search
main
0

Светлана Авдеева: Сеть не исключает живого общения

Нынешнему директору образовательных программ Федерации Интернет Образования не приходится убеждать директора Московского центра ФИО в необходимости провести очередной смелый эксперимент на его базе. Потому что с недавних пор обе эти должности занимает один человек – Светлана АВДЕЕВА. Ее имя хорошо известно педагогической общественности. Кандидат технических наук, доцент Светлана Михайловна Авдеева в канун двухлетия деятельности ФИО была награждена нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”. Сегодня в ее руках сосредоточены все самые новые разработки в области Интернет-образования – то, чего в нашей стране пока никто не делает, и то, что вскоре, по замыслу Федерации, станет реальностью в любом отдаленном селе России. Как и почему это станет возможным?

– Светлана Михайловна, что за образовательные интернет-программы разрабатывает ФИО и в чем их ноу-хау?
– Федерация Интернет Образования разработала четыре основные программы и несколько “нетрадиционных”, экспериментальных. Все они являются ноу-хау. Многие организации разрабатывали отдельные обучающие программы для школы в области освоения интернет-технологий, но системного характера эти программы так и не приобрели.
Основную нашу программу – для учителя-предметника – мы разработали 2,5 года назад. В то время в России практически не было образовательных структур, которые занимались бы массовым обучением учителей интернет-технологиям. Единственной, кто нам помог в разработке содержания психолого-педагогических модулей программ обучения, была Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но в плане системного обучения педагогов использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности у них тоже опыта не было. Так что программа – плод наших собственных теоретических разработок и практики обучения.
Обучая учителей, мы убедились, что, как бы ни было мотивировано обучение педагов в наших центрах, если они не встретят со стороны директора школы понимания и поддержки, все наши усилия будут напрасны. Поэтому мы стали обучать и управленцев тоже.
Программа, предназначенная для администраторов образовательных учреждений, существует в двух вариантах: на 144 учебных часа и на 40 учебных часов. Понимая, что администраторы очень занятые и ответственные люди, которым зачастую трудно найти 3 недели для обучения, мы сократили обучение до одной недели, соответствующий вариант программы разработал Самарский региональный центр ФИО.
Третья программа – для методистов Интернет-образования, созданная в Санкт-Петербургском центре ФИО, рассчитана на специалистов, которые сами потом будут учить педагогов своей школы новым технологиям.
Четвертая программа – для представителей средств массовой информации. Пока она действует нечасто, примерно раз в квартал. Но она тоже очень важна, потому что от освещения журналистами проблем образования многое зависит.
– А какие особенные программы обучения разработаны и реализованы в ФИО?
– У нас есть программа, по которой мы обучаем педагогов, работающих с детьми-инвалидами в специализированных интернатах. При разработке этой программы были учтены и психологические рекомендации, и особенности работы педагогов с детьми-инвалидами. Это очень важная для нас программа по своему гуманистическому настрою: ведь дети с ограниченными возможностями, как никто, нуждаются в общении и социальной адаптации. И компьютер, подключенный к интернету, для них – идеальный проводник знаний, помощник и друг, позволяющий общаться не только с такими же, как они, ребятами, но и со всем миром. В Сети ведь все равны…
Мы разработали программы “Системный администратор школьной интернет-площадки”, “Интернет-технологии в деятельности школьного библиотекаря”, “Зам. директора школы по ИТ”, обучили потоки социальных педагогов, преподавателей конфессиональных учебных заведений.
– Я знаю, что после получения дипломов связь с выпускниками у ФИО не заканчивается. Зачем Федерации нужна эта дополнительная нагрузка?
– Мы понимаем, что мало научить слушателей азам интернет-грамотности, научить работать с компьютером. Нужно показать им, как “встроить” этот новый опыт в учебный процесс, иначе полученные у нас знания и умения не дадут реального результата. Поэтому одна из основных задач дирекции образовательных программ – поддержка выпускников Федерации информационными сетевыми ресурсами и методиками, облегчающими подготовку занятий с использованием интернет-технологий, повышающих эффективность и качество обучения. Мы создали сетевые объединения методистов по 15 основным предметам базисного учебного плана, на сайте которых (http://som.fio.ru) учителя-предметники и администраторы школ могут найти методическую поддержку и получить консультационную помощь. В идеале мы хотим сформировать широкое сообщество учителей-предметников, которые через Сеть общались бы друг с другом и обменивались опытом. С марта этого года открыли дистанционную подготовку по практическому использованию новых технологий в деятельности педагога (http://center.fio.ru/do).
– Как вы поддерживаете связь с разными региональными центрами, с бывшими выпускниками?
– Основное общение, конечно, виртуальное. Но есть и “живое”. Недавно состоялась вторая научно-практическая конференция “Российская школа и интернет”, где все наши 29 центров смогли поделиться своим опытом преподавания, рассказать о сотрудничестве с региональными образовательными структурами.
Для общения с нашими выпускниками мы более полутора лет издаем сетевой журнал “Вопросы Интернет-образования”.
– И насколько существенно “обратная связь” с выпускниками корректирует образовательные программы ФИО?
– Коррекция учебных программ происходит непрерывно. Мы анкетируем наших слушателей во время обучения, собираем расширенную информацию о ходе обучения в конце заезда, регулярно получаем конструктивные замечания от выпускников, уже применяющих полученные знания и умения на практике. В результате конкретный учебно-тематический план всегда максимально адаптирован к запросам и образовательным потребностям конкретной аудитории.
– А если перенестись на 10 лет вперед, как, по-вашему, будут выглядеть образовательные программы для учителей?
– Информационные технологии развиваются очень быстро, что требует от педагога непрерывного образования. Наиболее удачным здесь является дистанционное обучение. Но и через 10 лет, я думаю, мы будем собирать слушателей очно. Две тысячи лет назад Платон передавал знания своим ученикам устно, потом стали учить посредством книги, а в XX и XXI веках – посредством компьютера. Но живое общение ничто заменить не может.

Татьяна МОРОЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте