Стихи Михаила Светлова вошли в мою жизнь в школьные годы. И полюбились, начиная с «Гренады». Мы ее распевали на Всесоюзном сборе школьных комсоргов в «Орленке», еще не зная тогда, что около двадцати композиторов разных стран написали музыку на популярные слова.Стихотворение «Гренада», запечатлев образ бескорыстного бойца гражданской войны, создало идеал для подражания.
В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом ряда газет. С танковым корпусом дошел до Берлина. Свидетельство нового подъема в творчестве поэта – сборники «Горизонт» (1959), «Охотничий домик» (1964) и «Стихи последних лет» (1967). Светлов обладал потрясающим чувством юмора, замешанным на безупречном вкусе. Он был печальным поэтом, который всех веселил. Эта удивительная способность из грусти делать шутку была присуща Светлову по жизни. Человек, творивший за разговором или во время обсуждения стихов на семинаре в Литературном институте, Светлов сам сделался героем преданий и анекдотов. Одной фразой, одним словом мог охарактеризовать человека: «От него удивительно пахнет президиумом». О поэтических текстах говаривал: «Хочу испить из чистого родника поэзии до того, как в нем выкупается редактор». Чаще всего смех Светлова был выражением глубокой доброты, а порой застенчивости, прикрываемой шуткой. Но во многих случаях светловский смех – средство воспитания.Вообще говоря, в роли «типичного» воспитателя Светлов выступал довольно редко. «Только очень невоспитанный человек, – утверждал поэт, – стремится всегда играть роль воспитателя». Воспитание юмором – самая существенная черта светловского педагогического кредо. Приведу один пример из практики воспитания поэтом собственного сына: «…Я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:- Ты меня ударил «Учительской газетой», а ведь рядом лежали «Известия»…Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».Светлов был человеком, воспитывающим окружающих примером собственного отношения к миру. Поэт учит замечать огромное в малом, необычное в обычном: «Учитель – по установившейся вульгарной традиции – это человек, которому надо подражать. Я с этим категорически не согласен. Учитель – это человек, который помог тебе стать самим собой». Неизменный девиз поэта был таков: «Человек жив, пока верит. Умирают не люди, а надежды». Еще один «светлонизм» на скорбную тему гласит: «Что такое смерть? Присоединение к большинству». Его не стало 28 сентября 1964 года. Полвека поэта нет среди нас. Но жива его мудрая, бесконечно добрая и романтическая муза. Ефим ШАИН, профессор ТГПУ им. Л.Н.Толстого, Тула
Комментарии