Не выносят сегодня дети долгосрочных проектов. Например, приходит ребенок ко мне в студию, видит что-либо красивое, спрашивает: \”А можно и мне так сделать?\” \”Конечно! Только сначала нужно сделать эскиз\”. А дальше он с разочарованием: «Эски-из?»…
…«А сразу нельзя? А за урок можно сделать?».Я отвечаю: это будет зависеть от того, как ты освоишь технику, быстро будешь работать или медленно. Давай попробуем.
Пробуем. После того, как сделаем смехотворно мало, ребёнок тут же бросает это занятие. Многие восклицают: я всё понял, я умею, но, когда прошу принести и продемонстрировать результат своего «умения», все, как правило, «забывают». В итоге – результата нет. Что приходится делать в таком случае? Вместо большого объёма делать маленький. Менять форму. Раньше создавали картины, сейчас – открытки. Чтобы ребёнок мог быстрее получить результат. То, что этот проект может быть продолжен и когда-то может быть осуществлён полностью, ни о чём не говорит ребёнку. Нет у него перспективы. Перспектива была раньше у нас, когда нас мотивировали на светлое будущее. Сегодня никто не знает, куда идти, за кем идти, во что верить и чем всё это закончится.
Наши дети не хотят трудиться, создавать что-то своими руками. Как-то пришёл мальчик. Говорю, давай сделаем подарок. «Кому?» – удивляется. «Маме». «Да ну! Не надо. У меня есть деньги – куплю». Мир полон готовых вещей. Это глобальная проблема. Поэтому мы кропотливо стараемся от глобализации вернуться к индивидуализации. Чтобы хоть единицы сохранились.
Глобализация, информатизация… Мы пожинаем плоды общественных, социальных отношений. Изменить их мы не можем. Можем только изменить отношение человека к этим процессам, научить его выживать в них самостоятельно, сохранив свою индивидуальность и развивая свои творческие способности. Если мы этого не сделаем, человек не сможет сориентироваться в этом обществе. Сегодня он играет с игрушкой, завтра её отобрали, и что он будет делать? Уберите завтра социальные сети, и что будут делать наши дети? Чем заполнят пустоту? Тот, кто создал эти сети, действовал очень умно. Знал, что нужно сделать, чтобы произошла полная зомбификация. Выхода нет: либо мы планомерно, стадно идём туда, куда нас ведут, либо ты остаёшься личностью адекватной, самостоятельной, независимой от социума, и развиваешься в мире, который живёт по определенным законам.
А мир при всём его разнообразии един, и законы развития этого мира одинаковы. Если мы в детстве ребёнку объясним, что существуют определённые законы развития, ему потом будет проще. Он уже будет знать алгоритм поиска пути, по которому стоит двигаться. Да, есть вариации, но мир – это маленький конструктор. В зависимости оттого, как ты этот конструктор соберёшь, получится то или иное произведение, оно не будет хуже или лучше, оно будет таким, каким ты его соберешь. А собрать ты его сможешь только тогда, когда у тебя есть внутреннее наполнение, и ты знаешь, где взять эти кубики, в каком порядке их собирать, что будет, если ты возьмёшь это, и если возьмёшь то. На самом деле, это глубокая философия, и работа над этим должна начинаться уже в школе.
Об авторе:
Светлана Пуртова, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района города Новосибирска
«Взгляд» записала Наталья Алексютина
Комментарии