search
main
0

Свет в конце тоннеля. Будущее российской школы не предопределено

Есть ли будущее у нашей системы образования? Несомненно! Но вот какое… Именно этот вопрос обсуждали на экспертной дискуссии «Российская школа: взгляд в будущее», которая прошла в рамках Гайдаровского форума-2016. Но в отличие от выступившего на том же мероприятии президента Сбербанка Германа Грефа, который назвал нашу систему образования «старой, советской, абсолютно негодной сегодня», из-за чего «мы оказались в стане стран-дауншифтеров», участники дискуссии были настроены куда более оптимистично и позитивно.

По словам заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, за последние годы были предприняты очень серьезные меры по улучшению качества образования, укрепления материальной базы школ, повышению зарплат педагогов. Все это говорит о том, что образование является одним из приоритетов государственной политики. – Мы впервые стали говорить о поддержке лучших педагогических практик, о вознаграждении лучших учителей, о системном преодолении дефицита кадров, – сказала Наталья Владимировна. – Благодаря ФГОС нам удалось обозначить единые для всех требования к результатам образовательной деятельности, а не к образовательному процессу, как было раньше. Наши дети становятся более успешными, демонстрируя постоянный рост качества, устойчивые знания и отличные результаты. Рассуждая о школе будущего, зам. министра образования отметила, что здесь есть довольно четкие направления развития. Прежде всего это сохранение и обеспечение единого образовательного пространства, упор на индивидуальную работу со школьниками с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка в отдельности, обеспечение детей и педагогов самыми современными средствами обучения. Нужно усилить воспитательный компонент в образовании, стимулировать учителей постоянно повышать свою квалификацию, но при этом делать акцент на изменение роли педагога в образовательном процессе, чтобы дети были более приспособлены к окружающему миру. – Система образования Москвы развивается абсолютно в той же логике, что и вся российская школа в целом, – доложил руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина. – Чтобы каждый ученик был успешным, он должен обладать набором качеств, главные из которых – навык принятия решений по организации собственного образования, ответственность перед страной и обществом за свое поведение. Но воспитать в детях подобные качества могут только те педагоги, которые сами ими обладают. Поэтому школе самой нужно давать аттестаты зрелости, подобно тем, которые мы раньше выдавали выпускникам. А для этого радикально поменять систему отношений между органами управления и образовательными организациями. Могу заявить, что сегодня в Москве решения директоров школ очень мало зависят от решений Департамента образования, им дано право решать свои проблемы самостоятельно, самим определять стратегию развития, выбирать программы и методы обучения. Система образования стала гораздо более прозрачной благодаря независимым рейтингам, открытой интернет-аттестации, системе начисления зарплат, где все просто и ясно. Школа становится более ответственной, а значит, наши выпускники все более и более готовы к тому, чтобы самостоятельно строить свою жизнь. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко подтвердил, что будущее школы целиком зависит от учителей. Но то, какие именно специалисты придут туда, напрямую связано с тем, кто и как будет их учить в педвузе. А проблем у педобразования на самом деле куда больше, чем у школы, и их еще предстоит решать. – Совершенно очевидно, что нужна гибкая система подготовки студентов, – констатировал Игорь Михайлович. – Сегодня мало кто, получив однажды профессию, готов работать всю жизнь на одном месте по одной специальности, большинство людей спустя некоторое время меняют сферу деятельности, переключаются на что-то совсем другое. И нужно не осуждать их, а помочь им сделать это максимально оперативно, безболезненно и эффективно. Что, кстати, мы уже пытаемся реализовать на практике. Участники дискуссии также высказывали мысли о том, что реальные изменения наступят, лишь когда в школу придут люди, выросшие в новых реалиях, владеющие новыми компетенциями, способные решать проблемы комплексно, на основе полученных ранее метапредметных знаний. А для этого школе совершенно необходимо учить ребят не только «харду» (конкретным знаниям в области отдельных предметов), но и «софту» (навыкам коммуникации, психологии поведения, стратегии лидерства и пр.). В общем, как можно было догадаться с самого начала, «работа адова будет сделана и делается уже». В том смысле, что проблемы, есть, но мы их успешно решаем и неуклонно продвигаемся вперед. Непонятно, правда, вот что: почему же все-таки люди с гораздо большим интересом обсуждали и тиражировали не эти заявления о наших достижениях, а высказывания Германа Грефа о том, что все плохо и мы катимся в пропасть? Одно из двух: либо высказанный позитив, мягко говоря, не совсем точно отражает реальное положение дел и ему попросту не верят, либо мы отвыкли воспринимать наши собственные успехи, предпочитая питаться негативом, сетовать на судьбу и горевать об ушедшем в небытие «лучшем в мире советском образовании». СправкаГайдаровский форум – одно из крупнейших ежегодных научных событий международного уровня в России в области экономики. Он проводится с 2010 года в память о выдающемся ученом-экономисте, идеологе российских реформ начала 1990-х годов Егоре Гайдаре. За это время форум стал центральным политико-экономическим событием в жизни страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте