2012 год по всему миру называли годом онлайн-курсов. Тогда все говорили о революции образования, которая вот-вот произойдет. Но революция не случилась, что, вообще-то, неплохо. Вместо этого «старый» и «новый» мир учатся жить вместе.
2017 году глубина и качество цифровизации образования в разных городах и странах очень отличаются, но повсеместно IT-технологии стали частью процессов обучения и управления. Следующий шаг – большая гибкость, персонализация процессов, в центре которых стоит человек.Что позволяют технологии сегодня?Разомкнуть закрытые ступени образования и связать их со множеством новых возможностей для развития.Как было раньше?Человек родился, пошел в закрытый мир детского сада, потом в закрытую школу, потом в замкнутую систему вуза, устроился на работу, на которой, весьма вероятно, пробудет до пенсии. СегодняВсе звенья образовательной цепочки разомкнулись и стали гибкими. Образование можно сравнить с конструктором из множества деталей, которые теперь можно собирать по-разному в зависимости от среды, города, особенностей и способностей ребенка, культурных ценностей семьи, приоритетов современных работодателей.В детском саду можно посмотреть онлайн-трансляцию музыкального урока из филармонии, в начальной школе пройти смешанный курс по визуальному программированию, в старших классах связаться онлайн с университетским научным руководителем, чтобы обсудить детали школьного инженерного проекта. Хотя минутку – школьная разработка может быть не хуже студенческой, а ребенок уже после школы сможет сам решать, где он больше хочет учиться – в университете или уже на рабочем месте, а может, и вовсе открыть свое дело и сразу стать работодателям. В большом трехэтажном образовательном доме все смешалось – теперь у каждого свой дом со множеством этажей и пристроек. Для родителей это возможность расширить образовательный опыт ребенка – кружки, музеи, проекты доступны и в школе, и в мобильном телефоне. Для директоров школ это возможность, скажем, организовать партнерские проекты с различными организациями и корпорациями, со специалистами разных профессий, сделать образовательный процесс насыщенным. Образовательные возможности доступны – в любой момент дня и ночи мобильный Интернет к нашим услугам, однако пока строить новые образовательные цепочки не совсем удобно. Все идет к тому, что появятся новый пользовательский интерфейс, новые сценарии для получения образования и управления своим развитием в течение всей жизни. Онлайн-запись на госуслугах, подушевое финансирование, сертификаты на образование, с помощью которых можно оплатить собственноручно собранную корзину из разных образовательных сервизов и услуг, – это только первые шаги. Например, можно будет посещать разные школы по разным предметам, учиться частично офлайн, частично онлайн, ходить в школу 3 дня в неделю или через день, на месяц переехать в научный образовательный лагерь на космодром или зачесть курс по мировой художественной культуре в онлайн-музее. Почему бы и нет? Все детали персонального образовательного конструктора готовы, нужны только новые правила игры, по которым могут идти все участники – ребенок, школа, учителя, родители, работодатели, разработчики курсов и образовательных сервисов.В первую очередь новые правила игры коснутся работы с данными о том, где, как и с каким результатом человек учился. Именно данные позволяют связывать и сглаживать все этапы и инструменты образования. Даже такие острые моменты, как оценивание результатов образования, цифровые аналитические инструменты, позволяют незаметно для экзаменуемого, безболезненно перейти на следующий уровень сложности. Ведь понятно, что оценивать ученика раз в году и делать из этого далеко идущие выводы о том, как их учить и как строить образовательную политику, – прошлый век.Управленческие процессы во всех без исключения индустриях обогащаются цифровыми аналитическими инструментами, этот процесс непременно запустится и в образовании. Аналитика данных в режиме реального времени позволит получить нам разные любопытные результаты и корректировать на их основе учебный процесс. К примеру, может оказаться, что 90 процентов школьников России «ломаются» на какой-то одной теме, не усваивают ее. Тогда будет разумным выделить на эту тему больше времени и протестировать другие дидактические приемы. Математические онлайн-школы уже показывают, что любой ребенок легко проходит годовую программу начальной школы за 1-2 месяца. И тогда выходит, что дело не в перегруженности программы, а в неравномерном распределении нагрузки и, возможно, в школе найдется время для развивающих игр и развития, скажем, так востребованных предпринимательских навыков. Все это простые вопросы для любой современной информационно-аналитической платформы. Такие платформы сегодня являются основой деятельности и крупных компаний, и городов, и стран, всех субъектов, которые имеют дело с агрегированием множества данных и построении на основе этих данных определенных управленческих решений.Когда человек видит результаты своих действий, получает обратную связь, он замотивирован улучшать свои результаты, расти над собой, кем бы он ни был – учеником, директором, родителем или учителем. Наталья ЧЕБОТАРЬ, руководитель онлайн-журнала и исследовательского бюро Edutainme
Комментарии