Издательство “Олма-Пресс” выпустило в свет собрание сочинений Виктора Розова в трех томах. В него вошли практически все пьесы и инсценировки, книга воспоминаний “Путешествие в разные стороны”, статьи в периодике, рецензии, интервью. Как сказал сам мастер: “Под аккуратными переплетами трех томов собрано практически все, что я сподобился написать… Волнуюсь и немного грущу, как случается всегда при подведении итогов. Но верно сказал поэт: “Печаль моя светла, светла…”.
В одном из интервью на вопрос, какие из его пьес останутся востребованными, Виктор Розов жестко ответил: “Никакие! Они останутся в старомодных, допотопных книгах. Их забудут, будто и не было…” “Ах, как же вы не правы, Виктор Сергеевич”, – подумала я, перечитав на одном дыхании (поверьте!) эти книги. Это ведь живой, невероятно яркий и честный учебник нашей недавней истории. Ужас и мрак ее описывают сейчас многие. А о светлом и радостном помнят только старики, голоса которых все тише. Как пишет сам Розов: “Да, время было жестоким, даже беспощадным. Но это был целый период в жизни людей, которые не могли жить без света. И этот свет тоже был”.
К этому свету “в поисках радости” и стремился он в своих пьесах. Но это была не изначально ангажированная и не допускающая сомнений вера, как в большинстве пьес советской драматургии, а сознательная борьба. Борьбу за победу добра над злом в душе человеческой сделал Виктор Розов сверхзадачей своего творчества. И это было не так легко, как сейчас кажется. Например, его пьесу “Вечно живые” долго запрещали, потому что не мог наш советский солдат погибнуть на войне. Ну никак не могло с ним этого произойти!.. Тот же дамоклов меч угрожал фильму “Летят журавли”. Почему это герой погибает один в лесу и при этом в лужу падает? А ведь именно с этого фильма, как заметил Всеволод Некрасов, и началось “нравственное возрождение России”. Когда первый раз после войны дали поплакать. Первый раз искусству позволено было обозначить невыносимость национального военного горя. Раздумья об этом и многом другом вы найдете в воспоминаниях Розова, в его публицистике.
Умудренный (зачастую горьким опытом), он все же избегает дидактики и морализаторства, а наоборот, пытается поднять дух читателя , шутит. Впрочем, на мой взгляд, в воспоминаниях Виктора Розова больше грусти и боли. Не о себе, о других. И все-таки печаль его светла… светла.
Елена ПОЛТОРЕЦКАЯ
Комментарии