Очень сложно все проблемные номинации выстроить в ряд по степени важности. Какую ни возьми – все актуально, важно и нужно современной школе. Но среди множества проблем одна лежит у основания «проблемной пирамиды», ибо все на земле имеет свои корни и свое продолжение. Это номинация «Традиции в образовании».
Под этим подразумевается то, что обусловлено историко-культурными факторами и заложено в нашем менталитете, является отличительными чертами российского образования, то, чем мы по праву гордимся. Это фундаментальность подготовки и энциклопедичность знаний учащихся средней школы, гуманистическая направленность образования, тесная связь обучения основам наук и воспитания, причем воспитания не только словом, но и поступком, делом. Это соединение знаниевого подхода и развивающего, опора на труды выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и методистов, широта педагогического мышления…
В то же время традиции не означают догму, а тем более традиции в образовании… Впрочем, как соотносятся традиции и инновации, конкурсанты показали во время защиты своих педагогических концепций. Было интересно также увидеть на практике, во время урока, как, в каких формах воплощается их мировоззрение, тем более что новое зачастую – это хорошо забытое старое.
С чего начинается Родина
Учитель русского языка и литературы Малиновской средней малокомплектной школы Краснозоренского района Орловской области Галина АЗЖЕУРОВА – истинный любитель и пропагандист русского языка. Ее заслуга в том, что она проводит большую просветительскую работу по изучению русского фольклора, местного диалекта, культуры и истории своего края, для чего организует с ребятами краеведческие походы. А уже на основе этих знаний приучает детей к русскому литературному языку, прививает навыки грамотной образной речи и общей культуры и, конечно, воспитывает любовь к малой родине и к своей Отчизне. И делает это не только в родной школе, кстати, с национальным русским компонентом, но и среди взрослых жителей села с красивейшем названием «Малиново»… А ведь просветительство, подвижничество – самые, пожалуй, ценные качества российского учительства.
Чтиво и чтение: в чью пользу выбор
Учитель русского языка и литературы СШ №1071 Юго-Западного административного округа г.Москвы Татьяна ФЕДОРОВА главной целью свой педагогической деятельности ставит формирование и развития интереса школьников к чтению. Она считает, что передача традиции культуры чтения от родителей к ребенку, от учителю к ученику – глубоко в традициях нашего народа. Именно поэтому она выбрала номинацию «Традиции в образовании».
На защите Федорова ярко и убедительно доказала, что нельзя игнорировать читательский интерес школьников, который наблюдается в выборе книг, мягко говоря, не в пользу классики.
– Я провожу читательские конференции, на которых дети рассказывают, что они прочитали, а взамен предлагаю то, что прочитала сама. И кроме того, на современных произведениях можно очень хорошо повторить Достоевского, Бунина и Шекспира, ведь в них масса культурологических ассоциаций – вот такое великолепное решение проблемы активизации читательской деятельности и привития литературного, художественного вкуса у старшеклассников найдено словесником.
Неудивительно, что ее урок по «Отцам и детям» И.С.Тургенева помимо жюри собрал полную аудиторию заинтересованных людей. Они увидели современный стиль работы над литературным произведением, новые методологические приемы анализа классического русского романа, увлеченность ребят поиском ответов на поставленные учителем вопросы. А главный вопрос был таков: какова же… тема урока?
Здесь были интрига и недосказанность, сознательное провоцирование на ошибку и ее нахождение, дискуссия и работа с текстом романа и со словарем, рефлексия и в конечном итоге удовлетворение от того, что все-таки смогли «докопаться» до истины. Тему сформулировали таким образом – «Смысл названия романа».
Благоговение перед жизнью
Об основополагающих законах существования природы на уроках биологии в 11-м классе рассказывает Наталья ФЕДОРКИНА, преподаватель СШ №6 г.Вологды. Генетика традиционно изучается в старших классах средней школы и считается разделом, одним из самых сложных для восприятия учащихся. Множество законов, теорий, задач, описаний опыта – все это отпугивает в изучении материала учеников; знания по генетике быстро забываются. Между тем раздел «Генетика» в нынешних условиях очень важен. Знание химической структуры молекулы ДНК дает новый толчок исследованиям по поводу лечения наследственных болезней человека, на рубеже ХХI века генетика предложила человеку бессмертие… Разговор о современных исследованиях в области генетики – это методы клонирования, генной инженерии. Они демонстрируют связь научных исследований с такими философскими категориями, как добро и зло. Ребята начинают понимать, что они живут в конкретное время, в конкретную эпоху, что они ответственны за то, что происходит сейчас на Земле.
На уроке, посвященном «Мутации», учащиеся 11-го класса «А» школы №1307 проявили необыкновенную эрудицию и активность, живо откликаясь на любое предложение учителя. Сложнейшая тема была раскрыта понятно, четко, на эмоциональном фоне, но без излишней сентиментальности. Мастерство преподавателя – вне всяких сомнений. Подумалось: «Как хочется вернуться назад, в школу, и ходить на уроки к этой учительнице!»
Интересные, насыщенные уроки провели преподаватель физики из г.Рыльска Курской области Игорь ПОЛИЩУК и словесник из г.Оренбурга Елена ИВАНОВА. Каждый их урок без преувеличения – событие! Увлекла детей на «телевизионном ток-шоу» о способностях человека учительница истории и обществознания Марина ТУЛУХОНОВА из Боханской СШ №1 Усть-Ордынского автономного округа. Еще один историк – из г.Благовещенска Наталья СТАРЧЕУС – побудила работать на уроке весь класс, который дружно строил «дом», символизирующий Англию конца ХVIII – начала ХХI века. А их коллега Наталья СОКОЛОВА, работающая в лицее «Развитие» г.Пскова, заставила восьмиклассников задуматься о важности общения для человека. Плеяду историков в тот конкурсный день замкнула учитель истории из г.Кашина Тверской области Жанна СУХОДОЛЬСКАЯ, давшая урок по… «детству» Европы. Так окрестили ребята из 10-го класса «Б» период формирования западноевропейского средневекового общества.
…Среди такого «созвездия» талантов ох как нелегко будет выбрать лучших.
Комментарии