Всероссийскую педагогическую школу (ВПШ), которую организовал Общероссийский профсоюз образования, можно считать весьма удачным проектом, хотя школе всего три года.
Первая сессия ВПШ, прошедшая весной 2012 года, была посвящена студентам педвузов и собрала 89 человек из 43 регионов страны. На II сессию в августе прошлого года профсоюз образования пригласил молодых учителей из региональных советов молодых педагогов, и это было самое многочисленное мероприятие – 160 участников из 60 регионов России. Наконец, в нынешнем апреле в Подмосковье на III сессию ВПШ съехались более 150 профсоюзных активистов из 52 регионов – педагоги всех возрастов, представляющие все уровни образования. Впрочем, удивительным образом на ВПШ все различия как-то сглаживались. Совершенно гармонично, как ровесники, равные друг другу, смотрелись рядом солидная дама и молодая девочка, мужчина в сединах и крепкий парень. Отличались участники только форменной одеждой, которая указывала на принадлежность к одной из шести команд, – футболки были разные… Белые у «White Союза», оранжевые – у «Профсоюзного Freshа», зеленые – у «2S: Свежие силы», голубые (или, как настаивали сами активисты, небесные) – у команды «For you», красные – у «ШОКа» («Школа – основа креатива») и желтенькие – у «Солнечного союза». Кажется, участие в школе ни к чему не обязывает, наоборот, вроде бы прекрасная возможность для учителя расслабиться, вспомнить, что бывает зарядка по утрам, выступление на сцене днем и дискотека вечером. Что-то напоминает? Да-да, как в пионерском лагере. Одна из участниц, второй год приезжающая на ВПШ, призналась мне: «Я себя ощущаю здесь ребенком. Бываю на разных подобных мероприятиях для молодежи, «Селигере», например, но нигде нет такой замечательной атмосферы». И это не потому, что программа ВПШ развлекательная. Наоборот! Программа такая насыщенная и напряженная, что даже краткий рассказ о пяти днях занял бы несколько газетных страниц. Поэтому буду избирательной.Первые три дня «работала» половина девиза ВПШ: «Совершенствование. Развитие». Участники школы учились. Во-первых, понимать, как устроен образовательный профсоюз, каковы основные направления деятельности крупнейшего отраслевого профессионального союза. Не удивляйтесь, разобраться в тонкостях никогда не повредит даже активистам, даже руководителям первичек – по сути, простым учителям, взявшим на себя дополнительную обязанность руководителя профкома. Где еще они могли услышать простое, человеческое объяснение сути пенсионной реформы, которое дала зав. отделом по работе с регионами НПФ «Образование и наука» Наталья Михайлова? Тайны пиара открыла сама заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина. Зам. зав. организационным отделом аппарата профсоюза Лариса Волкова нашла чудесный образ, иллюстрирующий структуру Общероссийского профсоюза образования: «Если весь профсоюз – город, то региональные организации – это районы города, местные организации – дома, первичные – квартиры, а профгруппы – это комнаты». Больше всего в этом «городе» комнат-«первичек» – 83913! Целостную и яркую картину деятельности профсоюза представил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. Михаил Васильевич сравнил организацию со слоеным пирожком – смело, но верно… Перечислил страны и крупные города мира, которые могла бы легко заселить 4,5-миллионная армия членов профсоюза (если бы куда-то делось постоянное население), – Ирландия, Хорватия, Милан, Санкт-Петербург… Отдельно заявил о постоянных партнерах профсоюза, в этот круг избранных входит, конечно, и «Учительская газета».Во-вторых, все участники ВПШ прошли курс наук, необходимых каждому профсоюзному лидеру, но не только, они и педагогу очень даже пригодятся. Как выстроить свой имидж, укрепив сильные стороны и стушевав слабые, рассказала доцент кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности Пятигорского государственного лингвистического университета Ирина Колиниченко. Особое внимание уделила проблеме профессионального выгорания, ключевым моментам самопрезентации. Было интересно, потому что каждый теоретический посыл сопровождался упражнениями.Настоящими звездами стали учителя года – они же педагоги ВПШ-2014. Учитель года Республики Татарстан-2013 Сергей Шадрин рассказывал в группах о принципах формирования эффективной команды. Научил правильно составлять коллективный договор. В этот документ, между прочим, можно внести даже пункт о подписке на образовательные издания. Именно таким образом Сергей Сергеевич обеспечил своей школе постоянное общение с «Учительской газетой» и «Моим профсоюзом». А позже на сцене для всей школы сразу Сергей Шадрин дал отличный мастер-класс, темой которого стали гимны. Оказывается, вовсе не всегда то, что называется гимном, на самом деле им является. А ведь узнать гимн легко по главному признаку: получается под него маршировать – значит, жанр соблюден!Не шелохнувшись участники школы слушали председателя Ульяновского областного клуба «Учитель года», проректора Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по послевузовской подготовке и внешним связям Раиса Загидуллина. Он говорил о культуре презентационного выступления, а мастер-класс его назывался очень привлекательно – «Алгоритм подготовки к конкурсам». Раис Рамазанович не обманул ожиданий – дал слушателям стройную систему, которая включает 12 ступеней роста: 4 звена – цель, ценности, средства, технологии и 3 этапа – вход в конкурс, сам конкурс и выход из конкурса. Ни одна мелочь вплоть до дресс-кода в этой системе не была забыта. Опыт у Раиса Загидуллина большой – он готовит учителей на областной конкурс и Всероссийский финал «Учителя года России».Но учебой программа пребывания на ВПШ для участников не ограничилась. Я уже рассказала о разноцветных группах. Так вот команда в желтых майках «Солнечный союз» была наделена на школе особой миссией. Этим тридцати смельчакам предстояло принять участие в конкурсе «Профсоюзный лидер», который занял оставшиеся два дня ВПШ-2014. Оно и логично: поучившись, показать на практике, не зря ли терял время во время лекций, мастер-классов и семинаров. Оправдалась и вторая часть девиза ВПШ-2014: «Становление. Соревнование».Участников много – времени мало. На каждое конкурсное испытание отводилось всего 5 минут. Это касалось и первого задания – «Визитной карточки», себя презентовали все конкурсанты, и второго задания – «PR-кампания» – для десяти лауреатов. Оно состояло из двух этапов: пятиминутного выступления агитбригады под руководством конкурсанта под названием «Вступай в профсоюз» и пятиминутной речи лауреата на тему «Главное в профсоюзе – это…» .Ну а венчала конкурс «Открытая дискуссия», которую провел секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. Лауреаты показали, что прекрасно знакомы со всеми насущными образовательными проблемами и хорошо понимают свои задачи профсоюзных лидеров. Главная из них, конечно, – защита прав работников образования, которые, увы, нередко нарушаются.Победителем первого конкурса «Профсоюзный лидер» стала Оксана Позднякова, учитель русского языка и литературы средней школы №5 города Железноводска Ставропольского края, член контрольно-ревизионной комиссии горкома профсоюза. Оксана Владимировна сказала, что очень счастлива, ведь о конкурсе она узнала… 1 апреля, и сначала все это было похоже просто на шутку. А завершилось победой!Московская область
Комментарии