Я стараюсь, чтобы дети могли творить сами. Когда у них получаются яркие поделки, они приходят в восторг. У них блестят глаза, когда я начинаю раздавать им, например, цветные кусочки соленого теста, из которого они будут что-то создавать. Тесто у деток вызывает ассоциацию с домом, мамой, пирожками. А тут вдруг оказывается, что из него можно лепить различные предметы, фигуры, которые, когда подсыхают и становятся твердыми, могут долгое время украшать детскую комнату!
На занятиях я применяю различные виды пластилинографии (создание лепной картины на горизонтальной поверхности): модульную, мозаичную, контурную, фактурную, многослойную. И очень красивую технику под названием «миллефиори».
Занятия тестопластикой и пластилинографией в дошкольной группе могут затрагивать различные темы. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Это могут быть работы, связанные с определенным временем года, животными, птицами, овощами, фруктами. Также в этих техниках получаются замечательные подарки. Например, к Международному женскому дню или Дню защитника Отечества.
На протяжении всего времени работы с детьми по нетрадиционной технике лепки прослеживается положительная динамика развития мелкой моторики рук. Постепенно кисть руки приобретает гибкость, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными. Я считаю, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на адаптацию детей в дошкольной группе, повышает эмоциональное самочувствие ребенка.
Своим опытом работы по нетрадиционной технике лепки я делюсь на образовательном портале «Игры и занятия для дошкольников» Городского методического центра. Уже два года я веду свою авторскую рубрику «Пластилиновые истории». Эта рубрика для тех, кто ищет интересные идеи для занятий или для свободного времяпрепровождения. Быть автором портала – это возможность представлять лучшие практики московского образования.
Еще одна технология, которая вызывает у детей восторг, – это технология «Говорящая среда». Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в дошкольной группе, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
В моей группе появились такие элементы «Говорящей среды»:
– «Светофорчик настроения», который позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в дошкольную группу, и следить за изменением настроения в течение дня. Если кто-то отмечает грустное или плохое настроение, мы стараемся сразу же исправить его на хорошее;
– «Выбор перед сном». Теперь ребята сами выбирают, что они хотят сделать перед сном: почитать, послушать аудиосказку, спокойную песню (музыку) или побыть в тишине. Заходя в спальню, ребята оставляют свой голос, после этого подсчитывают количество голосов и определяют, что будет перед сном;
– «Лента времени». Только у меня не лента, а овал. Дети назвали этот элемент волшебными часами, а вместо стрелок они выбрали любимого мультипликационного героя, который их встречает и показывает действия в режиме дня. Также у нас появились правила группы. Если раньше мы их только проговаривали, то теперь дети видят наглядно. Ребята сами решили, какие правила и где должны находиться.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольников способствует более эффективному восприятию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий, безусловно, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Я с успехом применяю в своей работе технологии «Говорящая стена» и «Говорящий пол». Суть технологии «Говорящая стена» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Например, я прикрепила панели «Лего» на стену. Такие панели дают возможность попробовать другой формат игры с конструкторами, благодаря которому открывается больший простор для фантазии.
Поверьте, на такой стене дети играют ничуть не хуже, чем с «Лего» в обычном, горизонтальном, варианте. Стоит заметить, что строить в такой плоскости нелегко, происходят очередная надстройка в голове, разрушение привычных и отработанных действий и знаний. Приходится думать над каждой постройкой, как изобразить ту или иную фигуру. В общем, мыслительные процессы и процессы поиска решения нестандартных задач задействованы более чем активно. Играя на настенной панели, ребенок не просто занят и увлечен процессом, но и развивает навыки, недоступные при игре на горизонтальной поверхности.
Технология «Говорящий пол» выполняет главную функцию – реализует потребность детей в двигательной активности. Ну и, конечно, дети учатся, играя. Элементы не закреплены раз и навсегда, они будут периодически обновляться в связи с интересом детей и потребностями образовательного процесса.
Дошкольная группа – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда ребенок хочет остаться один со своими мыслями, настроением, переживаниями. Для решения этой задачи мы создали в нашей группе центр уединения и релаксации. Уголок уединения в группе – особое место, где ребенок физически и эмоционально может отдохнуть от активного коллективного взаимодействия, формировать навыки самозанятости и психологического контроля. Наш центр гармонично вписался в групповое пространство. Содержимое уголка периодически обновляется, но какие-то предметы находятся постоянно, это придает детям чувство уверенности и постоянства.
Современный педагог должен идти в ногу со временем. А так как я являюсь современным педагогом, то в своей работе применяю компьютерные технологии. На базе моей группы я организовала мультстудию «Юльти-пульти». Целью деятельности мультстудии является развитие творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет детей осваивать новые виды продуктивной деятельности.
Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. Мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности дошкольной группы, универсальным образовательным пространством, внутри которого благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.
Самое главное достижение в работе с детьми – интерес в их глазах, любознательность, готовность к принятию новых, необычных и удивительных знаний.
Юлия СКАПЦОВА, воспитатель школы №429 «Соколиная гора», финалист конкурса «Воспитатель года Москвы»-2022, автор тематической рубрики на образовательном портале «Игры и занятия для дошкольников» Городского методического центра
Комментарии