Наблюдали ли вы когда-нибудь за восходом солнца? Кажется, что все вокруг сияет, покрытое предутренней дымкой. Притихли березки и ивы, замерла каждая травка, каждый листик. Доглядывают последние сны поля, ветерок и тот притих, боясь побеспокоить этот удивительный предутренний мир…
Но что это? Горизонт освещается светом, и над миром поднимается красный шар солнца. Его лучи ласково дотрагиваются до каждой травки, пробуждают к жизни все вокруг. И вот уже все залито светом, несущим тепло, радость, обновление. И зашелестели деревья, и улыбнулись друг другу поля, отправился в путь шаловливый ветерок, и загремела дорога. Жизнь продолжается.А согревает этот мир, пробуждая его к жизни, солнце. Без него не будет тепла, радости, счастья, мир погибнет во мраке.Приходят на ум слова Владимира Маяковского, который сравнивает труд солнца с трудом поэта. «Я буду солнце лить свое, а ты – свое, стихами», – обращаясь к поэту, говорит в его произведении светило. Маяковский – поэт, а я – учитель. И я считаю, что с солнцем можно сравнить учителя!Именно учитель, согревая и пробуждая к добру души человеческие, делает этот мир добрее, светлее, чище…Я считаю, что тот, кто связал свою жизнь с этой профессией, – это человек высших нравственных качеств, человек, обладающий удивительным чувством ответственности за все, что происходит вокруг, человек, который сумеет пожертвовать ради интересов учеников своими личными интересами. Тот, кто становится на стезю Учителя, дает клятву нести людям знания, добро, радость, свет…Учитель служит людям. Это ответственно, трудно, но необходимо.Когда меня спрашивают: «Кем вы работаете?», я с гордостью отвечаю, что я – учитель. Для меня это не просто профессия, общественное положение или работа. Для меня учительство – это смысл жизни, образ жизни, сама жизнь.Я выпускница Большеподберезинской школы, где в настоящее время работаю. После окончания школы я не стояла перед выбором, куда пойти учиться. Я точно знала, что хочу быть именно учителем. Окончив Казанский государственный педагогический университет, я вернулась в родную школу в качестве молодого специалиста, учителя русского языка и литературы. Каждый уголок школы для меня родной. Я люблю своих учителей. Они учили меня познавать мир, искать свое место в жизни. Именно они помогли мне выбрать главное – профессию учителя, такую трудную и такую необходимую, а теперь открывают мне все премудрости педагогической работы, делясь со мной бесценным опытом.Я с чувством благодарности вспоминаю свою первую учительницу… Ее тихий, спокойный голос завораживал, ее ласковый взгляд успокаивал, ее строгость и требовательность заставляла думать, трудиться. И представляете, все получалось! А ведь как трудны первые шаги по стране знаний! Именно она научила меня не сдаваться перед трудностями, быть стойкой, именно она привила стремление к познанию… И вот уже слоги легко складываются в слова, как орешки щелкаются примеры и задачи. И во всем этом заслуга моей учительницы…Были и другие учителя. Уроки, уроки, уроки… Особенно дороги мне уроки русского языка и литературы. Учитель вовлекал нас в чудесный мир литературы, прививал любовь к слову, творчеству, открывал богатство нашего «великого и могучего» языка… Уже тогда я знала, что этот мир станет моей судьбой.Еще я всегда восхищалась умением учителей понять, выслушать, помочь. Именно к учителю мы шли, когда появлялись, казалось бы, неразрешимые проблемы. Но они разрешались, когда за дело брался учитель. Его мудрые слова, наставления, советы я помню до сих пор. А теперь и сама ношу это гордое звание – Учитель.Именно в этом я нашла свое счастье. Школа – моя стихия. Здесь я чувствую себя как рыба в воде – легко и свободно. Каждый день я вижу детские любопытные глаза, ждущие от меня чего-то нового и интересного. Учить детей наукам, учить жизни, учить их человеческой красоте – моя главная цель.Что может быть важнее? Особенно в наше неспокойное время. ХХI век сделал жизнь другой. Изменились критерии оценки людей. Суматошная погоня за деньгами и властью приводит к потере чего-то очень важного. И именно учитель должен восполнить эти упущения, именно учитель должен помочь людям «спасти душу», сохранить в этом мире чуткость и доброту. Мне повезло: я преподаю самые увлекательные, самые необходимые на всем протяжении жизни предметы, которые просто невозможно не любить, – русский язык и литературу. По-моему, именно учитель-филолог пробуждает «чувства добрые» в душах своих воспитанников, учит не отступать перед злом.Я считаю, что это главное. Человек может многому научиться, занять престижное место в обществе, но если он не способен нести добро, радость окружающим, его жизнь прожита зря. Вот педагог и должен научить каждого излучать свет, радость, научить стать Человеком. Именно к этому я и стремлюсь в своей работе.Безусловно, жизнь меняется. Меняются жизненные ориентиры. Меняется и система образования. Современная школа во многом отличается от школы XX века, она более инновационная, модернизированная.Наши дети живут и развиваются в эпоху информационно-коммуникационных технологий, они самостоятельнее, чем дети века предыдущего. Это значит, что современный учитель не может преподносить знания старыми методами, требуются новые подходы и методы преподавания.Но неизменным, по моему мнению, остается то, что учитель должен любить и в совершенстве знать свой предмет. Не любя свой предмет, невозможно заинтересовать им учеников. Я люблю русский язык и литературу и стараюсь передать эту любовь детям. Но нельзя ограничиваться только сферой своего предмета, необходимо быть всесторонне развитой личностью.Учитель всегда должен идти в ногу со временем, уметь быстро перестроиться на постоянно меняющиеся программы, усваивать новые педагогические технологии. Сегодня, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, надо хорошо понимать, что ученик – главное действующее лицо на уроке. Он не просто слушатель, а «соавтор» учителя. Учитель нацеливает учеников на сотрудничество с собой и одноклассниками, организует проблемные и поисковые ситуации. А выводы делают сами дети. Отношения «учитель – ученик» – это совместная деятельность, проходящая в атмосфере сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. По современным требованиям учитель – это не диктатор, навязывающий ученикам свое мнение, а истинный психолог, умеющий развить мотивацию ребенка к познанию, открытию нового. К этому я и стремлюсь в своей работе.Но все же, как бы ни менялся мир, как бы ни менялись жизненные ценности, учитель просто обязан оставаться прежде всего человеком с большой душой и открытым сердцем.Выпускник, выходя за порог школы, должен уметь ориентироваться в жизни, четко идти к своей цели, служить народу, Родине. И всему этому должен научить учитель. По крупице, шаг за шагом, учитель зажигает сердца детей неиссякаемым светом любви к жизни, заставляет взглянуть в свой внутренний мир, задуматься о цели и смысле бытия.«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время», – сказал один мудрец в напутствие учителям. Это значит, что учитель работает на будущее.«Будущее в руках школьного учителя», – говорил Виктор Гюго. И значит, учитель должен не только дать знания, научить ребенка, но и воспитать его настоящим Человеком.«Сердце, отданное детям» – так говорят об учителе, который всю свою жизнь «сеет разумное, доброе, вечное». Именно учитель является олицетворением добра и мудрости, знания и справедливости.Я буду стремиться к тому, чтобы искоренилась темнота из детских душ и разумов, а мои ученики, как звездочки, светились средь сумрака серых будней.Ксения ЕЛИСЕЕВА, учитель русского языка и литературы Большеподберезинской средней общеобразовательной школы имени А.Е.Кошкина, участник муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»Кайбицкий муниципальный район, Республика Татарстан
Комментарии