search
main
0

Светлана АСОСКОВА, педагог-психолог прогимназии №1893: Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли..

Как это ни странно, но почему-то именно эти строки из стихотворения «Мой подвал» Юнны Мориц всплывают в мыслях у меня – молодого специалиста, вступившего буквально недавно на порог своей педагогической деятельности.

Училась ты в школе, преподаватель (ах он нехороший человек) в очередной раз задает тебе сложное домашнее задание, каковым оно кажется тебе на тот момент. «Мам, пап, выручайте!!! Нам такое сегодня задали!» – заводится долгий рассказ, родители за голову хватаются, затылок чешут, пыхтят и после непродолжительной паузы, поглядывая друг на друга, говорят: «Дочь, ну ты же понимаешь, мы уже давно учились, уже забылось все…» А ты, понимая, что дела плохи, но, не теряя надежды, снова принимаешься объяснять, пытаешься вдохновить, освежить память родителей, реанимировать их знания, надежно похороненные под грудой житейских забот. Родители сопротивляются: «Ну ты же у нас умнее, моложе, креативнее, давай-ка ты сама подумай». Теряя уже последнюю каплю надежды на какую-либо помощь, ты видишь, как ненароком мимо комнаты проходит старший брат. Родители разом подозрительно поглядывают на него, затем друг на друга. Брат мимо проходил, хотел, говорит, книжку взять, но вдруг понимает, что было его ошибкой зайти сюда в данный момент. Теперь родители уже пытаются вразумить брата, чем нужно помочь, ну и ты сидишь и тихонечко, в темп изречений поддакиваешь легкими кивками головы, боясь спугнуть подвернувшуюся помощь. И вот уже ты и (как говорится, одна голова хорошо, а четыре лучше) трое твоих помощников снова пыхтите над заданием. Спустя очередные полчаса фонтанирующих эмоциональных объяснений и воспоминаний о всей пройденной программе по предмету за несколько учебных лет брат чешет затылок, делая вид, как будто в первый раз в жизни слышит подобное (хотя учится на 2 класса выше тебя), и многообещающе говорит: «А мы такого не проходили…» Твоему огорчению нет предела. Теперь ты понимаешь, что снова осталась одна наедине со своим заданием, которое до сих пор так и не поняла, как выполнить. Родители, уйдя на кухню, чтобы не мешать «ребенку делать уроки», вспоминают свои школьные годы и громко смеются. Зато теперь ты уверена, что даже если родителей и вызовут в школу, им придется краснеть уже не за тебя. Ты, оставшись наедине со своими мыслями, тихонечко сидишь в своей комнате и начинаешь изобретать велосипед. Примерно так продолжаются все 11 лет твоей «лучшей поры жизни». Потом институт, ты вроде уже взрослая, самостоятельная, только задания все продолжаются и продолжаются, а обращаться к родителям уже как-то стыдно. Так проходят еще пять лет твоего образования, ты приходишь домой и слышишь периодически новости о реформах в образовании (ты, конечно, и раньше об этом слышала, но как-то не обращала внимания или не слышала про всякие там реформы в образовании, ФГОС). «И что они там снова реформируют?!» – думаешь ты. Заканчивается студенческая «золотая пора твоей жизни», и оказывается, окончила ты педагогический вуз, да еще и с отличием. С гордостью за себя ты стоишь на пороге своего университета, держа эту красненькую корочку с отметками, и думаешь: «Куда же идти работать?» Начинается очередной этап жизни. Ты начинаешь перебирать в уме все возможные варианты и понимаешь, что, во-первых, их не так много, во-вторых, ты всегда мечтала работать с детьми, а в-третьих, слышала в профкоме университета: где-то в прогимназию требуется специалист. И тебя с радостью принимают, беседуют, узнают все о тебе, рассказывают в свою очередь о себе (точнее, о месте работы), проводят маломасштабную экскурсию по стенам необычного для тебя здания. «Прогимназия, – думаешь ты, – что это?» И начинается в твоей голове, как в одном фильме: «Школа – знаю, детсад – знаю, ясли – знаю, прогимназия – не знаю…» Идешь, смотришь по сторонам и понимаешь, что здесь нравится, что это твое. Сентябрь, снова ты идешь в школу, но уже совсем в другом качестве – теперь ты педагог, пусть хоть и педагог-психолог, но все же ПЕДАГОГ. Теперь ты видишь все с обратной стороны, многое начинаешь понимать, видеть, воспринимать по-другому. Теперь слова «реформа в образовании» для тебя не просто слова, не пустые звуки, а реально ощутимые изменения. Ты понимаешь, что те пять лет, пока училась и слушала, как надо преподносить информацию деткам, чтобы она лучше усваивалась, организовывать различные занятия, делать то или это, в образовательных учреждениях «текло и изменялось». Я, молодой специалист со своими представлениями, ожиданиями, знаниями, вступаю в этот, как впоследствии оказывается, далекий от меня мир. В мир, в котором уже все по-другому, не так, как было тогда, когда я училась, в котором для тебя все ново, все неожиданно. Ты думала, что все, отучилась и хватит? Не тут-то было. Как говорится, в образовательном учреждении что ни день, то образовательный процесс. Каждый день ты снова учишься, вникаешь, понимаешь, замечаешь очевидные изменения. Теперь-то, оказывается, главное для детей не просто выучить и пересказать, повторить, а понять – почему все именно так, а не иначе, причем понять все самому вместе с учителем-помощником. Всему голова – деятельностный подход. Ты понимаешь, насколько сложен труд педагога, которого ты когда-то так легко обвиняла в непонимании: «Он что, думает, что один задает домашнее задание! И когда все это успеть?!» Сейчас в образовании делают все, чтобы учиться было интересно и в удовольствие, находят подходы к индивидуальности каждого подопечного. Попробуй подбери этот потайной ключик, заинтересуй каждого, продумай свое занятие до мелочей так, чтобы как можно больше полезного детки вынесли из твоих изречений, в этом-то вся сложность. Да и технический прогресс не стоит на месте – попробуй поспей за ним. Вижу процесс изнутри, вижу, сколько педагогу приходится готовиться к каждому уроку, сколько нового, в том числе для себя, ему приходится открывать, как самообразовываться, сколько душевных и физических сил затрачивать, чтобы словно пчелке – нет, скорее как маме-курочке, – целый день опекая, обучать и воспитывать своих «цыпляток». Ты понимаешь – вот они, реформы. Да, сложно! Но главное-то, что результат ощутим. С точки зрения педагога-психолога я могу сказать, что дети нынче заметно комфортнее себя чувствуют, на уроках обстановка очень спокойная. Если раньше ученику хотелось залезть под парту и шептать «Только бы не меня», когда педагог осматривает класс своим пристальным взглядом в поисках «жертвы», то сейчас ребенок не боится ответить, не боится ошибаться (на ошибках учимся!). Классы более сплоченные, потому что постоянно учатся слаженно работать в команде, в паре. Проходит год. Ты как-то адаптируешься, чувствуешь себя уже в своей тарелке, входишь в русло процесса. Но ФГОС второго поколения, «навыки XXI века», ИКТ, метапредметные УУД, ЗУНы и многое-многое другое – что такое все это? Директор собирает педсовет. Дает много полезной информации, новой информации, но многое остается загадкой даже для него. Странно, почему-то весь педагогический коллектив что-то активно обсуждает, кто-то хватается за голову, думая, как и что будет. А ты сидишь и думаешь: «А что? Нормально. Я вроде еще к одному привыкнуть не успела, так что привыкнуть к новому проблемой не станет. Жизнь-то, она такая, не стоит на месте, все изменяется, и мы изменяемся вместе с ней. В современном обществе просто необходимо быть мобильной». Изменения видны, результаты налицо, дети довольны, родители не жалуются. Вроде все довольны, вроде все нормально, значит, идем в правильном направлении, значит, «все будет хорошо, я узнавала».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте