Казалось бы, обычная ситуация: 4-полосная проезжая часть, пешеходный переход, зеленый сигнал светофора. В Правилах дорожного движения сформулированы обязанности пешехода на регулируемых пешеходных переходах: «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора», есть четкое определение зеленого сигнала светофора: «…сигналы светофора имеют следующие значения: зеленый сигнал разрешает движение; зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал». Можно смело переходить дорогу, ничего не опасаясь, что делает большинство сознательных граждан нашей страны.
Соответствует ли написанное в Правилах дорожного движения реальной дорожной обстановке? Действительно ли безопасен для нашей жизни уверенный переход дороги по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора? Есть ситуации, в которых пешеходы даже на зеленый сигнал светофора не гарантированы от ДТП:
– при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом; транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом; при увеличении тормозного пути из-за погодных условий; при технической неисправности автомобиля; не лучшем состоянии улично-дорожной сети; плохом самочувствии и состоянии здоровья водителя; нарушении ПДД; алкогольном или наркотическом опьянении водителя; завершении маневра водителем.
Да, еще: издалека слышны звуковые сигналы и видны проблесковые маячки, но горит зеленый, и, оценивая расстояние до транспортного средства, пешеход решает, что он уж точно успеет перейти дорогу, ведь он опаздывает и спешит. А как оценить скорость приближающегося автомобиля? Успеет водитель не просто увидеть пешехода, но и затормозить, остановиться? Кто будет виноват в случившемся ДТП?
В рекламных роликах автомобили останавливаются быстро. Возможно ли это в реальной жизни – на мокрой дороге, в гололед? Любой водитель ответит на этот вопрос отрицательно. При меняющихся погодных условиях, на различного типа дорожных покрытиях, при удовлетворительном техническом состоянии автомобиля и определенной скорости транспортному средству необходимо время для того, чтобы остановиться. Испытаниями установлено, что тормозной путь увеличивается во столько раз, во сколько раз ухудшается сцепление шины с дорогой. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывает и время реакции водителя, которое колеблется от 0,5 до 1-2 секунд, а также время срабатывания тормозной системы 0,2-0,6 секунды. Если вспомнить, что современные автомобили лишь за одну секунду проходят 28 метров при скорости 60 км/ч, то станет ясно, какое влияние оказывает фактор времени на величину тормозного пути. Будет ли это время у пешехода, чтобы избежать ДТП?
Во время движения может произойти поломка транспортного средства. Исследования, проводимые за рубежом, показывают, что от 30 до 50% транспортных средств эксплуатируются с неисправными и неотрегулированными тормозами, рулевым управлением, фарами и другими механизмами, непосредственно влияющими на безопасность движения. Статистика показывает, что больше половины всех дорожно-транспортных происшествий по причине технического состояния транспортного средства происходят из-за неисправностей именно в тормозной системе. Происшествия, связанные с техническими неисправностями тормозной системы транспортных средств, всегда отличаются большим количеством погибших или раненых. Обстоятельства, при которых происходят дорожные происшествия, очень разнообразны и часто вызываются сразу несколькими причинами. Приведу пример: автомобиль Chevrolet двигался по улице; при подъезде к переходу, где находились пешеходы, водитель решил затормозить, однако автомобиль продолжал движение, выехал на переход и нанес тяжелые увечья нескольким пешеходам. При осмотре автомобиля обнаружено вытекание тормозной жидкости из тормозного цилиндра левого переднего колеса. После разборки тормозного механизма оказалось, что уплотнительный резиновый колпак цилиндра имел кольцевой разрыв. Во время движения автомобиля по грязной дороге через этот разрыв на рабочую поверхность тормозного цилиндра попали частички грунта (песка), что привело к потере герметичности и вытеканию жидкости. А накануне автомобиль прошел техническое обслуживание. Может ли быть уверенным пешеход, что все автомобили, подъезжающие к переходу, исправны и остановятся?
Не только техническое состояние транспортных средств, но и состояние улично-дорожной сети оставляет желать лучшего как для водителей, так и для пешеходов. Это отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки на пешеходных переходах, недостаточное или неисправное освещение пешеходных переходов, отсутствие дорожных знаков неровное покрытие, неисправность светофоров.
Водитель, который завершает маневр, из-за находящегося в полосах движения транспорта может не увидеть пешехода, решившего закончить несвоевременно начатый переход проезжей части на уже мигающий зеленый сигнал светофора, не успеть затормозить или сделать это слишком поздно, а пешеход в свою очередь с уверенностью, что его обязаны пропустить все транспортные средства, спешит по переходу. Неправильные действия при выполнении маневров – частые причины столкновения и наездов на людей, особенно на загородных дорогах, где скорость движения транспорта высока.
Как часто причинами ДТП становится неудовлетворительное состояние здоровья или плохое самочувствие водителя? Снижение внимания и реакции водителей вследствие переутомления или под влиянием внешних факторов, вызывающих изменение психологического состояния организма, происходит из-за: недостаточной стабильности рабочих качеств во времени, утомляемости, голода; природной ограниченности скорости реакции; ограничения объема воспринимаемой информации и ограничения скорости переработки ее; эмоциональных срывов, нарушающих алгоритм поведения; отсутствия у водителей автоматического алгоритма действий в аварийных ситуациях.
Скорость реакции уставшего человека сильно снижена, да и заснуть за рулем недолго. Возможность возникновения аварийной ситуации повышается в 5 раз. Есть опасность для пешехода, если водитель уснул за рулем? В США ежегодно более 100 тысяч автомобильных аварий происходят из-за того, что водители засыпают за рулем.
А может водитель и умереть, подъезжая к пешеходному переходу. В Сургутском районе (Ханты-Мансийский автономный округ) 48-летний водитель автомобиля «татра» умер прямо за рулем своего грузовика, у него была ишемическая болезнь сердца. В станице Суворовской (Ставропольский край) произошло ДТП, водитель умер за рулем, причиной смерти стала сердечная недостаточность. В Подмосковье в ДТП погиб сотрудник отряда милиции специального назначения «Булат» при ГУВД Московской области, авария произошла в результате смерти милиционера за рулем, смерть наступила из-за сердечной недостаточности. 42-летний судья умер за рулем от сердечной недостаточности, ДТП случилось в центре Москвы. В Петропавловске-Камчатском водитель рейсового автобуса умер за рулем, по предварительным данным, у водителя случился сердечный приступ. В момент смерти водителя за рулем именно вы можете находиться на дороге.
Каждое пятое ДТП с участием пешехода случается именно на пешеходном переходе, когда сами пешеходы думают, что, находясь на проезжей части, на пешеходном переходе они в полной безопасности и гарантированы от ДТП. Все ли водители сознательны и не нарушают ПДД? Если бы это было так, то дорожно-транспортных происшествий было бы гораздо меньше.
Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного или наркотического опьянения. Однако одна треть всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине управления автомобилем в нетрезвом виде. В среднем по стране удельный вес таких происшествий составил 7,4%.
Слова «этикет» и «культура» каждый из нас в первую очередь будет ассоциировать с поведением в быту, за столом, поведением в общественном транспорте, но лишь немногим придет в голову ассоциация – культура поведения на дороге. Как часто мы задумываемся, можем ли мы назвать себя культурным пешеходом, культурным водителем?
Знания Правил дорожного движения вытесняются житейской премудростью, надеждой на быстроту собственной реакции, своей уверенностью, что водитель должен уступить дорогу. Но желание жить полноценной жизнью, а не в инвалидной коляске, вырастить своих детей с чувством ответственности за собственную безопасность стоит того, чтобы не торопиться при переходе дороги. Нельзя полагаться на то, что кто-то другой научит наших детей грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Прежде всего важен собственный пример. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама для ребенка основной пример.
Психологи не зря говорят, что все мы родом из детства. И правда, детство – та пора в жизни человека, когда он узнает и усваивает большое количество информации, прежде всего той, которая помогает ему жить в социуме. Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Чем старше мы становимся, тем труднее нам воспринимать новые факты. Поэтому чем раньше ребенок узнает о важности правил поведения на улице и дороге, тем выше будет уровень его безопасности.
Взрослый, скажем, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у ребенка, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. И после этого зачастую никакие учителя не изменят его впечатления о соблюдении правил дорожного движения.
А если родители всегда поступают на дороге правильно, то и ребенку становится понятно, как надо поступать, чтобы соответствовать нормам и правилам общества. Родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей, а начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу по пешеходному переходу, внимательно ведут себя на проезжей части.
Обучение детей безопасному поведению на дороге достаточно сложный процесс. Необходимо не просто знать, как донести информацию до ребенка, но и понимать какую! Сегодня в педагогике недостаточно количество работ, посвященных организационно-педагогическим условиям повышения эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми. Имеющиеся исследования и труды раскрывают либо отдельные стороны предупреждения дорожно-транспортных происшествий, либо обучают ПДД с неточностями и ошибками.
Я исследовал более 30 учебных пособий и художественных книг по ПДД. Только один из элементов обучения – правила перехода регулируемого перекрестка. Так вот во всех изданиях авторы предлагают начинать переход сразу после того, как зажегся зеленый сигнал светофора.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!
(В.Кожевников)
Красный свет вам скажет: «Нет» –
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит:
«Проходите», – говорит.
(С.Михалков)
Этот совет категорически противоречит действительности. Наезды на пешеходов по-прежнему остаются основным видом ДТП.
В учебно-методических пособиях используются произведения, написанные в основном в 70-е годы прошлого века. В процентном соотношении более 48% используемой литературы выпущено до 2000 года. Это прекрасные стихи, но ведь то, что было приемлемо в транспортной ситуации прежних лет, абсолютно неприемлемо в наши дни. Вот и получается, что, начиная обучение ребенка, мы сразу делаем это неграмотно, а любая ошибка может стоить жизни. Обидно сознавать, что большая часть составителей и авторов, не удосуживаясь взять в руки Правила дорожного движения, переписывают из устаревшей литературы стихи и загадки, не задумываясь о последствиях.
В соответствии с ПДД желтый сигнал, также как и красный, – запрещающий, а не «приготовься», как советуют практически все современные составители.
К сожалению, в Правилах дорожного движения, кроме как в статье 6.5, «Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов» более не сказано ничего для пешеходов. Формально все правильно, но примеры и цифры указывают именно на то, что переход дороги на зеленый сигнал светофора небезопасен.
У проблемы безопасности пешеходов на дороге и обучения детей правильному поведению в дорожных ситуациях много составляющих. Однако задача для нас, взрослых, – осознавать всю меру ответственности, как за свою жизнь, так и за жизнь и благополучие своих детей. Учить детей так, чтобы они не повторяли наших ошибок, и, быть может, сегодня, подходя к пешеходному переходу и затратив на переход на 20 секунд больше, мы гарантируем себе долгую, здоровую и счастливую жизнь завтра.
Владимир ШМУНДЯК, заместитель директора школы №1690 по экспериментальной работе и науке
Комментарии