Про школы, пожалуй, не скажешь, что все хорошие школы похожи, на самом деле каждая хороша по-своему. Чем отличается школа №549 от остальных? При беглом знакомстве с ней не сразу найдешь необычное, только ей свойственное. Но, беседуя с детьми, учителями, директором и его заместителями, отмечаешь первую особенность: школа – центр микрорайона, ее жизнь не отделена забором от его населения. Люди, живущие вокруг, приходят сюда на праздники не потому, что здесь учатся их дети или когда-то учились, а потому, что им рады и именно для них устраивают разные представления, праздники. А еще эта школа представляет собой республику, где у всех – и детей, и учителей – есть права, и они защищаются, а также и обязанности, которые никто из участников образовательного процесса не считает тяжким бременем.
Демократия вместо «абсолютизма»
Есть здесь управляющий совет, возникший раньше, чем в других таких же учебных заведениях. Причем работает он в полную силу, имеет достаточные полномочия. И во многом именно он определяет настоящую и будущую жизнь детей, учителей и, естественно, родителей, старается делать ее более комфортной.
Идея управляющих советов возникла давно, когда еще действовал обычный совет. А родился управляющий совет в рамках программы по созданию правового пространства в школе. В него вошли представители всех классов. В составе совета несколько комиссий: по культуре и досугу, учебе и науке, спорту и здоровью. Совет начал издавать свою газету «Отражение». Это совершенно независимое от администрации и учителей собственное издание.
По словам директора школы Татьяны Николаевны Конопли, газета доставляет администрации немало беспокойств.
Когда это самоуправление появилось, Татьяна Николаевна сама предложила ребятам работающим в совете: берите столько власти, сколько сумеете удержать. Так она сама добровольно поделилась с учениками своей ответственностью.
А газета постепенно превратилась в дискуссионный клуб, где дети поднимают такие проблемы, по поводу которых администрации приходится с ними спорить. Директор и учителя считают, что есть вещи, о которых не стоит писать в газете. К сожалению, говорит Татьяна Николаевна, есть плохой пример «желтой прессы», в том числе «Московского комсомольца», где печатается абсолютно все.
Газета «Содружество» прежде всего занимается подготовкой дней самоуправления, которые проходят несколько раз в году. Одно из них обязательно в День учителя. Накануне демократичным путем выбирают «директора» школы, назначают «завучей» и 150 «учителей». В каждом классе по два учителя. Они заранее определяют темы уроков и серьезно готовятся к ним. Педагоги, конечно, им помогают, но ребята стараются и здесь быть самостоятельными. В эти дни самоуправления дети получают большой положительный очень полезный опыт.
После дня самоуправления ребята пишут статьи в свою газету, в которых делятся своими впечатлениями. В рамках программы «Правовое пространство» в расписании уроков появился новый предмет – право. В школе действует экспериментальная площадка, которой руководит Сергей Иванович Козленко, заведующий кафедрой общественных дисциплин Московского института открытого образования. Учителя, преподающие право, охотно используют его учебники вместе с большим методическим комплексом. Детям эти занятия нравятся.
Рождался управляющий совет очень непросто. Готовились целый год. Более месяца администрация школы встречалась за чашкой чая с представителями от каждого класса. Сначала им просто объявили: хотим с вами поделиться властью. Но никто не понял, что это за предложение. Наоборот, спрашивали: зачем это нужно? Какую вы получите выгоду?
Встречалась администрация и с группами родителей. Те высказывали свое мнение и тоже воспринимали эту идею поначалу с некоторым недоверием. Эти встречи не были похожи на обычное родительское собрание или конференцию. Разговор шел откровенный, пристрастный. И чем дальше, тем больше родители начали понимать, насколько это важно для их детей. И вот наступил следующий этап: была создана рабочая группа.
Прежде чем управляющие советы появились, пришлось разработать целый блок нормативных актов, положение о совете, положение о выборах. Определен его состав.
Татьяна Николаевна считает, что создавать управляющий совет не стоит, если родителям или учителям непонятно, зачем он нужен, какие задачи он будет решать. Нужно быть готовыми к тому, что члены его будут вмешиваться в дела администрации. И, конечно, пришлось внести изменение в устав школы, потому что в типовых уставах записано: должно быть единоначалие.
Управляющий совет школы №549 состоит из пятнадцати человек: четыре родителя, четыре учителя, четыре ученика и три представителя от общественности – от муниципалитета, от управления образования и от общественных организаций.
Управляющий совет здесь работает два года. Администрация и члены его почти одновременно пришли к выводу, что в нем недостаточно учеников. И тогда были введены без права голосования ученики девятых и восьмых классов. И сразу дело пошло. Самые активные его члены – ребята. Они не пропускают ни одного заседания, всегда серьезно готовятся, изучают проблему, консультируются. Это для них не игра, не подражание взрослым, это для них очень важная, очень ответственная обязанность. Ведь они обсуждают вопросы, которые касаются жизни всей школы и каждого ученика в отдельности, значит, и их самих тоже.
Ребята очень остро ставят на совещании совета многие вопросы. Одно дело – программу развития школы утверждает директор школы вместе с администрацией, другое – когда принимается решение советом. Дети часто спрашивают: «А почему так? А почему не по-другому?» С ними нередко соглашаются, но и бывает, им доказывают, что их предложение нереально.
Когда идет утверждение плана материально-технического оснащения, начинаются горячие споры.
Татьяна Николаевна вспоминает, что выборы в управляющий совет проходили очень интересно, к ним все, а особенно дети, отнеслись с большой ответственностью. Довольно скоро у большинства участников учебного процесса появилось доверие к этому избираемому органу.
На одном из заседаний было единогласно (после некоторой дискуссии, конечно) решено, что в первую очередь в школе необходимо сделать ремонт, в том числе заменить линолеум в спортивном зале, отремонтировать конференц-зал. Раньше возникали споры о том, что в такой ситуации следует считать первоочередным. Причем каждый считал, что свой класс важнее прочих и именно о его оснащении нужно позаботиться прежде всего. Теперь такие местнические настроения ушли.
Каждое заседание продумывается. Заранее приглашаются те представители администрации, к которым могут возникнуть вопросы. Чаще других приглашается заместитель директора по учебно-воспитательной работе, завуч-диспетчер, к которому могут возникнуть вопросы относительно расписания уроков или длительности перемен. Так, по инициативе совета была введена еще одна 20-минутная перемена. Причем такое новшество не всех устроило. Некоторые члены управляющего совета голосовали против.
В другой раз рассматривали ситуацию в семьях, в которых растут «трудные» дети.
Откуда они берутся? Младшие участники совета – дети – пришли к выводу: причину этого надо искать в самой семье. Они неожиданно для своих старших коллег заявили, что хотят встретиться с родителями таких подростков и побеседовать с ними.
Одно дело – такой разговор ведет представитель администрации школы, другое – ребята, причем при этом проявляют заинтересованность, понимание и сочувствие. После такой беседы на заседание совета пришли отцы и матери проблемных подростков. Настрой совета был очень доброжелательный. Все сначала между собой договорились не ругать их, а помочь.
Из числа родителей в совете преобладают мужчины. На первой родительской конференции, когда выбирали представителей в него, Татьяна Николаевна и не представляла, кто может прийти к власти. И было совсем неожиданно, когда в финальном голосовании были выбраны шесть пап и одна мама. Причем все они с активной жизненной позицией. Люди неравнодушные. Голосовавшие наверняка знали, кому они могут доверить решение важных вопросов.
К управляющему совету родители, ученики относятся совсем не так, как к администрации школы, хотя, конечно, и директор, и его замы пользуются уважением у основной массы родителей и детей. Просто совет для – них тот орган, который они выбирали и на деятельность которого они могут влиять. Руководит им Константин Герасимов. Члены совета обычно задают конкретные вопросы. Почему такое, а не иное финансирование школы? Случаются очень острые вопросы, адресованные администрации: например, почему не установлено видеонаблюдение по периметру школы? Пришлось администрации доказывать, что пока нет такой необходимости: территория школы хорошо ограждена.
При такой большой активности управляющего совета ответственность за все, что происходит в жизни школы, у администрации остается. Руководство школы на сегодняшний день свои идеи исчерпало, считает Татьяна Николаевна, свои возможности тоже. И вот уже управляющий совет идет к администрации со своими мыслями, со своими идеями и абсолютно неожиданными предложениями.
– Доверительное, уважительное отношение – этот наш принцип относится не только к управляющему совету, – в разговор вступает заместитель директора Татьяна Александровна Шкварун. – Он распространяется на всех участников образовательного процесса.
Год назад в школе избрали омбудсмена. Это человек, которому доверяют все и прежде всего ученики. Главная его обязанность – защита прав всех участников образовательного процесса. Правовое поле в этой школе продолжает расширяться.
По мнению завучей и учителей, не всякий руководитель школы может поделиться своей властью с управляющим советом. Это под силу очень сильному, волевому, с широким мышлением человеку. Татьяна Николаевна именно такая.
Творчество – главное качество и детей,
и педагогов
В школе есть творческие группы и маленькие творческие объединения. Причем объединяются учителя не только одного предмета, но и разных. Одно дело, скажем, методобъединение математиков, другое – учителей, работающих над проектом «Масленица».
В школе действует матричная структура управления. Она гораздо сложнее, чем классическая с ее вертикальными связями.
Школа начинается с директора. И это действительно так. Он, как режиссер в театре или дирижер в оркестре, дает направление всему развитию, задает тон, но в работе, творчестве предоставляет полную свободу. Предложенные директором идеи можно изменить, доработать, дополнить, предложить свою. Вот поэтому в школе кипит интересная, разнообразная жизнь. Доверие, которое оказывает Татьяна Николаевна коллективу, способствует движению вперед. За последние годы школа значительно поменяла свой имидж. Она стала интеллектуальной образовательной школой.
Многие педагоги работают здесь уже четверть века. Среди молодых немало бывших учеников. Очень сильный получился физико-математический блок, без которого не создать физико-математические лицейские классы. Это высококвалифицированные педагоги – Михаил Викторович Бурыгин, Надежда Васильевна Зайкова, Татьяна Ивановна Башлыкова, Алла Михайловна Лебедева.
Михаил Викторович своими руками сделал комплекс уникального оборудования для лабораторных работ. У истоков лицейского образования стояли Людмила Ивановна Лапушкина, Светлана Ивановна Хрусталева. Это ее была идея – ввести интегрированный курс графики. Два года ей пришлось убеждать учителей.
Наталья Владимировна Ерошина ратовала за курс информатики в начальной школе. Чтобы учителя старшей школы пошли в младшие классы – такого нет нигде. Они стали там преподавать информатику, географию, русский язык и литературу. В частности, литературу у младших школьников ведет кандидат филологических наук Людмила Дмитриевна Польшикова, преподаватель вуза. Активно внедряются информационные технологии со второго класса.
Есть в школе педагог, о котором Татьяна Николаевна рассказывала с особым восторгом. Это один из ее заместителей, потрясающий, по ее словам, по своей привязанности к школе, по новаторству. Человек с большой буквы.
Это Андрей Анатольевич Дмитриев. Он горит идеями. Как-то в молодости работал в школе, потом создал свое дело, стал успешным бизнесменом. Но вот оставил его и пришел в школу на обычную учительскую зарплату. Человек – мечтатель по натуре, он умудряется осуществлять свои идеи в условиях недофинансирования. Прежде всего Андрей Анатольевич сделал упор на более широкое использование в школе информационных технологий. Была создана локальная сеть. Пять классов в старшей школе и шесть в начальной имеют свой собственный электронный журнал в Интернете. Благодаря ему в школе была создана база данных фото- и видеоматериалов.
Нет в школе проблем с кадрами. Вот уже шесть лет никто не увольнялся. «В нашей школе удивительно интересно работать, – говорят учителя, – полный простор для творчества». Творческие группы создают и малые, и большие, многолетние проекты. Есть проекты, которые, допустим, охватывают всю начальную школу. Был проект «Доскажи сказку». С помощью сказок, рассказанных на свой лад, дети перевоспитали всех отрицательных персонажей: Волка, Лису, Медведя, Змея Горыныча. Колобок всем вручил подарки. Он наладил хорошие отношения со всеми героями этой сказки. При этом дети обязательно говорили о толерантности, о терпимости, о добре.
Один из последних проектов – «Чукоккола» по сказкам Корнея Чуковского. Ребята создали собственную книгу «От двух до пяти». Провели настоящую исследовательскую работу. Дети узнавали у родителей о своих высказываниях в раннем детстве. Эти фразы были написаны на листочках «деревьев», на башмачках и развешаны на чудо-дереве, которое «выросло» в библиотеке. Дети приходили и помещали свои высказывания.
Корней Чуковский, наверное, был бы очень рад, увидев ту работу, которая была проведена в начальных классах. Еще один крупный проект посвящен празднованию Дня Победы. Это очень серьезный праздник для школы.
С утра проводится встреча с ветеранами. Готовится музыкальная композиция. А потом школа устраивает праздник для всего микрорайона. Ребята с большим концертом выходят на улицу. Весь школьный двор превращается в огромную праздничную открытку. Здесь же конкурс рисунков на асфальте. Школьники разрисовывают весь микрорайон. На праздник стекаются и стар и млад, в том числе и родители с малышами, у которых происходит первое знакомство с их будущей школой. И тогда праздник превращается в огромное торжество, охватывающее прилегающие улицы.
Масленица тоже «вышла» во двор. Это веселое, как в старину, гулянье. Есть и обжорный ряд, и скоморохи, и песни, и пляски. И снова в гостях у школы весь микрорайон.
Вот таким образом создается открытая образовательная среда, благодаря которой появляется ситуация более широкого общения. Ребята приобретают опыт взаимодействия с социумом. Во время таких больших праздничных торжеств каждый ученик находит себе применение: кто-то разжигает костер, кто-то готовит чай, кто-то печет блины.
– Можно, – говорит Татьяна Николаевна, – оставить микрорайон таким, каков он есть, а можно навязать ему свои правила игры и поднять его до своего уровня. А микрорайон этот непростой. Отсюда и контингент детей, и их немало, которые не получили дома нужной ласки, заботы, тепла.
549-й школе недавно исполнилась четверть века. Выпускники ее, бывшие на юбилее, с удовлетворением отметили, что она сохранила свои традиции, которые зародились с первого дня. И добавились новые.
Следует отметить, что именно сами дети стали инициаторами многих традиций. Это вечер туристской песни, когда все туристы возвращаются из походов. Это поздравительные открытки на асфальте в День Победы. Это возложение цветов во время походов к монументам и памятникам павшим в годы Великой Отечественной войны.
Есть традиция – 12-й класс. Он появляется по праздникам. Бывшие ученики приходят в школу и объединяются в классы: 12-й «А», 12-й «Б», 12-й «В» и т.д. Вместе со всей школой они выстраиваются на линейку. Выпускники прошлых лет приходят в школу и в обычные дни, их привлекает свет родных окон, который не гаснет до позднего вечера.
С 1982 года живет традиция «Придумай сказку». Вот уже 25 лет старшеклассники ставят какую-то сказку и показывают ее не только малышам, но и более старшим ребятам. Новый год тоже празднуется по-особому. В прошлом году был поставлен спектакль по «Бременским музыкантам». Вся школа была оформлена рисунками, плакатами, связанными с этой сказкой. Под руководством Татьяны Александровны Шкварун была подготовлена целая экспозиция. Даже телегу настоящую сделали.
В этом году новая тема: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Вместо трагического конца дети придумали очень счастливый. Они, когда готовят эти спектакли, когда смотрят их, как бы реально проживают все, что случается с героями. В этом тоже нравственное воспитание.
Программа нравственного воспитания реализуется в школе несколько лет в сотрудничестве с РАО. Этот проект позволяет интегрировать его как во многие уроки, так и во внеклассные занятия. Программа внедряется творчески: что-то используется без изменения, что-то расширяется и углубляется. Педагоги научились понимать и детей, и родителей. Когда Татьяна Николаевна пришла сюда работать директором, то на крыльце ее встретила большая группа подростков, которые стояли и курили. Теперь никто даже не подумает о том, чтобы курить возле школы или во дворе, то есть в поле видимости учителей.
Ребята хорошо усвоили, что нельзя обижать девочек и младших учеников. Сквернословия тоже нет в стенах школы. Если раньше у кого-то вырывалось нецензурное словечко, то сами дети это пресекали.
Путешествие – лучшее средство образования
Воспитанники 549-й школы любят путешествовать. Впрочем, и многие педагоги, и директор ходят в походы. Есть здесь клуб туристов, которым руководит Ирина Теодоровна Гайлит. За несколько лет в нем было подготовлено более ста пятидесяти значкистов, 12 мастеров спорта, группа инструкторов. Недавно клуб стал победителем конкурса «Нет фашизму!».
В клубе есть маршрут: «Боевая слава Подмосковья». Есть походы выходного дня, есть многодневные. Во время пеших походов ребята знакомятся с местными жителями, описывают памятники, встречающиеся на пути. Благодаря им люди, которые идут за ними, находят удобные стоянки. Для следующих за ними они оставляют расписание автобусов.
Особое внимание уделяют памятникам Великой Отечественной войны. Приводят в порядок их, могилы солдат, целые кладбища. По пути маршрута составили полный список захоронений. Из 12 памятников, которые они осмотрели во время похода прошлым летом, всего у двух оказались официальные хозяева. Остальные заросли травой, а за теми, которые более-менее сохранились, ухаживают одни старики. Все остальные в полном забвении, поэтому ученики 549-й школы собираются связаться с местными учениками, вблизи которых находятся эти памятники и захоронения солдат.
У туристов много маршрутов по России. Это Камчатка, Байкал, Сахалин, Кольский полуостров. В пути ребята ведут исследования экологического характера и культурного. Проверяют экологическое состояние стоянок, природу Саян, состояние воды Байкала, знакомятся с этнографией того или иного края. Из путешествий они привозят массу впечатлений. В том числе и от общения с местными жителями. Общение с людьми из российской глубинки благотворно влияет на юных москвичей. Дети познают не только национальное своеобразие, обычаи, традиции в других местах страны, они начинают понимать, насколько богата Россия людьми, природой. Понимают, что городской человек даже десяти процентов от своей культуры, духовности в этой суете часто не умеет сохранить. Поэтому вся городская спесь с детей во время таких походов и общений уходит на второй план, и в их душах открывается нечто особое, умение постигать эту красоту и желание сохранить ее. Ребята открывают для себя мир не только на уроках, но и во время таких общений, во время походов.
– И наши дети становятся способными этим людям помогать, поддерживать с ними отношения и становиться добрее. Когда мы говорим о том, что наша современная молодежь жестока, то наших детей, и это, наверное, самое дорогое, видим другими, – говорит Татьяна Николаевна. – Отрадно видеть, когда за маской безразличия проглядывает настоящая душа.
Прошлым летом юные туристы ходили по Кольскому полуострову. Там они видели заросшие окопы. Наши и неприятельские. И довольно близко друг к другу. И когда ребята попытались перебросить камень из одного окопа в другой, они поняли, как нежна и хрупка человеческая жизнь.
– Очень приятно, – продолжает Татьяна Николаевна, – когда об этом думают и говорят подростки из 8 – 9-х классов – самого колючего возраста, это очень важно.
Возвращаясь из похода, ребята всегда привозят множество фотографий. Ирина Теодоровна учит их очень внимательно смотреть на окружающий мир, и эти снимки получаются поистине эксклюзивные. Это не только люди, но и неожиданный поворот реки, туман в горах, который имеет какое-то человеческое лицо, тающие ледники. Взгляд детей на окружающий мир, на природу заостряется. Они привыкают видеть то, чего раньше не замечали. И они начинают вести себя по-другому.
– Уходит бытовая физиологическая насмешка. И главное, что они поняли, что если не ты, то другу никто не поможет. Они в походе сами готовят, сами несут тяжелые рюкзаки, сами ставят палатки и сами отвечают за собственную безопасность, – рассказывает Ирина Теодоровна.
А в походы ходят не самые благополучные. Благополучных детей не всегда отпускают из дома. Ирина Теодоровна каждое лето шестьдесят дивиантных детей уводит из города. Сначала в туристский лагерь. А потом в два-три похода, которые они совершают с инструкторами. Важно, что это разновозрастные группы.
Если школа – это замкнутая социальная среда, то среда во время похода помогает детям адаптироваться друг к другу. Они общаются на равных с местными сверстниками. Скажем, девочки из Уссурийского клуба научили ребят танцевать свои танцы.
Так, среда общения, которую удалось создать с приходом в школу Татьяны Николаевны, очень помогает ребятам чувствовать себя уважаемыми личностями.
Вот что написал один выпускник школы в газету «Отражение»: «Наш турклуб дал нам возможность заглянуть в самые укромные уголки нашей страны. В походе мы становимся ближе к природе, преодолеваем трудности. Боремся с непогодой, переправляемся через бурные реки, поднимаемся на высокие перевалы и вершины. Это прекрасная возможность научиться жить в коллективе, научиться дружить с людьми, помогать им в трудную минуту. Поход дает нам шанс на приобретение таких нужных, по моему мнению, качеств человека, как ответственность, воля, терпение, умение удивляться. Чтобы пойти в поход, мы перед ним обязательно участвуем в городских соревнованиях. И часто занимаем призовые места. Эти соревнования – своеобразное испытание на прочность. Я надеюсь, что многие ребята придут в наш турклуб, что они поймут, насколько важно знать свою страну, побывать наедине с природой, научиться терпимо относиться к людям».
Пространственное мышление
Педагоги и дети гордятся, что у них есть курс графики. Он способствует развитию пространственного мышления у учеников, лучшему пониманию физики и математики. А кроме того, он имеет важное практическое значение.
Этот курс формирует и развивает мыслительную зону ребенка. Только черчением и графикой дело не ограничивается. Все построения приобретают практическое значение. Если это симметрия, то на ее основе ученики отрабатывают рисунок для составления букета. Более старшие ребята создали проект парковой скамейки, а также украшения для окон во время праздников. Это и оформление газеты, обложек для детских альманахов. С помощью графики дети создают различные плакаты: «Нет курению!», «За здоровый образ жизни». Готовят наглядный материал для урока.
В тех классах, где удалось ввести этот предмет, математика у детей стала едва ли не самым лучшим предметом. Ребенок хорошо понимает, что такое сечение, что внутри этой фигуры. Он умеет это представить, умеет это начертить, а потом уже определить площадь.
Так вырабатывается культура труда, потому что графика – это очень четкий предмет, это умение работать с инструментом, умение работать с компьютером. В старших классах курс «Графика» ведется с помощью специальной компьютерной программы. Ребята участвуют в международной олимпиаде, где получают призовые места. Туда они посылают свои графические работы, свои методические разработки, сделанные совместно с учителями.
Очень интересные уроки ребята дают друг другу. Скажем, пятиклассники дают мастер-класс в своей параллели. Например, они разработали оригами. Научились выстраивать определенную фигуру. А дальше в качестве инструкторов учат этому своих сверстников. Так рождается творческое содружество.
Ученики 549-й школы получают хорошие знания и хорошие навыки, а также – не менее, а может быть, более важное – умение ориентироваться в окружающей их действительности. Многие после школы поступают в престижные вузы. Среди специальностей, выбранных выпускниками, наиболее популярными стали специальности в области телевидения и рекламы, банковских услуг, управления. Популярны профессии учителя, врача, лингвиста, психолога.
Комментарии