search
main
0

Светлый источник. 150 лет – лучший возраст для дерзких надежд

150 лет назад здесь преподавали арифметику и священную историю, краткий курс христианского вероучения в вопросах и ответах – катехизис и чтение по церковной и гражданской печати. Тогда были востребованы именно такие знания. Сегодня Стрелихинская школа – современный образовательный центр ничем не хуже городского.

150 – для школы не возраст. Это очередная дата, позволяющая оглянуться назад, вспомнить тех, благодаря кому появилась в этом учебном заведении особая атмосфера, привлекающая детей и взрослых, и традиции. Это высота, с которой так удобно глядеть в даль будущего, желая для школы новых перспектив, успехов, условий. Это просто повод для праздника, на котором можно увидеть друзей, коллег, выпускников.

– Празднование юбилея, – отмечает директор Стрелихинской школы Светлана Черенкова, – связано не только с бытовыми хлопотами. Это возможность увидеть, как прижились те идеи, которые когда-то казались чуть ли не сумасшедшими. Но мы стали смелее, мы поняли, что не надо бояться того, что хорошо для школы. И мы не хотим существовать потихонечку, а стремимся быть в центре всех событий.

Когда-то выглядели экстравагантными замыслами и закладка школьного парка, за саженцами для которого учителя и дети ездили к заброшенной барской усадьбе, и создание музея деревенского быта, где рядом с шильями и проколками для шкур, добытых древним человеком, и гвоздями времен Петра I соседствуют элегантный деревянный саквояж учительницы начала прошлого века и пробитые войной каски.

– Я люблю порой раскрутить время назад, – улыбается учитель истории и обществознания, хранитель школьного музея, дважды победитель нацпроекта Александр Воронов, – посмотреть, что за люди и события скрываются за сухими архивными записями. Мне интересно все то, что касается нашей школы. В Государственном архиве Тверской области хранятся документы по Матвеевской волости Кашинского уезда, в частности, приговор волостного схода. 24 марта 1865 года на заседании волостного схода мировой посредник господин Орлов поставил вопрос об устройстве на территории волости школ. В этот же день сход приговорил открыть такую в наших местах. У отца Александра, настоятеля Петропавловской церкви, арендовали дом под размещение нового учебного заведения. На его содержание крестьяне собрали деньги – по 30 копеек. Обучение было четырехгодичным.

Первым учителем нового образовательного учреждения стал сам отец Александр. В 1871 году на средства земства школа открывается в качестве одноклассного училища, в котором обучаются 60 учеников. В 1883 году училище переводится в специально построенное помещение. Обучаются 62 человека. В 1913 году строится новое здание под школу. Училище четырехклассное, возможность получить образование есть у 113 человек – 79 мальчиков и 34 девочки. С тех пор школа росла и развивалась, каждая эпоха стремилась усовершенствовать условия пребывания своих детей, и здание обрастало пристройками. Парадокс, но сегодня в Стрелихинской всего 47 ребят…

Почти все учителя – выпускники этой школы, из 13 человек 10 учились именно в ней, говорят: «Так неотвратимо хотелось вернуться в родные стены!» У многих из них в качестве стартового образования Торжокское педагогическое училище. Вот и самый молодой педагог в Стрелихе Мария Фокина, окончив его, продолжает обучение на факультете психологии, преподает русский язык и литературу, изо и технологию у девочек. Ее наставник в профессии – русист Любовь Калинина – видит в своей подопечной огромный потенциал, ведь даже сейчас, работая в школе третий год, Мария Сергеевна вывозит своих воспитанниц на всевозможные районные конкурсы, не страшась конкуренции старших коллег. И эта ее отвага зачастую оправдывает себя сполна: ученики Стрелихинской школы блистают и привозят документальные свидетельства своих побед. А еще в Стрелиху приезжают энтузиасты-просветители из Кесовой Горы. И разбирает непонятные физические задачки с одиннадцатиклассниками физик Кесовогорской школы Татьяна Зубехина, и осваивает азы гармонии с стрелихинскими школьниками музыкант из поселковой школы искусств Наталья Овадовская, и учит ребят ценить красоту фольклора руководитель народного коллектива районного Дома культуры Анна Бакина. Потому что знаниями нужно делиться, даже если для этого приходится ехать в деревню самим, ведь не каждому по силам, а тем более по средствам, выбираться за образованием дальше околицы. И говорят родители: «Здорово, что наша школа дает все это нашим детям!»

– В школе самыми главными людьми всегда были и остаются ученики, – убеждена Елена Воронова. В ее трудовой книжке только одна запись, в Стрелихинской школе Елена Павловна проработала 45 лет, из них 28 – директором. Сейчас Елена Павловна, почетный работник науки и образования Тверской области, решила передать бразды правления своей преемнице Светлане Черенковой. На сегодняшний день школу посещают дети из 11 населенных пунктов. У нас в ареале школы детей до 15 лет 126 человек, пенсионеров – 335, 447 жителей – трудоспособное население, но устроиться на работу сейчас ох как нелегко. Поэтому наша задача – дать ребятам все!

Только что ребята из Стрелихинской школы реализовали большой социальный проект «Живи, родник». И это вполне символично: подарив людям выход к живительному источнику, они как бы заново открыли главные причины долголетия. Это любовь, уважительность, добросердечность. И желание действовать. Они поняли это в их школе. В их молодой, современной, смелой и мечтающей о будущем 150-летней школе!

Лора ЗУЕВА, д. Стрелиха, Кесовогорский район, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте