search
main
0

Светлые головы, золотые руки Надежда и опора подростков – стержень всей системы НПО

Зачастую на смену специалистам в профучилища приходят случайные люди, чтобы год или два “перекантоваться” в поисках “лучшей доли”. Таких “спецов” учащиеся пренебрежительно зовут “мастаками”. В последнее десятилетие из-за экономического кризиса училища и лицеи стали терять хороших преподавателей, особенно мастеров. Но те люди, которые еще остались работать наставниками, не только знатоки своего дела, но и бескорыстные воспитатели…

Выручают ветераны
В 60 – 80-е годы в бывшем Советском Союзе действовали индустриально-педагогические техникумы. В Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде, Саратове. Лучшие выпускники ПТУ поступали туда без экзаменов. В техникумах преподавали и методику производственного обучения, и методы воспитания. Вот почему в ПТУ приходили мастера, в совершенстве владеющие профессией и знающие психологию подростка. Именно на таких кадрах, многие из которых уже пенсионного возраста, и держится российская система НПО. Чтобы в этом убедиться, далеко ехать не пришлось…
Владимирскому профлицею N 7 – 60 лет. Полвека он готовил кадры для своего базового предприятия – крупнейшего в области тракторного завода, который в 80-е выпускал 36 тысяч единиц техники в год.
– Ежегодно мы направляли на завод по 300 – 400 выпускников, – рассказывает директор лицея Владимир Червяков. – Десять лет назад на ВТЗ работали около 20 тысяч человек. Сейчас – три тысячи. Завод кое-как барахтается и выпускает лишь 5% того, что делал раньше. И наш лицей остался практически у разбитого корыта…
Профлицей готовит несколько групп токарей, фрезеровщиков и электромонтеров. Ремонтников не выпускает уже два года, а инструментальщиков – пять. Готовит автомехаников, поваров, сварщиков, парикмахеров, художественных оформителей. После “ямы” середины 90-х постепенно стали подниматься на “холм”.
– Радует то, что система НПО в последние годы стала оживать, – продолжает Владимир Михайлович. – Вовремя идут деньги на зарплату, стипендию и питание. Финансируется ремонт. Лицей покрыл долги по коммунальным услугам. Но еще один экономический обвал мы не переживем. Мастера из профучилища просто уйдут. Почти все они отработали 25 лет, что дает право уйти на пенсию по выслуге лет. Половина уже на пенсии, остальным до нее осталось один-два года. Их средняя зарплата с различными подработками – около тысячи рублей…

Без женщин – никуда…
Для Николая Махняева не существует детали, которую он не может выточить на токарном станке. Он специалист высшей категории, заслуженный мастер РФ. В лицее работает с 1977 года. Закончил Саратовский индустриально-педагогический техникум, где в свое время учился Юрий Гагарин. Махняев учит ребят по специальности “станочник широкого профиля”.
– Трудные ребята приходят в лицей после 9-го класса, – говорит Николай Степанович. – Многие из неблагополучных, неполных семей. Только один подросток из десяти – послушный, покладистый. Есть парни, стоящие на учете в милиции. Когда набираю группу, говорю ребятам, чтобы забыли то, что было в школе. Профессия исправляет подростков. Многие даже получают 4-й, повышенный разряд. Стараюсь заинтересовать мальчишек творческим, полезным трудом. Вместе изготовили гидравлический пресс и ножницы, домкраты, съемники…
Заслуженный преподаватель Владимир Лавров в молодости 10 лет трудился на заводе электромонтером. Три года работал в Сирии. Мастером по ремонту электрооборудования в лицее – с 1969 года. Человек опытный, рассудительный.
– Последние годы большие трудности с прохождением практики, – сетует Владимир Сергеевич. – Раньше ребята работали на строительстве жилищных объектов – делали электропроводку. Работали на электроподстанциях, прокладывали кабель, ремонтировали оборудование на заводах.
Лавров развивает техническое творчество. Все стенды, наглядные пособия не только в классе, но и в электромонтажной мастерской сделаны совместно с ребятами. А бывший ученик Владимира Сергеевича Александр Лазарев стал призером на первом Всероссийском конкурсе профмастерства среди электриков в Саратовской области. А еще Лавров любит стихи. В свои 60 наравне с ребятами играет в волейбол и мини-футбол…
28 лет работает в лицее мастером-электромонтером Валерий Логинов. Многие его выпускники стали начальниками, бизнесменами. Логинов единственный из мастеров, кто давал областной открытый урок по электротехнике. Отцы, в свое время учившиеся у него, приводят своих детей, старшие братья – младших. Валерий Николаевич мог бы зарабатывать большие деньги в какой-нибудь фирме, но душой прикипел к мальчишкам.
– Мастер не должен халтурить, – уверен Логинов. – Мой метод воспитания – убеждение и контроль. Нельзя перегибать палку, кричать на ребят, унижать их. Парни у меня дружные, не ругаются между собой, не дерутся. Я не пью, и нюх у меня собачий. Если учую от кого-то перегар, то спрашиваю, где он так накушался. Парень краснеет и честно говорит, с кем и сколько вчера выпил. И если кто-то из ребят попал в милицию, то обязательно мне об этом скажет. И родителей я вызываю только через подростка. Никаких писем и жалоб. Такой метод, как правило, срабатывает…
В 7-м профлицее мастерами-фрезеровщиками и токарями работают не только мужчины. Морозова, Данилова и Зеленова за три года в плане формирования личности подростка творят просто чудеса. Антонина Сергеевна Зеленова, мать троих детей, закончила Горьковский индустриально-педагогический техникум и работает в лицее с 1974 года. Раньше молодежь охотно шла на завод. Ведь были перспективы: неплохая зарплата, предоставляли жилье. Даже девчонки работали по чисто мужским специальностям. Но разве можно представить современную девушку за токарным станком у крутящейся железной болванки?!
Зеленова более 10 лет специализируется на реальных дипломных проектах. А до этого они носили чисто теоретический характер. Учащийся изготавливает деталь или приспособление, делает описание и объясняет его назначение. Такие проекты дают практический навык и лучше закрепляют теорию.
– Года три в лицее был спецнабор, – рассказывает Антонина Сергеевна. – Пришли сельские подростки с образованием 5 – 6 классов. Просто “нулевые”. О том, что такое синус и косинус, никогда не слышали. Тем не менее все закончили лицей и работают. Бывает, что парень с неохотой идет к фрезерному станку. Главная причина этого – страх. Боязнь, что у него ничего не получится. Здесь важно успокоить ученика, объяснить, что от него требуется.
Анна Графская недавно закончила ВГПУ. Второй год ведет занятия в группе исполнителей художественно-оформительских работ.
– Молодых на работу в профучилище калачом не заманишь, – с грустью говорит симпатичная наставница. – Я не только мастер, но и преподаю черчение, живопись, композицию, технологию и историю искусств. И всего-то-навсего получаю около 600 рублей…
На мастера в лицее ложится большая нагрузка. Он контролирует теоретическую подготовку ребят, в курсе всех конфликтных ситуаций между педагогами и учащимися. Очень часто мастер решает семейные и бытовые проблемы.
Профессор станочного дела
Во Владимирской области система НПО финансируется на 76%. Николай Кислицин, зам. директора областного Департамента образования по профобразованию, в курсе всех последних событий, происходящих в системе:
– Управление НПО при Минобразовании разработало типовое положение многоуровневой подготовки специалистов. Намечено создание университетских комплексов. Во Владимире будут созданы два таких комплекса при ВГУ и ВГПУ. Разработаны интегрированные планы: школа – профучилище – профлицей – колледж – вуз. Пройдя такую цепочку, учащийся станет высококвалифицированным специалистом.
По мнению Кислицина, мастер производственного обучения – это тот же профессор, который своими руками из бесформенного куска металла может сделать уникальную вещь. Мастер должен быть специалистом очень высокого класса. Но из-за кризиса многие специалисты растеклись по коммерческим фирмам, потому что на зарплату в 400 – 600 рублей не прожить и семью не прокормить. Как сейчас директора профучилищ удерживают мастеров? Всевозможными доплатами и надбавками. Что предпринимает областное Управление образования? Пытается организовать обучение выпускников училищ, так называемых самородков, которые могут выполнять высококвалифицированные работы по 4 – 5-му разряду. На базе ВГПУ намечено создать факультет по подготовке металлистов-машиностроителей. Еще есть такие формы, как “договора содружества” профучилищ с предприятиями. Мастера проходят переподготовку, повышают квалификацию на рабочих местах. Но таких договоров во Владимирской области на сегодня только девять. В них четко указано: доплачивать мастерам ПО из средств предприятия. Например, “Точмаш” доплачивает мастерам и преподавателям спецдисциплин 9-го профлицея. Объединение “Техника” – профучилищу N 33. Ведь директора давно поняли, что без подготовленных рабочих кадров предприятие не обойдется.
– Мастеров не хватает практически во всех училищах, – дополняет Владимир Бабаев, главный специалист департамента. – Ведь средняя зарплата – 600 рублей. Она больше у тех мастеров, которые работают с двумя группами. А что это значит? Снижается качество обучения. 10 – 12 часов преподавания в мастерских выдержать очень сложно. Мое мнение: оклад мастера ПО должен быть средним по отрасли. В нашей области это 1400. Хотя бы столько! А у нас такие деньги получают директора со всеми надбавками…
Не только мизерная зарплата влияет на утечку кадров. Оборудование устарело, новое не поступает, изнашивается инструмент. На мастера ложатся лишние хлопоты, отрывают его от дела. Во многих лицеях учащийся покупает необходимый для работы инструмент сам. Ребята приходят в профучилища с напильниками, ножовками, красками, кисточками и т. д. Раньше весь инструмент предоставляли базовые предприятия. Сейчас же значительная его часть покупается и за счет внебюджетных доходов училищ…
В системе НПО остались те мастера, которые проработали в ней более десяти лет. Это самое стабильное звено. Здесь уже чисто профессиональный патриотизм, человеческое желание научить ребят. Ведь сейчас уровень подготовки выпускников школ значительно ниже, чем был в 80-е годы. Входной контроль показывает, что примерно половина поступивших в ПУ имеют неудовлетворительные оценки. Мастера остаются работать только на энтузиазме, на желании помочь ребятам. И проблема старения мастеров – это проблема выживания всей системы НПО. Если в ближайшие годы не будет достойной замены стареющих кадров, то система может запросто развалиться. Неужели это входит в планы государства?..
Михаил БОНДАРЕВ
Владимир – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте