Это так просто – “заразить” Пушкиным! Если только идешь от жизни. То есть если честно спрашиваешь себя, зачем им, подросткам, в их сегодняшней жизни это стихотворение, этот роман. Чем поможет им твой урок стать хоть чуточку выше нравственно. И если ты себе на этот – самый главный! – вопрос ответил, тогда пойдет и вещь сложная, возрасту не очень созвучная. Такая, например, как “Вновь я посетил…” Одна из моих постоянных удач – урок по этому стихотворению. В нем, мне кажется, наиболее ясно высветлены те приемы, тот подход, которые позволяют сделать актуальными для наших школьников произведения прошлого.
Сегодня мы будем читать очень сложное стихотворение Пушкина. Оно длинное и написано белыми стихами. (Кто, кстати, знает, что такое белые стихи?). И оно трудно для вашего возраста, потому что для вас жизнь только начинается, а в стихотворении переданы чувства человека, который уже много пережил. Поэт написал его за полтора года до смерти и в эти такие мучительные для него годы чувствовал близость конца. Зачем тогда я предлагаю вам это стихотворение, раз речь в нем идет о вещах, от вас как будто бы далеких? Пожалуй, сошлюсь лучше на слова Белинского, сказавшего, что настоящий человек понимает любого другого человека, ему “внятны и радостный крик дитяти при виде пролетавшей птички”, и бурное кипение юных страстей, и мудрая сосредоточенность старца… Ведь тот, кто понимает людей, скажем, только своего возраста и положения, понимает, в сущности, лишь самого себя.
Представляете, что было бы, если б, допустим, старики понимали только стариков, матери – только матерей, подростки – подростков? Как бы мы могли общаться, быть справедливыми? Поэтому постараемся понять автора этого стихотворения. И нам откроется что-то важное для нас всех…
В 1835 году Пушкин посетил Михайловское, с которым у него столько было связано… Предлогом были какие-то хозяйственные надобности, на самом деле была душевная потребность вновь увидеть эти места. И чтобы вам было легче понять чувства поэта, попробуйте вспомнить свои… Скажите, случалось ли кому-нибудь из вас после долгой разлуки побывать в месте, где прошло ваше раннее детство? Например, в доме, из которого давно переехали. Или в деревне, где малышами проводили лето у бабушки, а потом давно не приезжали. Было это с кем-нибудь из вас? Ну вот видите, не так уж и мал ваш жизненный опыт… А не припомните ли, что вы при этом испытывали? Понимаю ваше молчание – это, наверное, не так просто – выразить в двух словах свои чувства…
– Грустно было…
Да, конечно, это всегда немного грустно. А почему?
– Потому, что это все прошло…
Да, чего-то уже никогда не будет, что-то прошло безвозвратно. И вы сами ведь изменились. Этот старый плюшевый мишка или эта старая кукла уже никогда не доставят вам такой радости, как в раннем детстве… А скажите, кроме грусти, еще какое-нибудь чувство было?
– Радость.
– Приятно было.
А что приятно? Приятно, что все это было, верно? Тут и грусть, и радость вместе. Вот так и у Пушкина было. Печалится он, что и сам уже не молод, и многое ушло навсегда – няни любимой уже нет в живых, не слышно ее шагов… И вместе с тем тепло на душе оттого, что это все-таки было.
(Неторопливо читаю стихотворение. Где-то попутно замечаю, что медленный, неторопливый ритм соответствует медлительности воспоминаний, мыслей. “В такт раздумьям поэта неспешно льется музыка стиха”… Но – мельком, чтобы не перебить впечатления, ведь наблюдения над мастерством – не самоцель, а средство это прямое впечатление усилить. Так же мельком, ненавязчиво отмечу потом аллитерацию – “знакомым шумом шорох их вершин”, не называя даже этого термина. Останавливаюсь на самом трудном для восьмиклассников месте: знаю, если не помочь ребятам, не “возьмут” сами описание скромного пейзажа: “Вот холм лесистый…” )
Смотрите, перед глазами поэта – самое все простое, даже вроде неказистое. Ну что, кажется, особенного в “убогом неводе” или мельнице, которая “скривилась” и “насилу крылья” ворочает? Но ведь бывает, что нам милы самая обыкновенная улица или старый, невзрачный (для других) дом, если они – наши родные, если с ними связаны светлые воспоминания. Так и у поэта…
(Еще здесь надо помочь ребятам: “На границе владений дедовских”… Тут – просто пересказываю, чтобы зрительно себе все это представили, а то ведь не понимают, что за “угрюмый товарищ” такой – чей товарищ? что за “старый холостяк”… Стихотворение прочитано).
Вот видите, “и грустно, и светло”. Есть мысль о смерти, она, понятно, не может быть радостной. Но скажите, что утешает поэта, что дает душе его некий свет даже при этой печальной мысли?
– Что будут жить другие!
– Будут радоваться!
Да. Поэта утешает мысль, что его внук пройдет мимо этих, уже выросших, деревьев полный “веселых и приятных мыслей”… Жизнь не остановится. Другие будут радоваться жизни. (Тут вспоминаем “И пусть у гробового входа…”). Когда будем с вами читать роман “Евгений Онегин”, найдем эту же светлую мысль в одном из лирических отступлений. Там Пушкин скажет: “…наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас…”
Вот видите, каким светлым, добрым чувством пронизано стихотворение… А скажите, как, по-вашему, каким нужно быть человеком, чтобы испытать такие вот чувства?
– Добрым!
– Который умеет радоваться за других!
Да, добрым, не эгоистичным человеком нужно быть для этого. Такой человек всегда видит в жизни светлое. И даже горькие мысли, горе ему легче преодолевать. Потому что он способен переключаться на радости и горести других. И эта способность может даже спасти человека.
Теперь попробуйте-ка найти в начале стихотворения один эпитет, удивительный тем, что передает необыкновенно благородное, светлое отношение Пушкина к жизни… (Обычно кто-нибудь из ребят этот эпитет находит, а нет – так подсказываю – “два года незаметных”). Вдумайтесь только – сказать так о годах ссылки, которые тогда казались такими томительно долгими! Почему же теперь поэт называет их незаметными?
– Что уже прошло, то не кажется таким тяжелым!
– Потому что не все было плохое, была и радость.
Да, есть люди, которые, если наступает трудное время, так падают духом, что уже не видят ничего хорошего вокруг. Пушкин умел ценить все светлое, что давала ему жизнь, и тяготы жизни это хорошее не заслоняли. А вспомним-ка, какие радости были у Пушкина в Михайловском?
– Няня!
– Встреча с Пущиным!
– Творчество!
– Природа!
– Встреча с Керн!
Правильно! А теперь прочитайте стихотворение сами и найдите места, которые вам больше понравились.
(На дом задаю подготовить выразительное чтение стихотворения, а по желанию – выучить наизусть любимые фрагменты или даже все целиком. Для многих стихотворение становится одним из любимых).
Что же определяет успех урока?
Прежде всего жизненность цели. Я стремлюсь помочь подросткам увидеть в стихотворении то, что приложимо к жизни каждого человека, а значит, и к их жизни. Помочь им открыть для себя что-то в человеческих чувствах, окунуться в светлое, благородное пушкинское мироощущение. Донести нравственную суть стихотворения. И эта цель, это стремление пронизывают весь урок. Суть – в стремлении учителя приблизить своих учеников к этим нравственным истинам. И если стремление это есть, оно будет определять каждое слово, каждый вопрос, диктовать тот, а не иной прием, ту, а не иную интонацию.
Инна КЛЕНИЦКАЯ
Москва
Комментарии