Учителя физкультуры нечастые победители конкурсов педагогического мастерства, да и классное руководство им если и поручают, то в виде исключения. Майя Валерьевна Степченкова – одно из таких исключений.
За выдвижение и победу на региональном этапе конкурса «Учитель года»-2021 она благодарит администрацию родной школы, наверное, говорит, увидели в ней какую-то изюминку. Родной среднюю школу №1 Ярцевского района Смоленской области Майя Степченкова может считать с полным основанием: она работала в сельском малокомплектном учебном заведении вплоть до его слияния с нынешней школой. Но до сих пор живет в селе и ездит на работу по 15 километров в одну сторону.
В 2021 году было не первое ее участие в конкурсе «Учитель года». За четыре года до этого она после победы на муниципальном этапе стала лауреатом регионального этапа главного педагогического состязания страны. «Я считаю, что если ты что-то создаешь полезное, то этим нужно делиться, – говорит педагог. – Отправлять свои методические разработки если не на конкурс, то туда, где могут оценить твою работу профессионально. Чтобы как минимум проверить себя, понять уровень своей квалификации, узнать, над чем еще нужно поработать».
На региональный уровень «Учителя года» в 2017 году она выходила с темой «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий». В арсенале работы учителя с детьми были такие виды двигательной активности, как фитбол и степ-аэробика. К 2021 году тема изменилась, потому что Майя Валерьевна увлеклась антропологией и физиологией человека. К этим наукам ее привело участие в проектной деятельности. Если раньше, по собственному признанию, преподавание предмета «Физическая культура» для нее сводилось к принятию нормативов и работе по развитию недостающих у ребенка физических качеств, то после появления федерального образовательного стандарта отношение к дисциплине кардинально изменилось.
– Я увидела, что она намного шире, многограннее, связана с другими областями знаний, а не только с безопасностью жизнедеятельности или биологией. В мою сферу интересов вошла, например, физика, – рассказывает учитель физкультуры.
Знание законов физики пригодилось ей и ее ученикам, когда, например, они сделали проект, посвященный теме правильной спортивной формы. Опытным путем ребята под руководством учителя исследовали, одежду из каких тканей можно надевать во время занятий спортом, а какую – нежелательно. Учитывали такие качества ткани, как воздухопроницаемость и влагоиспаряемость. В результате дети узнали, почему не стоит заниматься спортом в джинсах, ткань которых очень плотная и плохо испаряет влагу. Как известно, при повышенной физической нагрузке температура тела повышается, упакованной в джинсовую ткань коже становится нечем дышать, возникает парниковый эффект.
Еще один проект был посвящен исследованию биологического возраста. Ребята сравнивали антропометрические показатели девушек, не занимающихся спортом, баскетболисток детской спортивной школы и взрослых женщин. В своих изысканиях Майя Валерьевна опиралась на исследования физиологических показателей здоровья, предложенных советским ученым Владимиром Войтенко. Интересный результат получился в финале проекта: оказалось, что биологический возраст взрослых женщин не отличается от биологического возраста девушек. Женщины с большей ответственностью подходят к своему здоровью, в том числе занимаясь спортом.
Учителей в семье Майи не было, но, по ее признанию, огромное влияние на выбор ею будущей профессии оказали школьные преподаватели. Учитель физической культуры привил любовь к легкой атлетике, а классный руководитель посоветовала поступать не в педагогический колледж, куда она изначально собиралась, а в Смоленский институт физкультуры и спорта.
Сегодня Майя Валерьевна ведет физкультуру во всех классах ярцевской школы, кроме начальных. Школа самая большая в районе, более чем на 800 учащихся – возглавляет образовательный округ №1, в который входят более 10 сельских и городских учебных заведений. Спортивные мероприятия в допандемийный период проводились в округе регулярно. Обычно это были Малые олимпийские игры, затем формат решили изменить, ведь в олимпийских эстафетах, как правило, участвуют одни и те же физически развитые юные спортсмены. Усилиям Майи Валерьевны и ее коллег теперь проводятся игры на командообразование, игры по мини-ориентированию в зале, в которых задействованы все, кто хочет себя проявить в этих видах деятельности.
Мини-ориентирование – это не только тренировки и соревнования, но и своеобразная игра. Майя Валерьевна тут главный организатор. Нужно заранее расписать подробности заданий, разослать их по школам. Если в соревнованиях будут применяться современные технологии, уточнить, на каком ресурсе можно взять необходимую информацию. Далее с помощью учителей технологии нужно изготовить необходимый инвентарь: стойки, маркировочные ленты, призмы для контрольных пунктов, вывески «Старт» и «Финиш», нагрудные номера для участников соревнований и много чего еще. Не забыть про канцтовары: папки с бланками старта и финиша для судей, карты-схемы, карточки для отметки контрольных пунктов. Для игр на командообразование инвентарь понадобится другой: баскетбольные мячи, ходули и проч. Поскольку не во всех школах есть те же ходули, участникам из других заведений до начала соревнований дают время для тренировки.
В марте этого года ярцевская школа №1 организовала и провела спортивный праздник «Планета Баскетбол» среди школ образовательного округа. Командам-участницам необходимо было выполнить несколько заданий, в числе которых ведение мяча по координационной лестнице. К слову, последнюю Майя Валерьевна изготовила сама, приклеив на полу спортзала линии из малярной ленты. Итог – первое место в состязаниях – для опорной школы был закономерен, здесь сильная секция по баскетболу, ведет которую Майя Степченкова. В секцию стремятся записаться в два раза больше детей, чем она может взять. В прошлом году сборная Степченковой заняла третье место на муниципальном этапе соревнований по баскетболу, в этом году учитель надеется на лучший результат. Для нее самой этот вид спортивной игры и работа, и хобби, и способ оставаться здоровой и иметь хорошую фигуру.
«Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом негативно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся», – пишет Майя Валерьевна в одной из своих работ. Говорит, детям не позавидуешь: они настолько устают от монотонной деятельности, что урок физической культуры становится отличным средством эмоциональной разрядки, энергетической подпиткой посредством двигательной активности. Впрочем, отмечает учитель физкультуры, нынешние дети уже больше защищены от стресса. В округе строится много спортивных площадок, в учебных заведениях ремонтируются или заново отстраиваются залы, они гораздо лучше оснащены. Повсеместно организуются школьные спортивные клубы, пропагандируется здоровый образ жизни.
– У нас в городе Ярцево есть практически все, для того чтобы ребенок развивался физически и был здоров: каток, бассейн, ФОК, открытые спортивные площадки. И в нашей школе руководство всегда идет навстречу, если нужно дополнительно приобрести что-то из оборудования. Чего мне хотелось бы, так это чтобы рядом со спортзалом был уголок вроде мини-класса, в котором стоял бы телевизор. Иногда во время урока физкультуры нужно показать фрагмент игры профессиональных команд, чтобы провести теоретический разбор тактики и стратегии, применяемых игроками.
Буквально пять минут теории, а потом вернуться в зал, чтобы уже в игре выстроить взаимоотношения с командой-соперником, – говорит Степченкова.
Среди ее многочисленных благодарственных писем и грамот есть особо ценная награда: второе место за лучший социальный проект-2018, завоеванное на конкурсе методических разработок. Дело в том, что Майя Валерьевна является руководителем физического воспитания в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга». Воспитанники центра – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – одновременно являются и учениками школы №1. Здесь перед педагогом стоят совсем иные задачи, чем в образовательном учреждении, – социализация и реабилитация трудных подростков. Она учит их умению организовывать свое свободное время с пользой для собственного здоровья. В рамках разработанного ею социального проекта обучает детей из приюта правилам подвижных игр, в том числе таких подзабытых, как «Гуси-лебеди», «Чиж», лапта, городки.
Конкурс «Учитель года» для Майи Валерьевны – соревнование прежде всего с самой собой. Преодоление стресса, изучение трудов ученых-физиологов, психологов, антропологов. У кого-то получается пробежать все этапы конкурса, как стометровку. У нее получился марафон. От победы на муниципальном уровне в 2017‑м до участия на всероссийском уровне прошло целых лет пять. Но эмоциями она напиталась только положительными. Очень многое, говорит, произошло за три недели, и только хорошее.
– Ростовская земля очень гостеприимная, – добавляет Майя Валерьевна, – очень хорошие люди. Чудесные дети. Замечательные коллеги. Отличный спортивный зал. И я считаю, что все восемьдесят пять представителей регионов – победители. Потому что прошли очень длинный и сложный путь.
Галина СЕРГЕЕВА, Смоленская область
Комментарии