Международные Рождественские образовательные чтения (МРОЧ) вступили в новую фазу своего развития именно с этого года, когда общественное сознание впитало в себя понимание необходимости вернуть подрастающему поколению то, что было насильственно отнято у предыдущего, – религию, связь с Богом Творцом.
Великая сила и польза МРОЧ состоит в том, что на неделю в Москву съезжаются педагоги и руководители образовательных учреждений для активного обмена опытом и информацией буквально из всех, даже самых отдаленных и малолюдных, уголков страны и ближнего зарубежья.
Особенностью этих ХI Чтений стали три важнейших и новых явления: полный контакт и сотрудничество по всем основным направлениям иерархов РПЦ, госорганов и руководителей образования на всех уровнях; участие в Чтениях не только представителей православного и церковного образования, но в гораздо большей мере педагогов из массовых государственных учреждений; вопрос о внедрении в массовые школы православной культуры и обсуждение всех его аспектов.
Богатейшая география аудитории позволяет надеяться, что все важнейшие моменты этого события станут достоянием широких слоев общественности России и позволят решить все поставленные МРОЧ-ХI задачи.
Комнатка в Высоко-Петровском монастыре
31 января 2003 года завершилась Неделя ХI Международных Рождественских образовательных чтений (МРОЧ). И хотя ХI – это не круглая дата, однако можно смело квалифицировать эти Чтения как исторические. Именно они явились точкой отсчета для нового этапа духовного возрождения российского общества.
Даже не верится, что за столь короткий срок так много сделано. Как мала была когда-то группа энтузиастов, родителей и педагогов, понимающих необходимость возвращения части россиян к их православным корням. На первых порах эта группка вполне свободно размещалась в небольшой комнатке только что созданного в Высоко-Петровском монастыре Отдела религиозного образования и катехизации. Не все собравшиеся даже понимали смысл слова “катехизация”, но жадно хватали малочисленную литературу, большей частью изданную ротапринтно с матриц ХIХ века. Вопрос перед собравшимися энтузиастами стоял один: как подготовить к духовно-просветительской работе верующих преподавателей, способных создавать программы обучения в православных гимназиях и церковно-приходских, воскресных школах при храмах? Законы об образовании и о свободе вероисповедания сразу и безоговорочно разделили учреждения светские и религиозное образование.
Однако уже II и III Чтения показали небывалый рост православных и церковно-приходских школ, и даже детских садов. Родители увидели благотворное влияние на душу ребенка христианских истин, прикоснувшись к которым он на глазах менялся, смягчался, научался противостоять с их помощью всем страшным соблазнам нынешнего века. Вместе с тем и общество начинало осознавать, что государственные образовательные учреждения не справлялись в массе своей с воспитанием подрастающего поколения.
И вот уже к середине 90-х годов во весь голос заявляет о себе новая форма образовательного учреждения – государственная православно ориентированная, например, прогимназия “Пересвет”, о которой не раз писала “УГ”. Всякое образование – это приобщение человека к культуре (под культурой понимается совокупность человеческих усилий, направленных на духовное возрастание). А культура всегда национальна. Православная культура – не памятник, не музей с иконами, крестами и богослужебными сосудами. Это живой развивающийся организм”. Так уже в 1998 году выдвигался на первый план термин “православная культура”.
“Церковь и государство обречены на сотрудничество”
Эти слова патриарха Алексия II, произнесенные на юбилейных, Х Чтениях, стали программными для всего подготовительного периода к новым, ХI. Наиболее яркое практическое воплощение получила эта мысль в организации и проведении в октябре 2002 г. научно-практической конференции “Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования”, которая была организована и проведена полномочными представителями Президента РФ – Г.С.Полтавченко, С.В.Кириенко и В.Г.Казанцевым в тесном сотрудничестве с Минобразованием РФ, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Федерального Собрания РФ и Межрелигиозным советом России.
В рекомендациях конференции четко и недвусмысленно заявлено: “Стратегические цели деятельности Российского государства и традиционных религиозных организаций народов России в сфере образования, направленные на духовно-нравственное просвещение населения, развитие институтов гражданского общества и укрепление российской государственности, полностью совпадают”.
Без православной культуры
нет России
26 января, воскресенье.
Сияющий огнями Кремлевский Дворец быстро заполняется. Однако даже беглый взгляд улавливает существенную разницу между той аудиторией, которая представляла педагогическую общественность в предшествующие годы, и нынешней. Скажем, теперь уже большинство понимает, что покрытая платком женская голова по традиции уместна в церкви, а вовсе не является признаком православной женщины.
Открытие Чтений начинается с приветственного слова патриарха, стержень которого – мысль о необходимости терпеливых и последовательных действий верующих в распространении православия в школе. “Пока мы ощущаем активное противостояние этому, но утешает и обнадеживает явное увеличение числа людей, осознающих необходимость знания и понимания православия и того, что русская культура укоренена в православии”. При этом патриарх сказал, что не стоит сердиться на тех, кто пока этого не понял, а следует терпеливо и с любовью вести свою духовно-просветительскую работу.
Последовавшее за словом патриарха выступление министра образования В.М.Филиппова практически подтвердило этот тезис. Православие должно входить в школы, но с осторожностью. Об этом свидетельствует и структура программы Чтений. В объемной и хорошо изданной книжке “Программа XI Международных Рождественских образовательных чтений” прямо на обложке выделен ориентирующий подзаголовок “Образование и культура России в свете Православия”. Четко сформулированы задачи: уяснение значения православия для возрождения и преображения жизни российского общества, культуры, образования; воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству; православное осмысление важнейших проблем, стоящих перед церковью и обществом.
И хотя церковь и школа, обреченные на сотрудничество, могут только протягивать друг другу руки, не сцепляя их, православным радостно, что в государстве произошло осознание необходимости толерантного, благожелательного отношения и к другим проявлениям религиозного сознания. Эта установка прозвучала в устах патриарха и получила свое развитие в целом ряде выступлений на различных заседаниях Чтений.
Депутат Госдумы С.Ю.Глазьев выступил с развернутым докладом “О социальном партнерстве государства и церкви в целях сохранения национальных духовных традиций”. С особым интересом слушала аудитория доклады церковных иерархов из российской глубинки о том, как им удается конструктивно взаимодействовать с государственными образовательными учреждениями и управлениями образования в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В выступлениях участников Чтений неоднократно прозвучали и тормозящие этот процесс причины. Это теории атеизма, нежелание познавать непонятные для некоторых евангельские истины и неправильно понимаемый Закон о “Светском образовании” как атеистический.
Устранение этих причин требует кропотливой, углубленной, “любовной” духовно-просветительской работы с населением не только со стороны церкви, но прежде всего со стороны верующих мирян.
“Православная культура” – словосочетание давнее и устоявшееся. Однако как предмет школьного изучения (в виде факультатива) он впервые заявлен осенью 2002 года в методическом письме министра образования. В регионах уже разрабатываются варианты программ этого курса. И все же когда слушаешь выступающих, то постепенно приходишь к выводу, что в сознании большинства нет четкого образа этого предмета и его места в школе. Ведь сегодня, по точному замечанию старшего научного сотрудника ГосНИИ семьи и воспитания РАО, кандидата педагогических наук И.В.Метлика, “знания о религии только начинают признаваться необходимым компонентом гуманитарного образования”.
Об актуальности преподавания “Православная культура России” в современной школе говорили многие выступавшие. Однако не обошли вниманием и те подводные камни, которые явно препятствуют его внедрению в школы и вузы.
И первый камень – ложное противопоставление христианской веры и науки.
Другая опасность, вполне реально осознаваемая, – страх перед предстоящей долбежкой православных догматов. И с этим “камнем” на пути справиться гораздо труднее, так как настоящей методологией преподавания курса “Православная культура” владеют пока единицы высокообразованных и глубоко духовных людей.
Тут все упирается в коренную проблему – духовной подготовки самих учителей.
Разумеется, наиболее подготовленными к ведению курса “Православная культура” оказываются православные преподаватели словесности, эстетики и искусств. Эти утверждения содержатся в выступлениях писателя В.Н.Крупина, члена Союза писателей России, профессора Московской Духовной Академии М.М.Дунаева, которые сами являют ярчайшие примеры высокопрофессиональных и глубоко духовных людей.
Необходимо остановиться на еще одном аспекте преподавания этого курса: где, на каких этапах обучения его следует вводить и в каких дозах.
От детсада до академии…
Практика реальной жизни говорит, что, не называя курса его именем, верующие педагоги давно ведут эту работу в соответствии с желанием родителей и собственными возможностями, начиная с дошкольных групп. И при этом утверждают, что нежный возраст наиболее пластичен для усвоения духовных основ православия через все аспекты культуры и словесности.
Однако пока говорить о внедрении его в светские школы, в средние и старшие классы не приходится.
Зато православному дошкольному воспитанию есть чем поделиться. Педагоги-дошкольники с громадным интересом знакомились с опытом работы детского сада N 2365 Южного округа г.Москвы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Интересный опыт работы с дошкольниками и их родителями был представлен в докладах воспитателей детского сада N 163 Нижнего Тагила Н.А.Дубинкиной и Т.Г.Феоктистовой из Челябинского детского сада N 398.
Несколько озадачил слушателей доклад доцента Московского областного университета Л.Л.Шевченко “Стандарт “Основы православной духовной культуры в высшей школе”. Недоумение вызвала постановка вопроса о стандарте, в то время как сам предмет, к тому же как предмет по выбору, еще только проходит стадию осмысления. Не рано ли говорить об этом? Да и вообще возможен ли в этом тонком деле стандарт?
Главная мысль всех выступлений сквозила в той или иной интерпретации: “В воспитательном процессе участвуют двое – родитель-воспитатель и Господь. И нельзя, воспитывая, стремиться сформировать личность “по своему хотению”, но можно высвечивать, выявлять образ Божий в ребенке, осторожно убирая все искажающее его”.
Большой интерес слушателей вызвал доклад иерея Ильи Шугаева, настоятеля храма архангела Михаила в г.Талдоме Московской области, на весьма острую и важную тему для родителей старшеклассников “Опыт преподавания основ семейной жизни в светской школе”. Слушателям стало ясно, что преподавать этот курс может только священник или воцерковленный, верующий педагог, чтобы не внести смятения в души подростков.
Софья ИВАНОВА,
кандидат педагогических наук;
Елена КОМАРОВА
Комментарий редакции
Последние Международные Рождественские чтения показали, что, хотя православная культура становится близка все большему числу россиян, говорить о том, что она должна войти во все общеобразовательные школы России, нельзя. Наше государство полирелигиозно и многонационально. Сегодня самое время воспитать в наших детях толерантное, чуткое, уважительное отношение к представителям других национальностей и традиционных для РФ религий. Вероятно, наиболее удобно сделать это в рамках такого предмета, как “История мировых религий”. “Основы православной культуры” могут быть введены в некоторые школы лишь по желанию самих ребят и их родителей. И, разумеется, в качестве факультатива.
Кстати, об этом говорится в официальном письме министра образования РФ В.М.Филиппова, опубликованном в этом номере на 10-й странице в рубрике “Из первых рук”.
Комментарии