После принятия в 1721 году «Духовного регламента» в Петровской России была создана широкая сеть школ для подготовки духовенства, архиерейских школ и духовных семинарий, причем духовные семинарии, школы и училища выполняли роль не только культовых, но и общеобразовательных учреждений. Основателем Смоленской духовной семинарии при Авраамиевском монастыре был Преосвященный Гедеон.
В 1728 году Именным Указом император повелел: «Школы в Смоленске завесть и быть в городе при монастыре и учителей брать из киевских монастырей и из Московских школ по указам из Синода: учеников же учить латинскому, французскому и немецкому языкам, а которые похотят быть во священниках, тех и греческого языка, а на содержание тех школ давать из остаточных денег, которые надлежали быть в отдаче из Смоленской епархии в экономическую коллегию по 5 сот в год».
Исполнять царский указ пришлось владыке Гедеону, который в том же году был рукоположен в епископы для Смоленской епархии. Владыка заложил два двухэтажных корпуса, один – библиотечный, другой – учительский, купил землю для строительства трех каменных двуэтажных корпусов – классного и жилого. В школах семинарии изучали теологию, философию, риторику, пиитику и грамматику, обязательными были четыре иностранных языка. Ученики следовали Божьим заповедям, стремились не быть праздными и ленивыми, упрямыми и непокорными, напротив, старались быть трудолюбивыми, учтивыми и послушными, хранить трезвость, чистоту и умеренность, а также удаляться от всякого порока и злой дружбы.
В дореволюционной историографии объективно оценивается ведущая роль монастырей в создании первых школ и в распространении грамотности на Руси. Первоначальное обучение детей начиналось с 7 лет и продолжалось около двух лет. Наши мудрые предки обучали 8-10 учеников по рукописным, а позже и по печатным книгам, дети имели навыки устного счета в пределах 190, реже – 1000. Для создания атмосферы единства, духовного сближения большое внимание уделялось многоголосому пению псалмов, молитв, знакомству с библейскими легендами. Весь учебный материал готовился в школе, а домашних заданий не было. Все это свидетельствует о том, что православная церковь сыграла ведущую роль в становлении и развитии письменности и школы на Руси.
Комментарии