Я вспоминаю концерт «Вивальди-оркестра» в Концертном зале имени Чайковского – концерт, посвященный двойному юбилею. Оба виновника торжества, чьи биографии вписаны в историю отечественной музыки неразделимой строкой, – Светлана Безродная и созданный ею Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» – не покидали сцену на протяжении всего вечера.
Изящество замысла музыкального праздника основывалось на красивой идее: перелистать страницы лучших программ коллектива, играя временами и нравами. В репертуар вошли сочинения барокко с их декоративной изысканностью и архитектурной нюансировкой, острые, авангардные ритмы современной музыки (отлично звучала Полька ля-минор Шнитке), авторские транскрипции опер для струнных и переложения балетных партитур. О последних следует сказать особо: музыканты Безродной увлечены театральностью и «игровой» стихией исполнительства. Эта увлеченность, близкая им по духу, некоторым кажется чужеродной по отношению к общепринятым филармоническим ценностям, многим – запальчивой, но она суть отличительная черта музицирования «Вивальди-оркестра», и черта победная. Фрагменты из «Раймонды» Александра Глазунова, «Спартака» и «Гаянэ» Арама Хачатуряна покорили аудиторию чувственным звучанием, игрой воображения – кажется, что на сцене остались тайные следы балетных образов легендарных танцовщиков. Возник эффект зримого восприятия звуков, и прямо на глазах родился своеобразный театр музыки.
Камерно-интимное исполнение «Детской симфонии» Моцарта (головки солисток были украшены экзотическими шапочками пейзанок), проникновенное Адажио соль-минор Альбинони звучали на высоком эмоциональном подъеме, который давно стал одной из примет творческого почерка «Вивальди-оркестра» его особой манеры – искренней и жизнеутверждающей.
Поток музыки прерывался лишь для того, чтобы юбиляров могли поздравить гости, а точнее – друзья. И они поздравляли, вспоминали, шутили, невольно восстанавливая для несведущих биографию Светланы Безродной, чей творческий путь сложился из цепи удивительных фактов. Самый феноменальный из них пришелся на конец 80-х. Тогда Светлана Безродная работала педагогом ЦМШ и слыла в среде профессионалов настоящим Учителем, чья педагогическая система умело поддерживала и развивала в воспитанниках порой угасающую веру в себя. Два десятилетия кряду она не появлялась на сценических подмостках как исполнитель, но вдруг решила организовать оркестр! Опыт, конечно, был: отмеченные премиями конкурсов имени Чайковского, Паганини и Венявского ученики ее класса составляли детский ансамбль «Унисон скрипачей», но были ли юные музыканты готовы к тому, чтобы стать взрослым оркестром, – оставалось вопросом.
Безродная не побоялась все начать сначала и сделала это ярко, неожиданно, ни на кого не похоже. Ее оркестр сразу стал уникальным: в его состав вошли только женщины. Но в отличие от известного исторического примера – оркестра католического женского монастыря, созданного более двух с половиной столетий назад Антонио Вивальди в Венеции, «Вивальди-оркестр» Безродной не убоялся блеска светской жизни и включился в нее азартно и красочно. История, вовремя всплывшая в памяти, сделала традицию явлением современного исполнительского искусства, частью сегодняшней культуры.
В переложении для струнных хорошо знакомая музыка проявляла в себе нераскрытые возможности слушательского восприятия – на этом Безродная и стала строить программы выступлений нового коллектива. Музыка подавалась Безродной и ее музыкантами как изысканная драгоценность, и в том, как она сверкала, не последнюю роль играли женские чары: обаяние, кокетство, элегантность. Эмоциональная глубина соседствовала с легкостью восприятия: рождался особый стиль, открытый всем и понятный даже неискушенным.
Но это только кажется, что взволнованная образность исполнения «Вивальди-оркестра» обеспечивается исключительно женской природой мировосприятия. На самом деле «держит» хрупкую ткань музыки на крепкой опоре, управляет лавиной страстей и эмоций личность, чей безупречный вкус гарантирует завоеванный необычным коллективом профессиональный статус. Во всем: в отборе репертуара, в исполнительских трактовках, в самой манере общения с публикой, наконец. В оперных программах – «Дон Жуане», «Волшебной флейте», «Пиковой даме» (на юбилейном вечере звучали и иные оперные партитуры: Обера, Оффенбаха, Зуппе) – проживаются сюжет и текст, комментируется интрига, драматургически подчеркиваются внутренние мотивы поведения персонажей. Классика словно переносится в день сегодняшний, а потому так легко соединяются в репертуаре академическое искусство и то, которое принято называть «легким». Потому так естественно и ликующе открыто звучит «Вивальди-оркестр» и в атмосфере богемных торжеств, и на официальных правительственных концертах, в камерных залах и на самых престижных сценах мира.
Сегодня «Вивальди-Оркестру» уже семнадцать. Удивительно, как быстро идет время. А с другой стороны, кажется, что этот оркестр был всегда. Может быть, так оно и есть, ведь больше 250 лет назад в Венеции маэстро Антони Вивальди создал оркестр. Тогда преподавание не только музыки, но всех искусств шло в монастырях. И поскольку Вивальди служил священником в женском монастыре, то оркестр его был исключительно дамский. Можно прочесть в записках графа Орлова, как он был изумлен, услышав в Венеции оркестр, состоящий из одних девушек. Светлана Безродная – последовательница Вивальди в России. По ее словам, оркестр – как бы римейк, но чисто российский. Просто очень хотелось уйти от названия «женский оркестр».
– Светлана Борисовна, вы создали «Вивальди-оркестр». И назвали его в честь великого итальянского скрипача. Что для вас значит этот человек?
– Для меня Вивальди как первооткрыватель виртуозный, во-первых, игры на скрипке. Потому что до него и после до Паганини никто так виртуозно не владел инструментом. То есть развитие скрипичной техники пошло от Вивальди на самом деле, не от Паганини. Это известно по хроникам, тогда же тоже писали критики. И очень интересные были статьи в газетах. Я просто обнаружила, что критика в то время была гораздо более искушенная в вопросах техники инструментов, на которых, они видели и слышали, происходят эти выступления. Потому что в одной критической статье было написано, что ее автор с сожалением увидел, что скрипач – виртуоз играет так высоко, что казалось, что волосяной ниточкой нельзя было отсоединить смычок от пальцев. Это удивительно. Потому что даже поразительно, и, видимо, скрипка у Вивальди уже была современная. Она не была тех параметров и размеров, которые были до того времени. Его учитель Корелли, все выше третьей, четвертой, пятой позиции – никто можно сказать, не увлекался.
Чем для меня еще значим этот человек. Тем, что он был абсолютно вне времени, относящегося ко времени инквизиции. Но тогда она не так бушевала, но тем не менее. Потрясающий педагог. Ведь его знаменитый оркестр был известен не только в Венеции, а был известен настолько, что Жан Жак Руссо, когда путешествовал, а он дружил с Вивальди, он просто захотел прийти и наконец посмотреть, что же такой за оркестр невероятный. Он был совершенно изумлен, не видя, как через деревянные решетки в церкви играют девушки и как он сам пишет, не было самого большого инструмента, который бы их устрашил, то есть они играли на всех инструментах. Вивальди учил всему.
Как человек Возрождения, человек высокого спектра, он учил пению, игре на всех инструментах того времени, там ведь были не только скрипки, но и многие другие инструменты, в том числе и духовые.
Кроме того, у него была очень интересная система преподавания, Вивальди применял ту технику преподавания, которую потом использовал Игуди Минухин. Он сам, не зная этого, преподавал по системе Вивальди. Так же, как у Вивальди это было. Замечательная была деталь, что он поручал старшим девочкам заниматься с младшими. Это потрясающе. Удивительно совершенное занятие Вивальди с теми музыкантшами, которые были при церкви Сан-Пьета в Венеции. У него были ученические трио, квартеты, был также оркестр.
Самое замечательное, по-моему, в том, это, правда, совсем не акцентируется, – ведь от Вивальди пошел Бах с теми многоголосиями, которые Вивальди уже применял в построении фуги. Это вообще невероятно. И когда столкнулась с некоторыми его концертами, я даже сначала не поняла, как это могло быть написано. Но это была рука Вивальди. Бах учился не в консерватории, а именно переписывая старых мастеров, и таким образом он случайно наткнулся на Вивальди. Бах сделал обработку пяти концертов Вивальди и опубликовал несколько сборников сонат и концертов. Во всяком случае то, что было опубликовано тогда, например, знаменитые «Времена года», о которых критики писали: это ничего особенного не представляет. Это произведение – вершина техники скрипача. Иногда кто-то в конце своей карьеры отважно берется за это, но это безумно сложно. Поскольку Вивальди был виртуозом, он сразу обрушивал на голову исполнителя труднейшие пассажи. Сразу. С первого шага.
– Светлана Борисовна, бывая за рубежом, Вы встречали оркестр, подобный вашему?
– Оркестра, подобного моему, нет. Например, в Венеции есть женский оркестр. Оркестр Вивальди играл только в церкви, и у них были особые одежды. Есть духовые оркестры. Когда-то мне рассказывали, что была попытка: в 30-е годы организовали женский эстрадный коллектив, но на этом все закончилось. Подобного моему коллектива нет. Не потому, что я этим так горжусь, а потому, что я понимаю все трудности, которые связаны с чисто женским коллективом. Чтобы даже самый громоздкий инструмент не страшил их, как говорил Жан Жак Руссо.
– Планы дальнейшие?
– Таких, как мой коллектив, точно нет, чтобы каждый месяц выдавал новую программу, а это делается. Например, 13 февраля – это была одна программа, 14 февраля была другая программа, причем, учтите, безумно трудная, виртуознейшая до предела. Вот работа нашего коллектива. Я не знаю, могли бы мужчины так работать. Хотя иногда под конец репетиции мне кажется, что передо мной сидит не коллектив моих девиц, а некие роботы. Женщина, наверно, более приспособлена для трудностей.
Комментарии