search
main
0

Светила будущего века

В Воронежском госуниверситете состоялась 15-я конференция научного общества учащихся

15 лет – это немало. Это своего рода юбилей, посему не грех подвести некоторые итоги. В общей сложности 3608 докладов подготовили старшеклассники воронежских школ за годы существования НОУ (Научного общества учащихся). 15-я конференция стала самой ╚урожайной╩ из всех: 781 доклад был заслушан в 14 секциях. А какие темы! Секция ╚Филология╩: ╚Дети – странный народ, они снятся и мерещатся…╩ (по рассказу Достоевского ╚Мальчик у Христа на Елке╩ и роману ╚Преступление и наказание╩), ╚Ширпотреб╩ как отдельный жанр╩ – это из области нелюбимой поп-культуры. Три юных исследователя дерзнули покуситься на творчество субпопулярного Пелевина, разложив по косточкам его ╚Поколение ╚П╩, ╚Чапаева и пустоту╩. Отдельной подсекции из 13 докладов удостоились Платонов и Булгаков. Не забыты Галич, Твардовский, Цветаева, Пастернак и Мережковский. Или вот возьмем секцию ╚Экономика╩: ╚Тихоокеанские драконы╩, ╚Наркобиз нес: теневая экономика и социальная сфера╩. Даже дети не могут уже оставаться в стороне от проблем своей многострадальной родины, поэтому большинство тем – о путях развития отечественной экономики, о российском рынке, долге, инвестиционном климате и т.д. Про компьютерщи ков вообще говорить много не надо: ╚Язык программирования высокого уровня╩, личный проект. Это работа А. Чернышева, одиннадцатиклассника 1-го лицея.

Перечислить все и всех нереально. Можно рассказать о том, кем стали сегодня докладчики конференций НОУ прошлых лет: более 80% выступавших на секции ╚Экономика╩ стали студентами ВГУ и его аспирантами. Самые талантливые учатся в Москве и даже в Техасском и Калифорнийс ком университетах. Из юных докладчиков получаются победители областных и всероссийских предметолимпиад. Разумеется, не всех ожидает звездное будущее. Но то, что приобретают школьники в процессе своей первой научной работы, необходимо и в обычной жизни. Вот что говорит по этому поводу теперь уже второкурсник филфака Владимир Ильюшик: ╚Главная трудность, с которой я столкнулся, – необходимость выработать умение систематически излагать материал. К сожалению, в школах учат больше правильности выражения мыслей и письменной речи, чем логике их построения и доказательности. Когда я готовил доклад, приходилось ╚переучиваться╩: помню, как Людмила Яковлевна Бобрицких – преподава тель кафедры литературы и фольклора, мой научный руководитель, терпеливо вычеркивала из моего текста ╚красивости╩, требуя четкости и логичности. Теперь для меня уже не составляет труда подготовить и правильно оформить ту или иную работу. Кроме того, я прибрел и другие полезные для студента навыки. Например, добывать и отбирать материал╩.

Неоспоримое достоинство НОУ в том, что своей кропотливой работой оно сокращает дистанцию между уровнем школьных знаний, которые получает выпускник, и багажом мудрости, необходимым для поступления в вуз. Разница велика, и чтобы ╚добежать╩ от одного уровня образования до другого, одни нанимают репетиторов, а другие ведут собственную научно-исследовательскую работу. Особенно тяжело приходится при поступлении выпускникам сельских школ. Поэтому отрадно, что одними из самых активных выступающих на 15-й конференции оказались ученики Русскожуравской школы Верхнемамонского района, школьники из Подгорного, Хохла и Новохоперска. Кстати, по итогам работы в НОУ одиннадцатик лассники получают рекомендации для поступления в ВГУ.

Известное изречение ╚ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь╩, можно с полным правом считать девизом и школьных педагогов, и университетских преподавателей, не жалеющих ни сил, ни времени на занятия с исследователями. Владимир Листенгар тен – доцент, председатель совета НОУ и один из его главных создателей, сумел сплотить в одно большое сообщество самых неугомонных энтузиастов, людей, всецело преданных науке и своему педагогическому призванию. Сегодня научные общества учащихся созданы во многих воронежских школах, они проводят свои конференции и собирают полные залы слушателей, младшие из которых еще учатся в 5-6-х классах. Может, среди них – будущие светила нашей науки, и они не останутся незамеченными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте