search
main
0

Свет маяка над волною. Жизнь у моря имеет свои особенности

Все-таки климат много значит. Жить веселей, когда тепло и солнечно. В этом году осень в средней полосе наступила раньше обычного, поэтому весь сентябрь школьники были вынуждены мерзнуть в неотапливаемых классах, а после школы торопиться домой под дождем. Неудивительно, что большинство из них уже успело переболеть ОРВИ, а кое-где даже закрывали классы на карантин…

«Как же повезло детям юга! Лето продолжается для них до конца октября», – думала я, отдыхая в сентябре на Черноморском побережье недалеко от Анапы. Каждое утро по дороге к морю я встречала по-летнему одетых школьников, веселых, загорелых. Большинству российских школьников, особенно в унылую осеннюю пору, не хватает солнца, бодрости, позитива и энергии. Но что поделать? С климатом не поспоришь.В один из дней я все-таки зашла в школу №17 муниципального образования город-курорт Анапа (так официально называется образовательное учреждение поселка Сукко), чтобы познакомиться с ее педагогами. Внутри школа оказалась не менее привлекательной, чем внешне, по-домашнему уютной. Всего один этаж, небольшие классы, неширокий коридор. Здание не одно, есть три отдельно стоящих блока – спортивный зал, столовая и здание с компьютерным классом и кабинетом технологии. И четвертая, совсем крохотная избушка-мазанка – школьный этнографический музей. В нем с любовью воспроизведен интерьер типичного жилища кубанского казака. Собраны предметы быта и одежда, которую носили жители поселка сто с лишним лет назад. Юные экскурсоводы, изучающие в рамках внеурочной деятельности историю и обычаи казаков, сами знакомят ребят начальной школы с традициями и культурой малой родины. Хотя здесь, в Сукко, со времен турецкого геноцида рядом с казаками постоянно проживает большая армянская община – потомки беженцев-армян составляют значительную часть населения поселка. И, конечно же, в школьных журналах и на доске почета можно видеть много армянских фамилий, так же как и татарских, и украинских, и русских. Люди разных культур и национальностей отлично уживаются в этом благодатном и теплом крае.А вообще история школы весьма интересна даже с геополитической точки зрения. Ее мне рассказала директор школы Анна Александровна Акименко, историк по образованию. Она и сейчас, став директором два с небольшим года назад, ведет уроки истории и обществознания.- Поселок в начале XX века был настолько мал, что здесь размещалась лишь начальная школа, причем ряд предметов преподавался на армянском языке. Во время Великой Отечественной войны в здании школы размещался штаб румынских дивизий вермахта. Когда в район Анапы пришли наши войска (днем освобождения города считается 21 сентября 1943 года, и во время моего визита в школе вовсю шла подготовка к празднику), здание штаба (школы) со всеми документами было сожжено дотла. После войны в Сукко наскоро построили единственное в поселке административное здание, в котором размещались одновременно и правление совхоза, и школа, и клуб, и библиотека. И лишь в 1956 году возвели современное школьное здание – в этом году ему исполнилось 60 лет. Вы наверняка заметили в архитектуре элементы, как теперь говорят, победного сталинского ампира.Еще бы! Здание действительно необычное, светлое и праздничное. Кстати, в двух шагах от школы детский сад. Он был выстроен спустя пять лет точно в таком же стиле – на эти два архитектурных памятника эпохи нельзя налюбоваться, столько в них надежды на лучшую, красивую и спокойную жизнь!Школа изначально была рассчитана на 140 детей, но сегодня в ней учатся 240. Есть и еще желающие, но им вынуждены отказывать, потому что мест за партами в классах нет.- И что же делать тем, кого не взяли? – интересуюсь я, невольно ставя себя на место родителей, которые опоздали с заявлением.- Таких мы направляем в школу соседнего поселка Варваровка, она пока еще может принять детей нашего поселка. Конечно, родителям это неудобно: детей нужно либо возить в школу на машине, либо отправлять на рейсовом автобусе, а для этого поднять раньше, раньше собрать и проводить. Но что делать, если Сукко благодаря близости моря бурно растет и развивается. Варваровка тоже растет, но медленнее – она расположена на горе.Что правда, то правда. В последние годы Сукко полюбили не только владельцы коммерческой недвижимости, сезонной в большинстве своем, но и московские застройщики. Уже возведено два микрорайона с таунхаусами, рассчитанными на круглогодичное проживание. Теперь обеспеченные жители столицы могут купить семье альтернативное жилье на море и тем самым обеспечить своим детям чистый воздух и мягкий климат не только летом, но и в любое время года. Однако современный и по-европейски красивый проект почему-то не предусматривает строительства в микрорайоне ни школы, ни садика. Застройщики обещают потенциальным покупателям, что детей в случае необходимости примут существующие в поселке образовательные учреждения.- Ко мне уже обращались за подтверждением, но я не дала его. Мы не сможем принять детей, потому что мест в школе нет. Рады бы принять, но пока ни о пристрое, ни тем более о строительстве новой школы речь не идет. А пристрой решил бы проблему. В него можно было бы вывести начальную школу и освободить классы для среднего звена.Школа в Сукко сейчас основная, хотя еще 10 лет назад была средней. Старшие классы ликвидировали по причине их немногочисленности. Но время показало недальновидность административного решения. В Сукко ежегодно фиксируется прирост населения вследствие значительного миграционного потока. В связи с недавними украинскими событиями в поселок приехали несколько десятков семей беженцев. В 2014 году школа приняла 16 детей из восточных областей Украины, и это было не очень просто. Кроме того, каждый год приезжают на ПМЖ жители районов Крайнего Севера, активно ведется коттеджное строительство. В семьях растут и рождаются дети, поэтому начальная школа переполнена. Пройдет немного времени, эти дети вырастут, и старшие классы нужны будут многим из них.Пока же выпускники 17-й школы вынуждены доучиваться в Анапе. И не важно, что они выбирают: 10-е классы общеобразовательных школ, техникум или другие учреждения среднего профессионального образования, – им всем приходится вставать очень рано, чтобы быть на автобусной остановке в 6.40 утра. До Анапы недалеко, но дорога осложнена пробками, которые бывают и утром, и вечером, и в середине дня.- Во сколько же дети возвращаются домой? – не могу не поинтересоваться я.- В пять вечера, а то и позже. А утром, в зимние месяцы, они выходят из дома, когда на улице темно, как ночью. Конечно, у нас редки морозы, но даже 8-10 градусов тепла при высокой влажности и ветре многими переносятся с трудом.Восьмиклассники, с которыми я побеседовала после уроков, уже знают, что их ждет впереди, поэтому подходят к выбору дальнейшего пути серьезно. В школе очень развито спортивное направление: дзюдо, футбол, волейбол, легкая атлетика, – поэтому все здешние ученики выглядят отлично, стройные, подтянутые, статные. Сутулых и полных я не видела. Как правило, учащиеся посещают не одну секцию, сочетают групповые и индивидуальные виды спорта. В школе работают три преподавателя физической культуры (двое в штате и один совместитель). Многочисленные кубки и грамоты с турниров разного уровня школа №17 получает благодаря многолетней работе Эссена Саидовича Саидова, тренера по дзюдо, и почетного работника образования, заслуженного тренера по волейболу Игоря Ивановича Рукавицына.Еще в прошлом году школьники занимались в две смены, сейчас все классы учатся в первую, а вторая смена отдана занятиям внеурочной деятельностью. Помимо спортивных секций и казачьего класса есть кружки художественного направления (их ведут в здании школы педагоги дополнительного образования Дома детского творчества) и туризма. Под руководством педагогов-организаторов станции туризма ребята изучают природные памятники и другие достопримечательности, готовят экскурсии и ходят в походы. А вообще-то все учащиеся школы №17 принимают участие в регулярно проходящих экологических десантах – проще говоря, убирают безобразие, которое оставляют после себя отдыхающие и на берегу моря, и в можжевеловой роще Утришского заповедника, и вокруг прекраснейшего пруда, созданного руками людей в долине реки Сукко. Пруд (местные и приезжие называют его озером) является местом притяжения многих отдыхающих, поскольку в его центре, прямо в воде, единственная на территории Краснодарского края роща величественных болотных кипарисов. Им уже 80 лет. Школьники провели целое исследование, чтобы узнать имя энтузиаста-ботаника, высадившего в долине реки саженцы редкого североамериканского растения, но их поиски так и не увенчались успехом. Местный совхозный агроном, который сейчас на пенсии, не смог им помочь.Раньше, когда в Сукко был большой и успешный совхоз, школьники принимали активное участие в сельхозработах. Не только в прополке и сборе урожая, но и в выращивании карпа (с помощью сачков выпускали мальков из особых отделений), трудились на собственном пришкольном участке. Теперь это все в прошлом, к сожалению педагогов. Все-таки труд был и остается основой успешного воспитания. Участие в благоустройстве поселка и экологических десантах компенсирует былое трудовое воспитание лишь отчасти.В заключение беседы спрашиваю Анну Александровну, которая хоть и живет в Сукко большую часть жизни, родилась и училась в Сургуте Тюменской области, чем отличаются школьники средней полосы от детей, которые живут и учатся в курортных городах?- Все-таки мы все, и взрослые, и дети, подчинены ритму курорта, так или иначе включены в сезонную жизнь. Если меня и многих моих сверстников в свое время родители старались летом отправить отдыхать – в лагерь или к родным за город, то здесь дети, начиная с довольно раннего возраста, подрабатывают летом. Конечно, они выполняют посильную работу, но заняты практически все. Не обязательно работают по найму, многие просто помогают родителям, принимающим курортников, организующим их активный отдых или экскурсионное обслуживание. Это другой образ жизни, более серьезное отношение к ней и более высокий, на мой взгляд, уровень ответственности. Наша школа дает не только хорошие знания, педагоги и родители вместе заботятся о здоровье детей, приучают их к труду, формируют характер, воспитывают силу воли. Поэтому большинство находят свое место в жизни и живут хорошо.пос. Сукко, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте