search
main
0

Свет радости

«Замечательный художник Юрий Иванович Боско относится к тем талантам, которых по праву называют достоянием России, – считает народный художник России Яков Скрипков. – В его работах много света, радости, любви к людям и к Родине. Как истинный сын Руси, он одарен богатырской внутренней силой, позволившей воплотить в жизнь многие творческие замыслы».

В сентябре нынешнего года профессору Московского архитектурного института заслуженному художнику России Юрию Боско исполнилось 75 лет. К этой знаменательной дате издан альбом его избранных произведений, включающий монументальное искусство, живопись и графику. Автор-составитель альбома, а также открывающей его статьи-исследования – искусствовед, культуролог, член Союза писателей России Наталья Долинская. Знакомство с Юрием Ивановичем в начале его самостоятельной жизни (о том времени напоминает помещенный в альбоме замечательный портрет «Глаза») и многолетняя дружба с ним дали возможность написать не холодновато-отстраненную монографию, а интересное повествование о жизни и творчестве известного художника.

Юрий Боско родился в 1930 г. в Самарканде, где волей судьбы оказались его родители – мама, Екатерина Климушкина, родом из самарской деревни и отец, уроженец Петрограда, имевший краткую фамилию Боск, к которой впоследствии была добавлена еще одна буква. После трагической гибели Ивана Боска мать с маленьким Юрой переехала в Куйбышев (ныне Самара). Она провидческим чутьем угадала предназначение сына.

«Случайной может быть должность, иногда профессия, а призвание – никогда», – пишет Наталья Долинская. В этом отношении судьба героя ее повествования – тому подтверждение.

Когда началась война, мать отправила Юру со своей сестрой в Самарканд. Там сосед по дому, увидев его рисунки, посоветовал тетушке отдать мальчика в художественное училище. Зачисленный из-за малолетства в подготовительную группу, он через 3 года стал полноправным студентом.

«Мне, – вспоминает Юрий Боско, – часто приходилось проделывать долгий путь из одного конца страны в другой на 508-м, «веселом» поезде. Он назывался так потому, что был в пути целый месяц. И в дороге люди не только знакомились, но и влюблялись, сходились, рожали детей. В дорогу я мог взять только краюху хлеба, по крохам растягивал ее. Приезжал к маме в Куйбышев вконец отощавшим оборванцем. Но вот брать у кого-то еду, когда предлагали, не мог. Почему-то стыдно было. А за работу – сбегать для кого-то за горячей водой на полустанке, покачать малыша, пока мать спит, починить чей-то нехитрый скарб – другое дело. Хотя и это казалось совестным, но есть хотелось страшно, до обморока. Конечно, можно было все бросить и остаться с матерью. Но во мне горела такая жажда к учебе и такое желание непременно стать художником, что все другое уходило на второй план. Постоять за себя я умел, кулачные уличные бои с обидчиками были мне не в диковинку».

– Жизнь, – продолжает Юрий Иванович, – пробует тебя на зуб, обтесывает, закаляет, порой пытается и ломать. Словом, учись плыть не только по течению, но и против. Находи себя, обретай силу, нарабатывай мускулы не только тела, но и души.

Когда он был на пятом курсе, училище перевели в столицу Узбекистана Ташкент. Там Юрий окончил училище с красным дипломом. Желание учиться дальше привело его в Москву, поступил в институт, который вскоре перевели в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. В нем Боско продолжил обучение по специальности «Монументально-декоративная живопись» и окончил вуз с отличием.

В творческом багаже художника не случайно значительное место занимают монументальные произведения: барельеф «Прометей» в Тольятти, выполненный совместно со скульптором Фетисовым, мозаика в Ленинском мемориальном центре Ульяновска, роспись в Зале трудовой славы ВАЗа, композиция «Энергия – народу» на плотине Волгоградской ГЭС, роспись во Дворце труда, мозаики, витражи, сквозные металлические рельефы в интерьерах Волгограда, Уральска и других городов.

Создав немало монументальных произведений, он занялся станковой живописью, заявив о себе как о мастере жанровых картин, пейзажа, портрета. Жанровая разнообразность у Боско, отмечает Наталья Долинская, «приобрела не только черты глубокого профессионализма, но и собственный, отличный от других, узнаваемый творческий почерк».

После республиканской художественной выставки «Советская Россия» в начале 1960-х гг. репродукции экспонировавшихся на ней картин Боско «Будни Волгоградской ГЭС» и «Над Волгой» обошли весь Советский Союз на страницах газет и обложках журналов. Его приняли в Союз художников России, избирали председателем его Волгоградской организации, членом Правления Союзов художников России и СССР. Несмотря на признание, художник не торопился в столицу, продолжал жить и работать в Волгограде, Самаре, Тольятти. Именно там, на Волге, родились замыслы многих его произведений, а героями картин стали живущие на берегах Волги люди разных поколений и профессий. Визитной карточкой художника по праву считаются полотна «Волжанка» и «Волгари».

«Как-то во время одной из поездок по Волге, когда наш катер причалил к пристани, я услышал звонкий, уверенный голос, – вспоминает Юрий Иванович. – Женщина просто и буднично крикнула: «Шевелись, бросай чалку!» Я оглянулся на крик, но она уже исчезла. А этот голос остался в памяти надолго. Не знаю, чем он меня подкупил, то ли интонацией, то ли тембром. Я пытался представить себе эту женщину. Потом долго искал определенный типаж для образа, который уже сложился в моем воображении, делал портретные наброски, эскизы, пока не пришел к определенному решению – вот она, волжанка! Так и состоялась будущая картина».

– А вообще, прежде чем приступить к работе над портретом, – считает Боско, – необходимо не только познакомиться с человеком, но узнать его, полюбить, понять его глубинное, истинное, найти самое характерное.

Он и сам до сих пор отличается крепким волжским характером, хотя с 1978 г. живет в Москве, более четверти века успешно сочетая творчество с педагогической работой профессором кафедры рисунка Московского архитектурного института. Свои знания и опыт он щедро передает студентам. И по-прежнему много работает как живописец.

В год 60-летия Великой Победы заслуженный художник России Юрий Боско написал и представил землякам-сталинградцам полотно «О днях суровых святая память», героиня которого – санинструктор Мария Рохлина, отмеченная многими наградами. Это не просто отображение конкретного человека, а портрет-символ, обобщенный образ тех, кто сражался за Родину. Художник назвал эту работу новой точкой отсчета в своем творчестве и заявил о желании продолжить воплощение творческих замыслов, связанных с темами войны и мира, Родины, памяти.

За последние несколько лет Юрий Боско написал десятки, если не сотни полотен. «Неизменно приковывают зрительский взор его жанровые картины, пейзажи и натюрморты, – пишет Наталья Долинская. – А портретная галерея, богатая всеми оттенками мастерства, поражает глубиной проникновения в суть человеческого характера». В числе замечательных работ художника в книге-альбоме представлены портреты архитекторов Левитана и Прядихина, художника Егидиса, народного артиста России Назарова, академика Комарова, фронтового санинструктора Рохлиной, автопортрет, серия портретов ученых-геологов, преподавателей МГУ; пейзажи «Мартовский этюд», «Весна на Алтае», «Озеро таинств», «Утренняя тишина», «Летний восторг» и многие другие.

Юрий Боско – участник многочисленных художественных выставок в России и за рубежом – в Германии и Польше, Болгарии и Китае, США и Великобритании, Франции и Японии. Его картины находятся в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Самары, Тольятти, Нижнего Новгорода, Перми, а также в зарубежных собраниях.

Примечательно, что еще в 1963 г. Юрию Ивановичу было присвоено почетное звание заслуженного художника России. А вот звания народного художника он по какой-то необъяснимой причине не удостоен и поныне, хотя давно, по сути, является таковым.

«Каждая выставка заслуженного художника России Юрия Ивановича Боско – это встреча с ярким дарованием, с искусством тонким, мудрым и высоким, – говорил выдающийся скульптор, народный художник России, лауреат Государственной премии Юрий Орехов. – Творчество этого Мастера несет лучшие традиции не только русского, но и мирового реалистического изобразительного искусства».

– Сейчас, если не поработаю дня два-три, – признается Юрий Боско, – чувствую себя, мягко говоря, неуютно. Ощущение такое, словно попусту разбазарил драгоценное время.

Для того, чтобы художник состоялся, необходимы, считает Юрий Иванович, три слагаемых: талант, характер и работоспособность. Всем этим он обладает сполна. Талант у него, как говорится, от Бога. Характера ему не занимать. А работает он много, самозабвенно.

Юрий Боско находится в прекрасной творческой форме, о чем свидетельствуют полотна, созданные им в последнее время. И ценители изобразительного искусства вправе ожидать от зрелого, большого мастера, поистине народного художника, чей талант помножен на труд, новых замечательных работ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте