Расскажу об эпизоде, который случился в начале моей педагогической карьеры. Мои ребята учились тогда в первом классе. В апреле по традиции проводился в школе Всесоюзный ленинский субботник. Каждый класс получил конкретное задание. Я заранее объяснил ребятам, что такое субботник. Сказал, что дело исключительно добровольное и каждый сам решает, участвовать или нет. Я же приглашаю потрудиться всех желающих, кроме тех ребят, кто недавно болел и пока не совсем здоров. Объяснил, что необходимо принести с собой для работы.
Не знал тогда я одного, что ради субботника уроки будут сокращены, перерыв между сменами будет урезан, а начало второй смены поднимется в расписании на полтора часа.Суббота. Идет четвертый укороченный урок. В школьном дворе слышится музыка.Пионеры второй смены с энтузиазмом «субботничают» с утра. Уроки у них будут потом. Деловая суета, громкие разговоры за дверью, в коридоре. Праздничный настрой давно уже передался и моим подопечным. На переменках они как-то по-особенному оживлены, не вижу ни одной грустной физиономии.А у меня на душе кошки скребут. Через пятьдесят минут после окончания нашего четвертого урока за наши парты должны сесть второклассники. А ведь с нашими темпами работы на генеральную уборку и часа не хватит… Субботник надо отменять! Мучительно пытаюсь найти слова, которыми можно лучше объяснить причину отмены субботника. Звонок возвещает, что урок окончен. Кто-то достает заботливо уложенные мамами пачки стирального порошка, щетки, тряпочки. Девочки надевают аккуратные фартуки. Поднимаю руку, чтобы остановить веселый озабоченный галдеж. Момент упущен. Меня не видят и не слышат. Рассерженный на расписание, на галдеж, на себя, я добиваюсь наконец внимания. Произношу фразу, которая мне в тот момент кажется очень правильной, имеющей воспитательный характер, а главное, спасающей положение:- Поскольку вы проявили неорганизованность, шумели, некоторые даже не слышали голоса учителя, считаю, что праздника коммунистического труда вы не заслужили. Итак, праздник отменяется!…В классе наступила тишина. Дети расстроенные смотрели на меня.Ждали, пытались понять, окончательно ли мое решение. А я смотрел на них, видел их глаза, лица. Одного лица я видеть не мог. Я видел только белокурые волосы, аккуратно уложенные на голове. Голова эта лежала на кистях рук, а плечи вздрагивали.- Света плачет, – сказал кто-то из ребят. Света не была отличницей, хотя очень старалась в учебе. Открытый, щедрой души человек, она имела обостренное чувство справедливости. Будучи человеком мягким, при этом не боялась высказывать собственное мнение даже взрослым. Мои мальчишки и девчонки сразу признали ее совестью класса. В горле возник спазм. Почувствовал себя мерзко. Настраивал детей на работу, они так радовались: «Мы первый раз будем участвовать в субботнике, как взрослые!» Совладав с чувствами, прежним строгим голосом спросил:- А вы успеете все сделать за сорок минут? Через пятьдесят минут за этими партами должен сидеть второй класс!Взрыв радости, счастливые улыбки, возгласы «Успеем!», «Ура!». А из-за второй парты среднего ряда на меня смотрят благодарные глаза девочки. Не ты меня должна благодарить, Света, а я тебя! За эти несколько мгновений я многое понял. Обманывать детей – всегда грех, а обманывать детей в их лучших чувствах и порывах – преступление. Ничего особенного за сорок минут мы, конечно, не совершили. Мыли парты, классную доску, пол, отчищали панели и двери, снимали пыль со шкафов. Но как мы радовались этому нашему совместному добровольному труду! Сегодня уже растет второе поколение людей, которым трудно понять наш трудовой энтузиазм. Как это – работать бесплатно? Да ни за что! А кто сегодня в школах приводит в порядок кабинеты после уроков? Технички, нанятые на деньги родителей. Обращенная к детям просьба учителя перед уроком поднять мусор из-под парты сегодня может вызвать протест: «Почему я? А техничка на что? Мы ей за это платим!» У наших нынешних школьников выработалось стойкое убеждение, что подметание и мытье полов – унизительная процедура. Да и многие наши сограждане ходят по замусоренным, загаженным дворам, видят газоны с выброшенным на них мусором и старой мебелью и отказываются признавать, что сами и являются «авторами» этого запустения… Смотрю сегодня, по прошествии многих лет, на две черно-белые фотографии в классном альбоме. Они запечатлели те сорок радостных минут. На первой – учитель и один из его строптивых учеников с энтузиазмом протирают тряпками классную доску. Вторая фотография групповая: Юля и Таня, лучезарно улыбаясь, выглядывают из-под парты. На уроках они шушукались, вроде ссорились, но, как видно, уже помирились. Сашка, увидев объектив, прячется от смущения.На фотографиях не видно Светы. То ли не попала в кадр, то ли вышла за водой.А жаль! Очень хотелось бы увидеть ее лицо, каким оно было в тот день. Если бы не ее горькие слезы, не состоялся бы наш первый классный субботник. Сегодня всем героям повествования далеко за тридцать. Светлана окончила педагогический институт. Моя бывшая ученица счастлива в браке, воспитывает троих замечательных детей. Младшей дочери восемь месяцев. Средний сын окончил седьмой класс. Старший – выпускник школы, собирается поступать в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.Вот, пожалуй, и всё.Владимир АНДРЕЕВ, учитель начальных классов, Краснодарский край
Комментарии