Один человек видит обычную лужу, другой замечает и то, что в ней отражается. Первых больше. Свои уроки “Поэтика словесного искусства” в Хрящевском сельском лицее (Самарская область) и Тольяттинском лицее искусств Галина Тараносова, педагог с двадцатилетним стажем, профессор, доктор наук, расценивает как попытку поднять детей от бытового осмысления мира на более высокую – духовную ступень.
У нее своя логика: “В Царскосельском лицее преподавали поэтику, и все лицеисты писали стихи, потому что процесс рифмовки развивает. Сегодняшние дети стали рациональными и прагматичными, далекими от поэзии. Не все мои ученики станут поэтами. Но я разовью ассоциативное мышление и образное воображение. Достигну ли цели – гарантии нет, зато сформирую творческого абитуриента – и то хорошо”.
Проникнуть в тайны поэтического творчества, дойти до авторского замысла, приобщиться к его опыту без анализа текста нельзя. Сначала Галина Николаевна решала, в чем состоит главное качественное отличие поэтического восприятия мира от будничного – в попытке реализовать это через творчество. Истинно поэтическим делает творение ассоциативная связь. И чем ассоциации неожиданнее, тем ближе они к высокому творчеству. Прочитала Тараносова у Вознесенского: “Земля мотается в авоське меридианов и широт”. Какие далекие понятия соединены – базарная авоська и планета. Или у него же: “И кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир”. Изучила высказывания нобелевских лауреатов, благодаря чему они добились успеха. Все как один прошли путь к Олимпу через развитие творческого воображения.
На первом уроке Галина Тараносова объявляет, что лицеисты будут заниматься поэтикой словесного искусства. Это предполагает комплексный филологический анализ художественного текста. Почему мы не ходим в консерваторию слушать классическую музыку, не читаем высокую поэзию? Потому что не умеем воспринимать духовную информацию. Галина Николаевна обещает ученикам, что все будут уметь читать и писать стихи. И примерно четверть класса действительно их пишет, остальные – рифмованные строчки. Это нормально, поскольку все дети получают от уроков нечто более значимое: они начинают сознавать, что каждый из них – творческая индивидуальность со своим эстетическим идеалом, индивидуальным типом мировоззрения, воображения и творчества. Надо лишь разобраться в себе. Но для этого у Тараносовой есть целый ряд приемов развития образного мышления, ею же изобретенных.
– Ради облегчения задачи давайте сначала поучимся у классиков. Опишите-ка восход солнца. Потом посмотрим, как это делали Пастернак, Ахматова… Вы убедились, что поэты видели намного ярче? И мы этому научимся, – говорит Галина Николаевна. Она пишет на доске слово “осень” и просит составить ассоциативный ряд. Увы, он так похож на сводку метеоролога. Затем начинается сравнение со строками классиков. Но тут же Галина Николаевна дает удрученным творческой беспомощностью ученикам буриме с простенькими рифмами. И рифмовка увлекает всех: оказывается, у каждого есть поэтическое чутье.
Лев Толстой говорил, что назначение искусства – это заражение им. Как призналась Галина Николаевна, целый класс “заразить” в равной мере невозможно. Всегда выделяется некий костяк. Правильно следует делать так: работать со всеми, когда же выявятся дети, которым этот предмет интересен в плане их профессионального выбора, с ними есть смысл заниматься индивидуально. Практика показала, что одна часть из них поступает в Тольяттинский филиал Самарского госпедуниверситета, другая – в гуманитарные вузы.
Как-то в Хрящевский лицей приехала делегация из ассоциации “Большая Волга” и решила посетить урок Тараносовой. “Создайте образ сегодняшнего дня”, – и указующий перст остановился на плохо одетом, невзрачном мальчике, из которого трудно было вытянуть слово. “Я была счастлива, что мой Ванечка без всякой подготовки, бросив только взгляд в заснеженное окно, выдал: “Светлая улыбка молодой зимы”. Значит, в его жизни стало что-то по-иному, чем до встречи со Словом. Как видите, творчеству научиться можно. Пример тому – Ванечка, на котором хозяйство с коровами и свиньями, которому некогда взглянуть на звезды. И все же что-то в этом мальчике сдвинулось”.
Одна девочка Галине Николаевне призналась: “Мы стали видеть то, что раньше не замечали”. Возликовало сердце учителя, коль дошли до учеников неустанно повторяемые слова: “Хочешь наслаждаться искусством, стань художественно образованным человеком”. По статистике, выпускники музыкальных, хореографических школ не совершают преступлений. В классе у Тараносовой были трудные ребята из пьющих семей, и вдруг они начали писать стихи – неумелые, наивные. И ее хулиганы стали одухотвореннее жить. У них появился интерес, которым можно заполнить досуг – поэзия.
В первый же год из тех десяти, что Тараносова живет в Тольятти, она выпустила сборник произведений своих лицеистов. Жанры были разные, от танки до святочного рассказа. Для родителей это стало неожиданностью. В людях неистребимо желание говорить в рифму, и Галина Николаевна рада тому, что все без исключения ее ученики способны маме в день рождения выразить свои чувства в стихах.
Тараносова дописывает второй учебник для студентов 4 – 5-го курсов по комплексному филологическому анализу художественного текста. Такого учебника в России пока нет. Первый, адресованный учителям и школьникам 10 – 11-го классов, был буквально сметен с прилавков. Во многих школах Тольятти ведутся уроки “Поэтика словесного искусства”. Сейчас внимание к анализу текста осознано и даже введено в школьные выпускные экзамены. Олимпиады обязательно включают анализ одного стихотворения. Это радует, но ни с чем не сравнимое счастье испытала Галина Николаевна, когда увидела в минувшем году в госстандарте филологического факультета предмет “Художественный анализ текста”. Сейчас она как заведующая кафедрой практической филологии и журналистики намерена увлечь этим предметом и студентов – будущих учителей. Только тогда эта идея, ставшая делом ее жизни и легшая в основу целой научной школы, станет органичной, осмысленной для педагогов.
Галина СЮНЬКОВА
Тольятти
Комментарий
Прекрасное – это поле борьбы за нравственность. Так было и так будет. Искусство с его представлениями о красоте становится оружием в этой борьбе. Оно же выступает инструментом формирования личности, социализации ребенка.
Искусство не может быть бессодержательным. Другое дело, каково это содержание, со знаком плюс или минус. В боевике оно одно, в советских фильмах 1960-х годов – другое. Нравственная проблематика нашего старого кино совершенно иная, она утверждает непреходящие идеалы, и потому те фильмы интересно смотреть и сейчас, в том числе и молодым людям. Разумеется, мы говорим о лучших образцах нашего кино.
Задача искусства – заражать идеями. Искусству можно противостоять лишь другим искусством, с другими идеями. Поэтому, когда речь идет о становлении личности, необходимо определить, какое духовное содержание несет в себе то произведение, то творчество, которое призвано способствовать взрослению человека. Искусство ничего не способно доказать, но с его помощью мы формируем критерии прекрасного и безобразного. А они у честного человека одни, у бандитов – другие…
Иногда мы думаем: достаточно посадить человека в кинозал или поставить перед картиной, чтобы он усвоил то, что увидел. Не все так просто. Эстетическое воспитание на материале живописи (например) не сводится к тому, чтобы развесить по школьным коридорам репродукции из Третьяковки. Творчество и его восприятие – это виды общения. И ему, как и всякому общению, нужно учиться. Без постижения языка искусства становление личности невозможно.
Через искусство мы учимся быть людьми. Понять, к примеру, что такое любовь, можно либо наблюдая ее в жизни и сопереживая ей, либо с помощью искусства. Таким образом, творчество становится передатчиком социально-личностного опыта. Но это возможно при условии сопереживания, эмоционально-ценностного отношения к миру. И его, это отношение, необходимо иметь не только ученику, но и учителю. Личность педагога действительно решает очень многое.
Отдел культуры
Комментарии