог не должен быть пассивным слушателем курсов повышения квалификации, он должен быть деятелем, включенным в процесс обучения, поэтому в плане методической работы предполагаем ему такие формы работы: Проектно-творческие сессии (проектирование уроков, мастер-классы с последующим обсуждением результатов). Индивидуальное консультирование педагога по проблемам целеполагания на уроке, организации учебного исследования, выстраивания процесса интериоризации, рефлексии. Обучение педагогов методике формирования приемов логического мышления (умение выделять признаки предметов, понятий, выделять основание для сравнения, группировать по определенному основанию, формировать понятие, подводить под понятие, выстраивать причинно-следственные связи). Включение педагогов в разработку и апробацию дидактических материалов по различным предметам, основанных на системно-деятельностном подходе (учебные тетради). Проведение фестиваля педагогических идей «Путь к успеху» (2012-2013 г.; 2013-2014 г.).Результатом методической работы мы считаем изменения, происходящие в сознании педагога, который проектирует процесс обучения, мотивирует учащихся на добывание нового знания, умеет вовлечь учащихся в учебное исследование, организует формирование учебного умения, самостоятельную работу учащихся, учит рефлексии. Задумаемся над словами французского философа Жиля Делёза: «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я». Единственные наши учителя те, которые говорят: «Делай вместе со мной».Объединение в комплекс привело к положительным результатам в ОГЭ и ЕГЭ, в мониторингах МЦКО, в увеличении числа победителей и призеров различных олимпиад и конкурсов. Все это позволило нам в 2014 году выйти на 77-е место в рейтинге московских школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, и 81-е место в рейтинге «Лучшие школы России-2014» (500 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году).Елена МАРТЫНОВА, директор школы №1288
Комментарии