Для педагогов сейчас, когда развернулась подготовка к 65-летию Победы советского народа над германским фашизмом, важно увидеть и оценить, действенны ли принятые ими формы и направления героико-патриотического воспитания юношества. И здесь добрую помощь оказала организованная и проведенная Центром развития творчества детей и юношества имени А.В.Косарева панорама воспитательных систем общеобразовательных учреждений Восточного округа. Тема, представленная к рассмотрению приглашенными сюда директорами образовательных учреждений, их заместителями по воспитательной работе, руководителями музеев, называлась «Воспитание у учащихся чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне».
На первом этаже Центра, в фойе, где обычно проходят художественные выставки, демонстрировались экспозиции, отражающие героико-патриотическое, гражданское воспитание 52 образовательных учреждений округа. Перед участниками и гостями панорамы предстала впечатляющая картина, глубоко воспринять которую можно только при детальном изучении каждого фрагмента, настолько много было представлено форм, методов, направлений патриотического и гражданского воспитания.
У каждой школы свой «почерк», свои «изюминки», свои открытия и достижения. Например, Центр образования №1666 носит имя авиаполка «Нормандия – Неман», его экспозиция была посвящена боевой дружбе французских и советских летчиков, вместе сражавшихся против германского фашизма. Гимназия №1508 в тесной дружбе с ветеранами района Измайлово хранит память о 4-й Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого инженерно-саперной бригаде, ее боевых делах. Одним из главных направлений в деятельности школ №№634, 443, 407 считается исследование родословных учащихся с выявлением причастности их родственников к подвигу народа в Великой Отечественной войне. Музей школы №445 представил богатый материал о Дятьковской партизанской бригаде, судьбах ее бойцов и командиров. С волнением изучаешь экспозицию школы №787 имени героя России А.Н.Савельева: здесь уже героика современности: офицер-контрразведчик ценой своей жизни спас захваченного в заложники шведского дипломата.
Можно перечислять и перечислять. Все увиденное заслуживает уважения и внимания в качестве изучения опыта. Наверное, так же считали и другие участники и гости панорамы, когда подолгу задерживались у экспозиций образовательных учреждений моего района Косино-Ухтомский. У многих школ этого района приоритетное направление в гражданско-патриотической работе – исследование памятных мест, событий из истории страны, Великой Отечественной войны, биографий героев, поиск документов, реликвий, предметов минувших времен.
Выразительно представили многообразную деятельность в сфере патриотического и гражданского воспитания педагоги школы-интерната имени Г.И.Россолимо. Еще находясь в Измайлове (в Косино-Ухтомский интернат перебрался 2 года назад), коллектив взял шефство над памятником Герою Советского Союза Наташе Качуевской, именем которой названа улица в микрорайоне Кожухово (район Косино-Ухтомский). На новом месте воспитанники интерната собрали много свидетельств подвигов земляков, описали в сочинениях, рефератах, докладах и продолжают начатую линию. Содержателен раздел экспозиции «У героев женское лицо». Здесь собрано описание подвигов летчиц 46-го гвардейского Таманского авиаполка ночных бомбардировщиков. В составе его воевала Татьяна Макарова. Вместе со штурманом Верой Белик она погибла в августе 1944 года в ночном воздушном бою. Обеим присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем Татьяны Макаровой названа улица в микрорайоне Кожухово. Подробно рассказывали о своей экспозиции директор школы-интерната Т.Тюрина и ее заместитель по воспитательной работе О.Бабахина.
По богатству содержания и компактности представления выгодно выделялась экспозиция Центра образования №1602. Директор его И.Аникина, ее заместитель по воспитательной работе Т.Базина, руководитель музея А.Никель давали подробные разъяснения о разнообразных направлениях героико-патриотического, гражданского воспитания детей и юношества, в рамках которых эффективно используются местные особенности: насыщенная событиями история микрорайона и образовательного учреждения, которому 91 год, наличие династий, семейные традиции. Их заимствует и развивает Центр образования, и, наоборот, устоявшиеся добрые традиции школы чтят в семьях. Центр образования и его музей в постоянном поиске новых форм воспитательной работы. В последнее время музей, например, подготовил несколько групп учащихся, способных провести экскурсии по памятным местам района Косино-Ухтомский. Стали традиционными выставляемые в коридорах Центра сменные тематические экспозиции (стенды, раскладки), посвященные знаменательным событиям и датам, акции, одна из которых – «Музей одного экспоната» – путешествует из класса в класс. Показательно, что названия некоторых экспозиций музея перешли в виде рубрик в районные журнал и газету, например, «Подвига отзвук в имени улицы», «Повесть о малой родине», «Мы этой памяти верны».
Лично мне было интересно многое. И для себя я встретил любопытную находку: в экспозиции школы №1714 обнаружилась подборка подлинных номеров газеты «Храбрость» – издания, как значилось на титульном листе, «Краснознаменной летной части». Посмотрев несколько номеров, я предположил, что газета, рангом не ниже дивизионной, рассказывает о делах летчиков-истребителей. И вдруг встречаю знакомые фамилии: капитан Дунаев, младший лейтенант Шумилов. Да это же 16-й истребительный полк, который базировался в Люберцах и охранял восточный сектор неба Москвы! Входил он в 6-й авиакорпус ПВО. Так что, видимо, газета 6-го корпуса. Несомненно, реликвии надо беречь, подобное найти очень трудно.
Как отметили участники панорамы, содержательным, интересным было пленарное заседание, которое вела методист информационно-методического центра ЦРТДЮ им. А.В.Косарева кандидат педагогических наук Любовь Балясная. Каждое из выступлений участников панорамы раскрывало определенную тему, показывая, что здесь накоплен положительный опыт и его можно с пользой применять. Например, директор школы №1268 заслуженный учитель РФ Л.Васильченко наглядно показала, как традиции интернациональной дружбы народов способствуют патриотическому воспитанию учащихся. Заместитель директора по воспитательной работе школы №1021 Н.Корябкина в своем выступлении подчеркнула важность объединения усилий всех звеньев и непрерывности процесса формирования личности гражданина и патриота. А о значении объединения усилий в воспитательном процессе на примере содружества школы и завода рассказала заместитель директора школы №688 С.Покрошкина. Заместитель директора по воспитательной работе школы №1324 Т.Степанова говорила о «Подвиге детей в Великой Отечественной войне – нравственном идеале для современных учащихся». О значении использования многообразия источников сведений о Великой Отечественной войне рассказывал руководитель музейного комплекса школы №377 П.Золотарев. Заместитель директора по воспитательной работе школы №1200 О.Дмитриева поделилась опытом проведения районной научно-практической конференции как формы межшкольного взаимодействия в воспитании юных патриотов. С речью о значении и методах героико-патриотического воспитания детей и юношества выступил генерал-полковник, ветеран Великой Отечественной войны М.Попов. По поручению Высшего совета Национальной ассоциации офицеров запаса Вооруженных сил он вручил дипломы лауреатов форума «Общественное признание» 9 коллективам образовательных учреждений «За активную работу по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения». К слову, в Высший совет входят заслуженные люди страны. Например, ученые Евгений Велихов и Жорес Алферов, генерал Борис Громов, космонавт Виталий Севастьянов, маршал Дмитрий Язов, артист Василий Лановой.
Ценность панорамы в несомненной значимости богатого опыта, накопленного школами Восточного округа в воспитании у учащихся чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне, в возможности обменяться этим опытом с коллегами, обсудить насущные проблемы, в своевременности ее проведения. Впереди еще более 4 месяцев до празднования 65-летия Великой Победы. Увиденное, несомненно, поможет в деле патриотического воспитания учащихся.
Комментарии